|
|||
Справка по итогам районных педагогических чтений «Михаил Васильевич Ломоносов — просветитель патриот»Стр 1 из 2Следующая ⇒ Справка по итогам районных педагогических чтений «Михаил Васильевич Ломоносов — просветитель патриот» Районные педагогические чтения «Михаил Васильевич Ломоносов — просветитель-патриот» состоялись с 15 по 22 ноября 2021 года. Участниками мероприятия стали 19 педагогов из 7 образовательных организаций района и информационно-методического центра. КОГОБУ СШ пгт Подосиновец представили 3 участника, КОГОБУ СШ пгт Демьяново — 4 участника, МКОУ СОШ пгт Пинюг — 1 участник, МКОУ Ленинская ООШ с. Заречье — 1 участник, МКОУ ООШ с. Октябрь — 1 участник, КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Демьяново — 2 участника, МКДОУ детский сад «Сказка» пгт Демьяново — 3 участника, МКДОУ детский сад «Подснежник» пгт Подосиновец — 3 участника, МКУ ИМЦ пгт Подосиновец — 1 участник. Педагоги презентовали опыт работы в восьми секциях из предложенных десяти: организация работы с одаренными детьми; индивидуальный подход к ребенку; воспитание человека-патриота; эстетическое воспитание детей; физическое воспитание детей; школа комфорта и уюта; методы обучения в современном образовательном процессе; формы организации современного образовательного процесса. Секция 1 «Организация работы с одаренными детьми». Одним из принципиальных положений педагогической теории М. В. Ломоносова является принцип наличия таланта, заложенного в каждом ребенке. Проблема выявления природных способностей одаренных детей, вопросы организации работы с одаренными детьми стоят и перед педагогами 21-го века. Опыт работы по данной проблеме через организацию и проведение районного праздника естественных наук представили учителя КОГОБУ СШ пгт Подосиновец: Елена Борисовна Грязева, учитель биологии, Ольга Николаевна Нагаева, учитель химии, Ольга Николаевна Залесова, учитель географии. Педагоги предложили положение о празднике и все практические материалы для организации мероприятия. Интересный опыт по применению в воспитательно-образовательном процессе технологии исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через организацию «Детской экспериментальной музыкальной лаборатории» в данной секции презентовала Оксана Александровна Чурина, музыкальный руководитель МКДОУ детского сада «Подснежник» пгт Подосиновец. Экспериментируя и играя, дети знакомятся с современными музыкальными техническими средствами, учатся ими пользоваться, знакомятся со свойствами звука, участвуют в интересных опытах со звуками, а полученные знания используют в своей творческой деятельности. Творческое освоение звуковой картины окружающего мира обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, формирует интеллект, развивает речь, становится стимулом личностного развития ребенка.
Секция 2 «Индивидуальный подход к ребенку». М. В. Ломоносов считал, что только принимать во внимание способности детей недостаточно. Необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого, как возрастные, так и личность каждого. Следовательно, необходимо осуществлять индивидуальный подход к детям и строить воспитательный процесс с учетом их природных способностей, склонностей и личных качеств. Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в ФГОС, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится активным субъектом образования. В качестве главного условия развития детской личности предусматривается поддержка детской индивидуальности. Опытом эффективного использования в практике личностно-ориентированной технологии «Утренний и вечерний круг» поделилась Надежда Васильевна Полутова, воспитатель детского сада «Сказка» пгт Демьяново. Инновационная технология позволяет на должном уровне раскрывать и развивать индивидуальность каждого ребенка, поддерживать его уникальность, создавать детско-взрослое сообщество. Ребенок утверждается как личность, у него появляется опыт продуктивного социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формируются переживания социального успеха и собственной значимости. Педагогом создана картотека приветствий и игр для утреннего круга с детьми старшего дошкольного возраста.
Секция 3 «Воспитание человека-патриота». Целью воспитания М. В. Ломоносов считал формирование человека-патриота, стержневыми качествами которого является высокая нравственность, любовь к науке, знания, трудолюбие, бескорыстное служение на пользу Родине. Основой нравственного воспитания ученый считал родной язык. Именно Ломоносов-педагог выдвинул идею о воспитательном значении русского языка, так как его изучение способствует формированию патриотизма, уважения к национальной культуре, распространению грамотности и науки. Эффективные пути реализации воспитательного потенциала уроков русского языка — уроки развития речи, отбор отрывков художественных текстов и поэтических произведений, знакомство с образцами устного народного творчества, подбор дидактических игр — раскрыла в своем докладе Елена Ивановна Бурдаева, учитель русского языка и чтения КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Демьяново. Ольга Ивановна Залесова, учитель русского языка и литературы МКОУ Ленинская ООШ с. Заречье показала, что особая роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся, в воспитании человека-патриота на уроках литературы и во внеурочной деятельности принадлежит изучению поэзии Вятского края. Вниманию участников она представила урок литературы в 6 классе по теме «Природа родного края в лирических миниатюрах Павла Маракулина» и презентацию к нему.
