Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВЛИЯНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО НА ЕГО ИНЫЕ



ВЛИЯНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО НА ЕГО ИНЫЕ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ СТАТУСЫ

 

Г.Е. СЛЕПКО

 

Слепко Г.Е., кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права, Военный университет.

 

В статье рассматриваются актуальные и практически важные вопросы влияния специального правового статуса военнослужащих на возможности и условия их участия в гражданско-правовых отношениях, в частности, в семейных, наследственных, предпринимательских, корпоративных, по поводу объектов интеллектуальной деятельности и др., а также осуществления отдельных видов гражданских прав и обязанностей.

 

Ключевые слова: военнослужащий, правовой статус, правовое регулирование, наследование, патенты, товарный знак, предприятие, коммерческая организация, некоммерческая организация, учредитель, брак, развод, родительство.

 

The legal status of the serviceman and his influence on other special legal status of the person

G.E. Slepko

 

Slepko G.E., PhD (Candidate of philological sciences), assistant professor, Chair of Civil Law, Military University of the Defense Ministry of the RF (Moscow).

 

The article deals with the actual and practice significant themes of the legal status of the military serviceman. In the article the author discusses the urgent questions of the impact of the special legal status of military personnel on the possibilities and conditions of their participation in civil-legal relations, in particular, in family, inheritance, business, corporate, about intellectual activities, etc., as well as the implementation of certain types of civil rights and duties.

 

Key words: serviceman, legal status, legal regulation, inheritance, patent, trademark, enterprise, commercial organization, non-profit organization, founder, marriage, divorce, parenthood.

 

В условиях систематического реформирования законодательства, регулирующего гражданско-правовые отношения (как его отдельных норм, так и целых институтов гражданского права), за пределами внимания законодателя остались правовое положение физических лиц, имеющих специальный правовой статус, и особенности их участия в различного рода правоотношениях, осуществления ими своих гражданских прав и обязанностей, а также защиты последних. В отдельных отраслях российского права учтены данные особенности: так, в семейном праве и трудовом праве закреплены особенности правового регулирования соответствующих отношений с участием несовершеннолетних и женщин; в жилищном, наследственном, трудовом и семейном - с участием нетрудоспособных или ограниченно трудоспособных лиц; в уголовно-процессуальном - особенности проведения следственных и судебных действий с участием несовершеннолетних потерпевших и/или подозреваемых (подсудимых) и пр. В военном праве проводится разграничение в зависимости от возраста (достижение 16-, 18-, 24-, 27-, 30-летнего и т.д. возраста); от прохождения военной службы по призыву и по контракту, а также по причине призыва на военные сборы и поступления в мобилизационный людской резерв; от биологического пола военнослужащего; от наличия или отсутствия у женщин военно-учетной специальности; от наличия или отсутствия правовой связи с Российской Федерацией - граждане России и иностранные граждане (лица без гражданства); от состояния здоровья; от семейного положения; а также по другим критериям (п. п. 2 и 3 ст. 2, п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 13, п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 22, ст. 23, ст. 38 и другие статьи Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, п. 9 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).

Необходимо отметить, что на граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, исполняющих воинскую обязанность, статус военнослужащего распространяется только в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), следовательно, говорить об ограничении гражданских прав указанной категории граждан невозможно и данный вопрос нами не рассматривается.

Поскольку "вооруженные силы тесно связаны с основными сферами жизни общества: материально-производственной, политической, социальной и духовной" <1>, а каждый военнослужащий является частью социума, постольку они и вовлекаются во все сферы жизни общества, в том числе и в сферу оборота социальных и экономических ценностей. Именно поэтому вопросы влияния особенностей правового статуса лица как военнослужащего на его возможность участвовать в данном обороте как полноценного субъекта, а также на ограничение такой возможности и рассматриваются как теоретически и практически значимые <2>.

--------------------------------

<1> Грунтовский И.И. Престиж военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации как основа военно-патриотического воспитания молодежи // Вестн. Междунар. юрид. ин-та. 2016. N 3 (58). С. 103.

<2> Кудашкин А.В. Военная служба как особый вид государственной службы Российской Федерации // Государство и право. 2000. N 3. С. 12; Его же. Некоторые проблемы реализации статуса военнослужащих при прохождении военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2000. N 1. С. 36.

