Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Шумская Ю.В.. Методическая разработка «Как организовать электронное обучение. План действия для учителя».



Шумская Ю.В.

ИЦм-11

Методическая разработка «Как организовать электронное обучение. План действия для учителя».

Шаг 1. Выберите формат организации учебной деятельности. Это может быть проведение урока в формате видеоконференции, организация работы на современных цифровых образовательных платформах. Однако, на мой взгляд, наиболее эффективным является сочетание различных форматов организации процесса обучения (например, теоретический материал изучается на онлайн-занятии, а практические навыки отрабатываются на цифровых платформах).

Шаг 2. Подготовьтесь к проведению онлайн-занятия, спланируйте свою деятельность. Рационально используйте ограниченное время урока в формате видеоконференции. Будьте готовы к сбоям в работе технических устройств.

Шаг 3. Качественно организуйте информационно-коммуникационное пространство класса. Например, с помощью таких электронных средств, как электронный дневник, интернет-мессенджеры с разной целевой аудиторией (классный руководитель+класс, учитель-предметник+класс, учитедь+родитель, учитель+методическое объединение и т.п.), электронная почта. Это позволяет создать мобильную интерактивную сеть взаимодействия всех участников образовательного процесса. Данный контекст обеспечивает также и офлайн -пространство, в котором создается система дополнительной организации учебно-воспитательного процесса по предмету, что позволяет реализовать индивидуализацию и дифференциацию в дистанционном формате обучения. Сюда включается самостоятельная работа по предмету, набор творческих заданий, методические рекомендации, список специальной литературы, каталог визуальных средств обучения, задания для самоконтроля и т.д.

Шаг 4. Проведите учебное занятие с применением дистанционных образовательных технологий.

При организации электронного обучения могут быть использованы следующие ресурсы:

Сервисы по организации урока в формате видеоконференции:

Сервис DrawChat является одним из самых удобных, поскольку не требует загрузки каких-либо специальных приложений и предварительной регистрации [1]. Так, чтобы начать работу необходимо зайти на сайт данной площадки и выбрать опцию «начать новую доску». Draw Chat предоставляет возможность создать видеочат с инструментами интерактивной доски, вставкой документа в формате PDF. Для подключения учеников к видеоконференции достаточно отправить им ссылку, назначенную вашей доске. Каждой доске присваивается уникальный случайно сгенерированный URL-адрес. Сервис имеют опцию, допускающую режим редактирования общей доски участниками видеочата, что особенно актуально для дистанционных уроков по истории. Многие темы школьного курса предполагают обязательную работу с исторической картой. В связи с этим педагог может предварительно загрузить необходимую карту на сервис и использовать ее на уроке. Обучающиеся будут иметь возможность оставлять надписи, показывать места основных сражений, направления наступательных движений.

Многие образовательные учреждения страны при переходе на программы дистанционного обучения выбрали сервис ZOOM [2]. Среди функционала данной платформы мы можем выделить наличие чата, опции «демонстрация экрана», «виртуальный фон». Однако такие возможности сервиса, как виртуальная доска, передача управления мышью и клавиатурой участникам видеоконференции, разделение класса на группы представлены только в платной версии. Помимо этого, в бесплатной версии платформы установлен временной лимит для видеочата – 40 минут.

В отличие от сервиса ZOOM, платформа Jitsi Meet является полностью бесплатной и не имеет ограничений по количеству участников и времени работы [3]. Программа имеет встроенный чат, опцию «демонстрация экрана», «запись экрана». Для того, чтобы обучающиеся присоединились к видеоконференции, им необходимо отправить ссылку с URL-адресом.

Цифровые образовательные платформы:

Одним из эффективных инструментом персонализированной модели образования выступает школьная цифровая платформа (далее – ШЦП) [4]. Содержание каждого предмета на платформе представлено в виде учебных модулей, материалы которых полностью соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Обучающий модуль включает в себя 4 основных составляющих: мотивация, цели, задания, проверка. Задания каждого модуля варьируются в зависимости от системы целей, которая включает 4 уровня. Уровень 1.0 – диагностический, мотивирующий; уровень 2.0 – базовый; уровень 3.0 – целевой; уровень 4.0 – уровень зоны ближайшего развития. ШЦП позволяет организовать индивидуальную работу учеников, работу в парах, в малых группах, а также со всем классом, что важно для формирования индивидуальной траектории развития каждого обучающегося. При работе педагог может воспользоваться как уже размещенными на платформе учебными материалами, в которые он может при необходимости внести изменения, так и создать собственный модуль или конкретное задание. Обучающие модули представлены для учеников 5-8 классов по всем предметам школьного курса.