Секция 4 «Эстетическое воспитание школьников». Большое внимание М. В. Ломоносов уделял вопросам эстетического воспитания подрастающего поколения. Ученый считал, что его содержание должно отражать дух эпохи. Ломоносов первым из русских просветителей объявил критерием эстетического творчества «народную пользу», ратовал за сохранение национального характера, настаивал на сохранении и умножении народных традиций. Музейная педагогика в последнее время приобретает большую популярность, в том числе в системе дошкольного образования. Развитие художественно-творческих способностей детей, приобщение их к художественной культуре и общечеловеческим ценностям является сегодня актуальной проблемой. Поэтому невероятно важно с раннего возраста развивать творческий потенциал и индивидуальность каждого воспитанника, фантазию и креативное мышление. Опытом использования техники «Скетчинг» в образовательной практике поделилась Оксана Васильевна Пысина, учитель ИЗО МКОУ ООШ с. Октябрь.
Секция 5 «Физическое воспитание школьников». Важное место в формировании личности М. В. Ломоносов отводилфизическому воспитанию, так как физическое здоровье ребенка лежит в основе успешного ее становления. Физическое воспитание, по мнению ученого, «…следует начинать с младенчества, прежде всего через народные подвижные игры. Эти игры не только развивают волю, физические данные ребенка, но и влияют на умственные характеристики, развивают духовную сферу. Опытом использования народных подвижных игр на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста поделилась Лада Геннадьевна Надеева, инструктор по физической культуре МКДОУ детского сада «Сказка» пгт Демьяново. Педагог показала, что народные игры являются не только средством развития физических качеств детей, но благодаря им развивается и образное мышление, самостоятельность, а выполнение правил в народных играх способствует формированию предпосылок к учебной деятельности, так как в игре необходимо сознательно подчиняться правилам и обращать внимание не только на результат, но и на способы его достижения. Нина Сергеевна Сурина, учитель физической культуры КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Демьяново, в своем опыте раскрыла следующую основную идею: одним из основных путей всестороннего развития физических качеств младших школьников является применение специальных упражнений и народных подвижных игр, с помощью которых можно не только успешно обучать детей различным двигательным навыкам, но и целенаправленно влиять на воспитание уровня их физической подготовленности. Успешный опыт использования в практике работы командообразующих игр, развивающих не только физические качества, а также силу воли, духовную сферу, коммуникативные качества, — на мастер-классе «Тимбилдинг — технология для всех» продемонстрировала Светлана Валерьевна Колесникова, инструктор по физической культуре, педагог-психолог МКДОУ детский сад «Подснежник» пгт Подосиновец.
Секция 6 «Школа комфорта и уюта». М. В. Ломоносов обращал внимание на то, что оптимальные условия для результативного воспитания и нравственного, и трудового, и эстетического, и физического могут быть созданы только в общности детей, в соответствующей атмосфере. Идея ученого о влиянии соответствующей атмосферы на воспитание более чем современна. Каждое образовательное учреждение пытается по-своему решить эту проблему. В основу опыта, представленного Татьяной Николаевной Островской, старшим воспитателем МКДОУ детского сада «Подснежник» пгт Подосиновец, легла идея конкурса «Красивая школа» о гармонизации практически всех сторон жизни образовательной организации: содержания, организации, материально-технической базы, отношений внутри коллектива, экономических аспектов. В презентации «От создания необходимых условий — к эффективному результату» она рассказала о результатах участия детского сада в конкурсе «Красивая школа» (2014 г, 2016 г, 2018 г) в номинациях «Маленькая страна», «Усадьба педагога», «Территория здоровья и радости».