 

Особенности военной службы как рода деятельности проявляются в том, что гражданин-военнослужащий, приняв Военную присягу и проявляя верность своему Отечеству, должен "самоотверженно выполнять свой долг по защите Отечества в случае угрозы его целостности и государственному суверенитету" <3>. Так, согласно тексту Военной присяги, закрепленной в ч. 2 ст. 40 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащий обязан "достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество", а военнослужащий - иностранный гражданин обязуется "соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинский долг" (п. 3 указанной статьи).

--------------------------------

<3> Бондаренко М.В. Факторы обеспечения законности в сфере военной службы // Военно-юрид. журн. 2014. N 2.

 

Таким образом, основная задача военнослужащего заключается в защите Отечества, что и влечет ограничение его возможности распоряжаться собой и своими временем и силами в полной мере, реализовывать свои собственные стремления и желания в ущерб основной задаче. Именно в силу специфичности выполняемых военнослужащими задач в отношении их деятельности, связанной с прохождением военной службы, нормы трудового законодательства могут применяться лишь в случаях, прямо указанных в законе (ч. 8 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации, далее - ТК РФ), хотя законодатель и рассматривает военную службу как реализацию трудовых прав граждан-военнослужащих (п. 1 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

В целом считаем возможным говорить о некотором ограничении правоспособности военнослужащих как субъектов гражданских правоотношений и повышении уровня их государственно и общественно ориентированных обязанностей и социальной ответственности.

В то же время и государство в отношении военнослужащих (и членов их семей) принимает на себя повышенные обязательства по созданию более высокого уровня жизни, например, в части жилищного, социального, пенсионного обеспечения <4>, компенсируя таким образом ограничения, налагаемые на военнослужащих в связи с прохождением военной службы. Данные компенсации носят, как правило, публично-правовой характер, в сфере же права частного они отсутствуют.

--------------------------------

<4> Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"; Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации"; Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"; Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 265 "О выплате женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, выходного пособия в случаях расторжения ими трудового договора в связи с перемещением военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность" и др.

 

Как отмечает С.С. Алексеев, государство принимает на себя обязанность "создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан" <5>, в том числе и не связанных с прохождением военной службы и бытом (в отношении военнослужащих). К таким "разнообразным" интересам можно отнести и потребность военнослужащих в социальной, культурной, благотворительной и т.п. самореализации. При этом создание благоприятного режима и ограничение гражданских прав военнослужащих должны основываться не только на общеправовом принципе законности, которая является основой построения законодательства любой отрасли права и служит обеспечением соразмерности прав и обязанностей субъекта <6>, но и на принципах соразмерности и справедливости, не ограничивая права и возможности их осуществления вне связи с выполняемой субъектом функции, в данном случае - по обеспечению безопасности и обороноспособности государства либо вне связи с условиями прохождения субъектом военной службы, например, "при проведении контртеррористической операции, военного положения и в других случаях" <7>.

--------------------------------

<5> Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2000. С. 54.

<6> Чекмарев Г.Ф. Законность как фундаментальная категория правоведения // Юридический форум: Межвуз. сб. науч. тр. М., 2016. С. 58 - 70.

<7> Бондаренко М.В. Указ. соч.

 

В силу специфики поставленных перед военнослужащими задач вполне справедливым и практически обоснованным представляется ограничение отдельных конституционных прав и свобод военнослужащих (свободы слова, свободы совести, права на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании и пр.). Так, реализуя свое право на свободу передвижения и выбор места жительства, военнослужащий должен определять место своего временного или постоянного пребывания (проживания) с учетом необходимости поддержания им боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы; реализуя право на свободу слова, военнослужащий "не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира"; религиозные обряды военнослужащий может совершать "в свободное от военной службы время", при этом он "не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии", а создание "религиозных объединений в воинской части не допускается"; право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, гарантированное ст. 31 Конституции Российской Федерации, также должно реализовываться "в свободное от военной службы время" за пределами территории воинской части и без оружия (ст. ст. 6, 7 и 8 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Как мы видим, большинство из указанных прав и свобод могут осуществляться военнослужащими только в свободное от исполнения обязанностей военной службы время и в месте, из которого возможно быстро прибыть в воинскую часть, с тем чтобы их осуществление не препятствовало исполнению военнослужащим своего воинского долга. Однако некоторые права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и отраслевыми нормативными правовыми актами, в отношении военнослужащих не только ограничиваются во времени их осуществления, но и в целом подпадают под запрет.

