Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задачи  по курсу Психология развития



Задачи  по курсу "Психология развития

и возрастная психология"

1. Наблюдение — один из основных методов изучения развития детей.

Перечислите симптомы (признаки), которые фиксируются при осу­ществлении метода наблюдения.

Почему важно при регистрации факта зафиксировать явления, сопутствующие ему?

2. При изучении памяти детей дошкольного возраста была выдвинута гипотеза, что развитие запоминания содер­жания литературных произведений основано на усвоении детьми приемов смысловой группировки материала и вклю­чения этих приемов в процесс запоминания.

Какой эксперимент необходимо провести, чтобы подтвердить данную гипотезу?

Какой основной принцип положен в основу формирующего экспе­римента? Чем отличается формирующий эксперимент от констатирующего?

3. Студентка педучилища во время педагогической прак­тики в детском саду подошла к Коле (5 лет) и сказала ему: “Подожди минутку, мне надо с тобой побеседовать!” Мальчик остановился и недоуменно посмотрел на нее. Сту­дентка начала с ним беседовать...

Правильно ли поступила студентка, решив воспользоваться методом беседы?

Какие условия должен соблюдать исследователь, применяя метод беседы?

4. Жене 1 год. Она ходит, держась за мамину руку, а самостоятельно ходить отказывается. Что должны делать родители, чтобы помочь малышу преодолеть страхи, связанные с его первыми шагами (напряжением, потерей равно­весия, падениями)?

5. Мама, одевая Диму (мальчику 1 г. 1 мес.), говорит: «Сейчас наденем рубашечку. Где рубашечка? Подай её мне. Дай мне колготки. Принеси мне сандалики» и так далее. А Дима, хотя и медленно, но выполняет указания мамы. Согласны ли вы с тем, как поступает мама? О воспитании каких сторон речи заботится мама? Как вы полагаете, охотно ли Дима будет одеваться?

6. Лена (3 г.) поет песенку «Елочка». Вместо «мороз снежком укутывал», она произносит «мороз мешком укуты­вал».

Наташа (2 г. 10 мес.) поет эту песенку так: «Порою волк, сердитый волк с лисою пробегал» (вместо «рысцою пробегал»).

Закономерно ли это явление для детей раннего возраста? Дайте психологический анализ причин искажения слов. Как поступать взрослым в этих ситуациях?

7. Родители Кати (девочке 2 г. 5 мес.) работают и учатся на вечернем отделении института. Так как на воспи­тание дочери времени не оставалось, решено было отвезти Катю к бабушке в деревню.

Через год, когда дочь вернулась домой, родители обна­ружили у нее неправильное произношение. Чем объяснить подобное явление? В каком возрасте наблюдается сензитивность речи?

8. Увидев первый раз волка в зоопарке, Петя спросил маму: «Почему тут Рекс?» (Рекс — собака соседей.)

Определите примерный возраст ребенка. Объясните, почему ребенок так воспринял волка.

9. Алеша забросил мячик на шкаф и пытается безуспеш­но его достать. Мама предлагает ему подумать, как можно достать мячик. Алеша отвечает: «Не надо думать, надо доставать!»

Определите примерный возраст малыша.

Какие особенности мышления проявились у мальчика в данном случае?

10. Миша (2 г. 2 мес.), увидев, что мама надевает пальто, спросил: «Мама, ты куда?» — «Гулять», — ответила мама. «А мы меня возьмем с собой?» — спросил малыш.

Через несколько дней Миша подошел к маме и сказал: «Миша хочет кушать!»

Почему ребенок назвал себя в третьем лице? Как формируется у ребенка самосознание?

11. Ваня (1 г. 3 мес.) увидел на голове у мамы меховую шапку и, радостно улыбаясь, сказал: «Кис-кис».

Какое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает это явление? Приведите примеры.

12. Не хочу кашу», — кричит Коля и отталкивает от себя тарелку. «Может быть, картошки поешь?» — услуж­ливо спрашивает бабушка. «Хочу картошки», — кричит Коля. Бабушка подает ему картошку, но внук снова отталки­вает тарелку, кричит и не ест.

Проанализируйте поведение бабушки. Назовите причину такого поведения Коли. Как предотвратить такое поведение у детей раннего возраста?

13. Я тоже хочу варить кашу», — говорит трехлетняя Нина, наблюдая, как мама варит кашу. «Ты еще малень­кая, — отвечает мама, — кашу варят только взрослые». «Я хочу», — настаивает девочка.