Одним из ключевых вопросов дидактики является вопрос о методах обучения. Особое внимание М. В. Ломоносов уделял самостоятельной работе гимназистов. В методах самостоятельной работы ученый видел источник В современной образовательной практике большое значение имеет формирование универсальных учебных действий, которые представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Эффективную педагогическую практику формирования регулятивных универсальных учебных действий школьников представила Наталья Николаевна Бестужева, учитель математики КОГОБУ СШ пгт Демьяново. Педагог предложила целую картотеку различных приемов формирования всех регулятивных УУД: целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, саморегуляции. Валентина Николаевна Копосова, учитель биологии МКОУ СОШ пгт Пинюг, представила опыт моделирования урока-рефлексии на примере урока в 9 классе по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне», включив в содержание учебного материала урока метод коррекции собственных действий учащихся. Это, в свою очередь, позволило формировать у школьников способность к рефлексии и реализации коррекционной нормы: фиксирование учащимися собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация плана выхода из затруднения. Использование дистанционных технологий, которые глубоко проникли в образовательный процесс, также предполагает самостоятельную деятельность учащихся. Их применение в урочной и внеурочной деятельности расширяет мировоззрение учащихся, способствует более глубокому изучению предмета и всестороннему развитию личности. Опыт использования образовательной платформы ЯКласс при организации учебного процесса по физике и информатике, сервисов Wordwall, LearningApps, Triventy, Kahoot!, MyQuiz для создании викторин при организации внеурочной деятельности, а также возможности одной из новых образовательных технологий — смешанного обучения, сочетающей в себе преимущества традиционного классного и дистанционного обучения — предложила в своей работе Наталья Владимировна Калинникова, учитель физики КОГОБУ СШ пгт Демьяново.
Секция 8 «Формы организации учебного процесса». Наряду с теорией принципов и методов обучения в дидактике большое внимание уделяется вопросам форм организации учебного процесса. Сайт содержит материалы для уроков музыки в 1 – 7 классах по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, большую коллекцию песенного материала для урочной и внеурочной деятельности, подборку полезных ссылок и учебно-методических пособий. Материалы сайта полезны для различных категорий посетителей. Для педагогов — это возможность получить идею, которую можно затем реализовать в своей педагогической практике. Для учащихся — возможность изучить, повторить и закрепить учебный материал, получить дополнительную информацию для выполнения домашнего задания. Для родителей стать соучастником образовательного процесса. В докладе педагог подробно рассматривает наиболее используемые рубрики при организации дистанционного обучения. Активные методы обучения, используемые учителем, предполагают наличие большого количества интерактивных упражнений, взятых как на готовых ресурсах, так и авторских. Опытом использования ресурсов центра «Тоочка роста» в медиаобразовании школьников через реализацию дополнительных образовательных программ «За кадром» и «Мир в объективе» Ирина Николаевна Шелемба, методист МКУ ИМЦ пгт Подосиновец, презентовала актуальный проект «Путь к успеху. Демонстрация успешного педагогического опыта в дистанционном формате». В условиях пандемии с целью решения проблемы организации методическое сопровождение педагогов района сотрудниками ИМЦ было принято решение разработать и реализовать данный проект. Мероприятия в его рамках дают возможность педагогическому сообществу демонстрировать результаты своего интеллектуального труда, распространять успешный педагогический опыта в дистанционном формате. Наше сегодняшнее мероприятие именно это и демонстрирует. Таким образом, можно сделать следующий вывод: 1. Выбор участниками большинства предложенных секций мероприятия говорит об их интересе к широкому спектру проблем современной образовательной практики. 2. Темы работ всех участников педчтений являются актуальными и современными, что подтверждает методическое обоснование опыта. 3. Во всех работах прослеживается сущность опыта и система конкретных педагогических действий. 4. Представленный участниками опыт содержит новизну и имеет большую практическую значимость. 5. Большинство участников видит перспективы дальнейшего развития опыта.
Оргкомитет рекомендует следующее: 1. Продолжить диссеминацию опыта работы на разных уровнях. 2. Использовать различные формы презентации опыта работы: открытое учебное занятие, мастер-класс, доклад, публикация, постер и другие. 3. Подготовить материалы для размещения в областной банк педагогического опыта в ИРО Кировской области. 4. Принять к сведению информацию об информационно-методических ресурсах, где можно разместить материалы (Приложение 1).
Оргкомитет районных педагогических чтений.
Приложение 1. Эти информационно-методические ресурсы – прекрасная возможность поделиться с коллегами педагогическими достижениями, обменяться актуальной информацией и пополнить портфолио сертификатом о публикации в профильном печатном издании. Ресурсы сети Интернет 1. ЦНС «Интерактив плюс», г. Чебоксарыhttps://interactive-plus.ru 2. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/ 3. Педсовет. Персональный помощник педагога https://pedsovet.org 4. Всероссийский учебно-методический портал "ПЕДСОВЕТ" https://pedsov.ru/ 5. Инфоурок – ведущий образовательный портал России https://infourok.ru 6. Социальное партнерство в сфере образования «Педагогический альманах» https://www.pedalmanac.ru
|
|||
|