Так, конституционное право "на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности", гарантированное ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации, ограничивается в отношении военнослужащих запретом заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы (абз. 2 п. 7 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Цель такого ограничения прав, а в отдельных случаях - даже полных запретов на их осуществление закреплена в п. 7 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и состоит в повышении эффективности прохождения гражданами военной службы как особого рода федеральной государственной службы и пресечении возможности коррупционного поведения военнослужащих, в том числе в форме злоупотребления своим служебным положением <8>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих" А.В. Кудашкина, К.В. Фатеева включен в информационный банк согласно публикации - За права военнослужащих, 2005 (4-е издание, переработанное и дополненное).

<8> Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих". 5-е изд., перераб. и доп. М., 2009.

 

Также законодателем ограничено право военнослужащего на участие в предпринимательской деятельности, в том числе и в форме участия в создании (учреждении) юридического лица - коммерческой организации и управлении ее деятельностью, а также в форме индивидуальной предпринимательской деятельности.

Данный запрет имеет не только антикоррупционную направленность <9>, но и, по нашему мнению, имеет цель стабилизировать предпринимательские (коммерческие) отношения в целом: так, одним из основных принципов договорного права является принцип надлежащего исполнения сторонами договора своих обязательств - в надлежащие время, в надлежащем месте и надлежащим способом, а часто - и надлежащим лицом, поскольку не всегда возможно исполнение обязательства третьим лицом <10>, а исполнение обязанностей военной службы исключает возможность надлежащего исполнения военнослужащим обязательств и осуществления контроля за их исполнением со стороны наемных работников.

--------------------------------

<9> Землин А.И. Коррупционные риски при осуществлении государственных закупок // Государственный аудит. Право. Экономика. 2016. N 3. С. 92 - 102; Корякин В.М. Антикоррупция-2016: приоритет - усилению контроля за соблюдением антикоррупционных запретов, ограничений и исполнением дополнительных обязанностей антикоррупционного характера // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 1. С. 4 - 9.

<10> Статьи 309, 313, 314 - 316 ГК РФ; п. п. 9, 17, 20 - 26, 35, 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" от 22 ноября 2016 г. N 54; п. п. 22, 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" от 24 марта 2016 г. N 7.

 

Кроме того, участие военнослужащего-предпринимателя в вооруженном конфликте не только приведет к невозможности (надлежаще) исполнить обязательства, следующие из договора, но и исключит возможность применения к нему мер гражданско-правовой ответственности за такое нарушение, поскольку вооруженный (военный) конфликт может рассматриваться как обстоятельство непреодолимой силы <11>, которое влечет освобождение участника договорных отношений от ответственности за неисполнение обязательств по договору и приостановление течения срока исковой давности (п. 1 ст. 202, п. 3 ст. 401 ГК РФ).

--------------------------------

<11> Корякин В.М. Вооруженный конфликт как обстоятельство непреодолимой силы в гражданско-правовых отношениях // Военно-юрид. журн. 2015. N 1. С. 17 - 23.

 

Понятно, что такая потенциальная возможность "безнаказанного" неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств не только противоречит основам гражданского оборота товаров, работ и услуг, но и влечет его нестабильность, что в конечном счете приведет к убыткам у самих субъектов предпринимательской деятельности (включая контрагентов ненадлежащей стороны), государства, не получившего соответствующей суммы налогов и иных платежей, и к ухудшению положения конечных потребителей продукции.

Именно исходя из вышеприведенного считаем запрет военнослужащим заниматься предпринимательской деятельностью соответствующим интересам не только обороноспособности государства в целом, но и стабильности экономики в целом, а также целям защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства и потребителей.

Одним из проблемных вопросов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, является потенциальная для военнослужащего возможность стать именно в период прохождения военной службы наследником предприятия, а также акций, доли в ООО или в товариществе. При этом военнослужащие не вправе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанной организацией входит в должностные обязанности военнослужащего.

И если с акциями трудностей быть не должно - их можно передать в доверительное управление, произвести отчуждение по рыночной стоимости и т.д. еще в период военной службы, то с остальными видами имущества и у самого военнослужащего, и у других наследников, а также у третьих лиц могут возникнуть проблемы: с одной стороны, военнослужащий не может принять эту часть наследственной массы пропорционально своей доле, с другой - у иных наследников может не оказаться средств для выплаты военнослужащему стоимости его доли в части стоимости указанных объектов, невозможным может оказаться предоставление ему иного имущества из наследства в счет причитающейся ему доли, также и он сам может не выразить согласия на такую замену.