Наконец, мама не выдерживает: «Не мешай мне, иди играть».

С каким явлением в развитии ребенка связано поведение Нины? Какова роль взрослого в этот период развития дошкольника?

14. Ребенку подготовительной к школе группы предло­жили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?»

Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните причину подобного явления.

15. Мама Наташи (девочке 6 лет) говорит: «У моей дочери есть желание мне помогать. За какую бы работу я ни взялась, она тут как тут. Но какая от нее помощь, одна помеха. Я отправляю ее гулять, без нее я быстро управляюсь по хозяйству». Права ли мама Наташи? Что можно посоветовать маме?

16. Воспитатель, обращаясь к ребенку, говорит: — Я расскажу и покажу тебе, как надо стирать платье для куклы. Сначала замочи его в тазике с теплой водой, а потом мокрое платье намыль мылом и потри вот так. (По­казывает.) Потом надо поменять воду и прополоскать в чис­той воде. Затем, отжав платье, повесь сушить. Когда оно высохнет, погладь его и надень чистое платьице кукле. В чем смысл такого подробного объяснения? Можно ли после подробного объяснения трудового процесса предос­тавить детям полную самостоятельность?

17. Пятилетний Сережа растет в неблагополучной семье: папа любит выпить, часто оскорбляет жену в присутствии сына.

На занятии по изодеятельности в детском саду Сережа изобразил на рисунке некрасивого человека. На вопрос пе­дагога: «Кто это?» — мальчик не признался, что это его отец, он уклончиво сказал, что это просто хулиган, и добавил: «Плохо, когда пьют». Объясните мотивы поведения Сережи.

18. Дети должны были нарисовать с натуры чучело белки. Дошкольникам разных групп детского сада было предложе­но обследовать разными способами натуру. Дети средней группы, изучая белку, гладили ее по шерст­ке и т. д. Дети старшей группы изучали белку с опорой на зрительное ощущение. Будут ли отличаться рисунки детей разных групп? Дайте психологи­ческое обоснование своим выводам.

19. Воспитатель подготовительной к школе группы на за­нятиях по математике заметил, что Петя никогда не начи­нает выполнять задание сразу после объяснения, а старается посмотреть, как это задание делает его соседка Катя. Проанализируйте поведение Пети, укажите причины такого поведе­ния мальчика.

20. Игра в «магазин». Играют Саша, Маша, Сережа, Катя, Алеша, Света, Нина. У каждого своя роль. Двое — продав­цы, один — кассир, один — принимает товар, двое — сгру­жают его, покупатель — Нина. Она выбирает продукты, платит деньги, складывает покупки в сумку.

Определите возраст детей, назовите основные признаки, по которым вы определили возраст детей.

21. Если наблюдать за рисующими детьми, перед кото­рыми поставили предмет, то можно установить общую для дошкольников особенность в поведении: едва взглянув на предмет, они продолжают быстро и уверенно рисовать на бу­маге.

Объясните причину этого явления. Каково воздействие взрослого на изобразительную деятельность детей?

22. Саша (6 лет) по комнате возил машину. От резкого движения машина закатилась под диван. Мальчик пришел на кухню и сказал маме: «Дай щетку!» На вопрос мамы, зачем ему нужна щетка ответил: «Машинка под диван ука­тилась, ее надо достать».

Какой вид мышления свойствен Саше? Отметьте значение данного вида мышления для психического развития ребенка.

Какие приемы использует взрослый, развивая такой вид мышления у ребенка?

23. Воспитатель спросил у детей старшего дошкольного возраста, кем работают их родители. Саша сказал, что его мама не работает и ничего не де­лает. Она сидит с маленьким братиком, ходит в магазин, стирает, варит обед и убирает в комнате. Проанализируйте ответ детей, объясните, чем он вызван.

24. Позиция школьника не всегда связана с желанием ребенка учиться, овладевать знаниями. Его могут привлекать только внешние атрибуты школьной жизни: портфель, тетради. Выделить содержательные аспекты школьной жизни должен помочь учитель. Но чтобы ему удалось выполнить эту задачу, ребенок должен быть готов вступить с учителем в отношения нового типа. Какой вид общения должен быть развит у ребенка до поступления в школу?

25. Ваня, ученик 1-го класса, придя домой, рассказывает маме, что было интересно. Он с радостью говорит, что узнал, понял, чему научился. Развитие какой мотивации учения можно предположить у Вани?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.