Большое распространение при переходе на программы дистанционного обучения получила платформа «Российская электронная школа» (далее - РЭШ) [5]. В отличие от ШЦП на данном сервисе представлены учебные материалы по истории и для обучающихся 9-11 классов. Все они соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов, создают условия для формирования индивидуальной траектории развития каждого обучающегося. Урок на данной платформе состоит из нескольких этапов. На первом этапе «Начнем урок» обучающиеся знакомятся с темой урока, рубрикой «узнаем, научимся, сможем», выполняют задания на повторение для актуализации изученного материала. Следующий этап «Основная часть» включает в себя видеоурок и конспект по новой теме. В отличие от ШЦП, на платформе российской электронной школы текстовый материал интегрируется с видеофрагментом, что на наш взгляд, способствует более качественному усвоению учебных знаний. После знакомства с новым материалом, ученикам предлагается перейти к этапу «Тренировочные задания» для закрепления изученного. Количество заданий, их формат варьируется в зависимости от темы урока. Выполнив все задания, ученик имеет возможность посмотреть неправильные ответы и перерешать их. На следующих этапах «Контрольные задания. В 1» и «Контрольные задания. В 2» предполагается закрепление знаний сразу по нескольким темам. Стоит отметить, что практически к каждому уроку на платформе есть дополнительные материалы, в которых чаще всего представлен тезаурус по изученной теме, что особенно важно для эффективной работы с терминологическим аппаратом. Таким образом, в отличие от модулей школьной цифровой платформы, урок на сервисе РЭШ практически полностью повторяет этапы традиционного учебного занятия.

Широкие возможности для организации учебного процесса в дистанционном формате представляет одна из крупнейших российских образовательных платформ – Учи.ру [6]. Отличительной особенностью сервиса является встроенная опция «Виртуальный класс», которая позволяет учителю-предметнику организовать онлайн-урок с классом. Стоит отметить, что функционал для дистанционных занятий данной платформы достаточно шире, чем на многих сервисах, представляющих возможность проведения видеоконференций. Учи.ру позволяет демонстрировать в ходе урока различные фото-, аудио- и видеоматериалы, работать с виртуальной доской, организовывать эффективную обратную связь с помощью чата и голосований. Однако есть количественное ограничение числа участников такого виртуального урока – не более 35 человек. Одной из проблем дистанционного обучения является снижение мотивации обучающихся. Для решения этой проблемы на образовательной платформе Учи.ру каждый школьник имеет возможность участвовать в бесплатных онлайн-олимпиадах, марафонах, конкурсах с получением соответствующих дипломов. На платформе представлено большое количество готовых материалов, различных проверочных работ, выполняя которые ученики знакомятся с темами школьного курса. Среди недостатков работы на образовательной платформе Учи.ру мы можем отметить недостаток теоретического материала, а также ограниченность некоторых функций в бесплатной версии.

При реализации программ дистанционного обучения может быть также использован образовательный онлайн-ресурс ЯКласс [7]. Отличительной особенностью данной платформы является то, что все тестовые работы создаются в специальной программе, которая генерирует уникальные для каждого ученика задания, позволяя практически полностью ограничить возможность списывания. Содержание материалов, представленных на сервисе ЯКласс, разбивается на главы, которые, в свою очередь, разбиты на темы. Каждая тема включает в себя четыре раздела: теория, задания, тесты, методические материалы. Среди рассмотренных нами образовательных платформ, именно ЯКласс является наиболее наполненной теоретическим материалом. Основными недостатками платформы ЯКласс является то, что многие опции доступны только при наличии платной подписки «ЯКласс+», что ограничивает равный доступ к системе для всех обучающихся. Также стоит отметить, что, как и в других современных образовательных сервисах наблюдается несоответствие содержания отдельных тем школьных программ и представленных материалов, в связи с чем ограничивается возможность их использования целыми блоками.

1. Draw Chat [Электронный ресурс]. - URL: https://draw.chat/ (дата обращения: 11.11.2021)

2. Zoom [Электронный ресурс]. - URL: https://zoom.us/ (дата обращения: 11.11.2021)

3. JitsiMeet [Электронный ресурс]. - URL: https://meet.jit.si/ (дата обращения: 11.11.2021)

4. Школьная цифровая платформа [Электронный ресурс]. – URL: Режим доступа: https://pcbl.ru/ (дата обращения: 11.11.2021).

5. Российская электронная школа [Электронный ресурс]. - URL: https://resh.edu.ru/ (дата обращения: 11.11.2021).

6. Учи.ру [Электронный ресурс]. - URL: https://uchi.ru/ (дата обращения: 11.11.2021).

7. ЯКласс [Электронный ресурс]. - URL: https://www.yaklass.ru/ (дата обращения: 11.11.2021).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.