В отношении лица, проходящего военную службу по призыву, данная ситуация может и не иметь критического значения: во-первых, срок принятия наследства составляет шесть месяцев (абз. 1 п. 1 ст. 1154 ГК РФ) и может истечь к моменту окончания срока службы; во-вторых, если между наследниками имеется тот или иной спор по поводу наследования, то раздел наследственной массы затянется намного дольше, чем срок службы, у лица прекратится правовой статус военнослужащего и оно сможет принимать любое имущество, входящее в состав наследственной массы, без ограничений. Если же срок принятия наследства истечет ранее окончания военной службы, военнослужащий решит принять наследство, а спора по поводу наследства у наследников не возникнет, то ситуация может разрешаться на основании ст. 1155 ГК РФ либо с использованием возможностей, предоставляемых договором доверительного управления (гл. 53 ГК РФ).

Однако применение положений ст. 1155 ГК РФ ведет к ущемлению прав и законных интересов других наследников, поэтому логичным видится следующий выход: в ст. 1154 названного Кодекса следует внести дополнение в виде п. 4 следующего содержания: "Течение срока принятия наследства приостанавливается на период прохождения лицом, призываемым к наследованию, военной службы по призыву, а также нахождения лица, призываемого к наследованию, в Вооруженных Силах, переведенных на военное положение".

Если же военнослужащий проходит службу по контракту, то в случае его намерения продолжать военную службу он будет вынужден отказаться от принятия наследства в целом (если не будет достигнуто между наследниками соглашение о выплате военнослужащему стоимости причитающейся ему доли наследуемого имущества, служащего основанием осуществления предпринимательской деятельности), так как частичное или под условием (с оговорками) принятие наследства невозможно, поскольку наследование является видом универсального правопреемства (п. 1 ст. 1110, ст. 1112, п. 2 ст. 1152 ГК РФ). Если же военнослужащий решит принимать такое наследство, то он вынужден будет оставить военную службу. Оба варианта как нарушают права военнослужащего (либо на реализацию своего профессионального потенциала, либо на осуществление права наследования), гарантируемые Конституцией Российской Федерации, так и наносят вред интересам государства: как правило, наследниками граждане становятся в зрелом возрасте, с определенным профессиональным опытом и навыками, особенно это касается лиц, имеющих боевой и т.п. опыт. Кроме того, такая ситуация опять же наносит вред стабильности предпринимательской деятельности и интересам всех вовлеченных в нее субъектов (контрагентов, иных участников обществ и товариществ, сособственников предприятия и пр.).

Решение видится в предоставлении военнослужащему права передать такие объекты наследственной массы в доверительное управление иным сонаследникам или наемному представителю (в рамках договоров поручения или доверительного управления), как это устанавливалось дореволюционным законодательством.

Отметим, что в некоторых иностранных государствах военнослужащие имеют право осуществлять предпринимательскую или иную коммерческую деятельность в форме участия в управлении юридическим лицом (США, ФРГ, Франция), но в свободное от службы время и если это не мешает интересам службы.

Еще одним ограничением прав военнослужащих выступает запрет получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы (абз. 5 п. 7 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), который противоречит абз. 3 п. 2 ст. 1295 ГК РФ: автор служебного произведения имеет право на вознаграждение. Данный вопрос рассматривался нами ранее <12>, однако отметим, что указанный запрет представляется нелогичным и не соответствующим самой сущности творческого труда: достижение его результата не может быть гарантировано, таким образом работодатель (в лице соответствующего органа) оплачивает процесс создания объекта интеллектуальных прав, использование же его результата составляет иное правоотношение и потому должно быть оплачено.

--------------------------------

<12> Слепко Г.Е. Права на результаты интеллектуальной деятельности военнослужащих: вопросы межотраслевого регулирования // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 12. С. 51 - 56.

 

В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на занятие научной деятельностью, результатом которой выступает создание научного произведения либо объекта патентных или иных прав. В соответствии со ст. 1268 ГК РФ право опубликовать результаты научного труда принадлежит самому автору, если право использования произведения не передано другому лицу по соответствующему договору. Если же лицо (в том числе и военнослужащий) создаст произведение, которое будет содержать в себе сведения, составляющие государственную тайну, то оно будет засекречено в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и не будет открыто опубликовано. Статья 1357 ГК РФ также предусматривает приоритетное право на получение патента на охраноспособный результат технического творчества за его автором. Исключение составляет право подачи заявки на секретное изобретение: физическое лицо имеет право подать заявку на выдачу патента на секретное изобретение, только если имеет допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, по соответствующей форме (ст. 1401 ГК РФ, п. 2 Административного регламента предоставления Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по организации рассмотрения заявок и выдачи патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 июля 2012 г. N 2020). Кроме того, если лицо, имея соответствующий допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, создаст объект интеллектуальной собственности, информация о котором будет засекречена, а впоследствии утратит такой допуск, то он также утратит право доступа (дальнейшей работы, использования и пр.) к результату своей интеллектуальной деятельности, что вполне логично и соответствует законодательству о государственной тайне.

Таким образом, как отмечает А.В. Кудашкин, ограничение военнослужащих в экономических правах имеет двоякий характер: ограничение военнослужащих в занятии определенной деятельностью приводит, в свою очередь, к ограничению (либо в целом лишению) военнослужащего в возможности пользоваться некоторыми имущественными благами в связи с исполнением военной службы. А поскольку свобода занятий представляет собой одно из существенных прав человека, направленных на обеспечение его существования и удовлетворение потребностей, то ее ограничение как нарушение частных интересов гражданина может быть определено только наличием более общественно важного интереса в публичной сфере - обеспечением безопасности и обороны государства, реализовать которое и призваны военнослужащие <13>.

--------------------------------

<13> Кудашкин А.В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование. М., 2001.

 

Поскольку специальный правовой статус военнослужащего граждане приобретают с момента начала военной службы (ч. 10 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), а окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (ч. 11 указанной статьи), то запреты на работу по трудовому договору вне связи с преподавательской, научной и творческой деятельностью, а также на осуществление предпринимательской деятельности распространяются и на внеслужебное время. В то же время полагаем, что рассмотренные ограничения гражданских прав военнослужащих действуют только в период между датами начала и окончания военной службы, хотя отдельные правоотношения могут "выпадать" и на указанный период (например, ответственность по его долгам как индивидуального предпринимателя или юридического лица, которым или участником (учредителем) которого военнослужащий являлся до поступления на военную службу, и пр.). И хотя внеслужебным временем военнослужащие распоряжаются по своему усмотрению, российский законодатель ввел полный запрет на отдельные виды деятельности для военнослужащих, тем самым чрезмерно ограничив их права и свободы, что не соответствует ни мировой практике, ни уровню социально-экономического развития Российской Федерации. Представляется необходимым и более правильным внести изменения в ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", сняв запрет на реализацию военнослужащими определенных экономических прав, но создав при этом систему правовых норм, ограничивающую военнослужащих в возможности использовать служебное положение в ущерб интересам военной службы.

Рассмотренные нами вопросы правового состояния личности военнослужащих не являются исчерпывающими: особенности правового статуса военнослужащего влияют на реализацию им своих свобод, осуществление прав и исполнение обязанностей и в других сферах жизни человека и общества (в семейных, жилищных, социально-обеспечительных и др.), но и последние оказывают значительное влияние на качество прохождения военной службы, и потому все они не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.

Система ограничений и запретов на осуществление военнослужащими определенных прав требует дальнейшей разработки и корректировки в целях приведения в соответствие с потребностями общества в целом и гражданина как его имманентной составляющей.

 

Библиографический список

 

1. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2000.

2. Бондаренко М.В. Факторы обеспечения законности в сфере военной службы // Военно-юридический журнал. 2014. N 2. С. 7 - 10.

3. Грунтовский И.И. Престиж военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации как основа военно-патриотического воспитания молодежи // Вестник Международного юридического института. 2016. N 3 (58). С. 100 - 107.

4. Корякин В.М. Вооруженный конфликт как обстоятельство непреодолимой силы в гражданско-правовых отношениях // Военно-юридический журнал. 2015. N 1. С. 17 - 23.

5. Корякин В.М. Антикоррупция-2016: приоритет - усилению контроля за соблюдением антикоррупционных запретов, ограничений и исполнением дополнительных обязанностей антикоррупционного характера // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 1. С. 4 - 9.

6. Кудашкин А.В. Некоторые проблемы реализации статуса военнослужащих при прохождении военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2000. N 1. С. 36.

7. Кудашкин А.В. Военная служба как особый вид государственной службы Российской Федерации // Государство и право. 2000. N 3. С. 12.

8. Кудашкин А.В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование. М.: Военный университет, 2001. 340 с.

 

КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих" А.В. Кудашкина, К.В. Фатеева включен в информационный банк согласно публикации - За права военнослужащих, 2005 (4-е издание, переработанное и дополненное).

9. Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих". Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". М.: За права военнослужащих, 2009.

10. Чекмарев Г.Ф. Законность как фундаментальная категория правоведения // Юридический форум: Межвузовский сборник научных трудов. М., 2016. С. 58 - 70.

 

 

 

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.