Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Семинар № 9 – 10 (4 часа).  Конфликт в организации



 

Вопросы к семинарам

по дисциплине

КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА

для студентов магистратуры

 

 

Семинар №1. Исторические модели этических систем

 

Вопросы для подготовки к семинару

1. Религиозная этика. Православная этика предпринимательства в истории Российского бизнеса.

2. Утилитаризм как этическая система.

3. Деонтология как этическая система.

4. Этика справедливости.

 

Вопросы для обсуждения.

           а). Какие уровни этической регуляции в настоящее время влияют на профессиональную деятельность и деловые отношения каждого сотрудника организации?

б). Существуют ли противоречия между нормами персональной, профессиональной и всемирной этики?

 

 

Семинар № 2. Понятие и содержание корпоративной культуры организации

 

Вопросы для подготовки к семинару

1. Понятие корпоративной культуры. Дифференциация понятий организационная культура и корпоративная культура.

2. Методы исследования корпоративной культуры организации.

3. Основные функции системы корпоративной культуры организации.

4. Общественные и корпоративные ценности. Функции корпоративных ценностей.

5. Кодексы корпоративного поведения. Структура кодекса.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Существует несколько общепринятых значений научной категории «культура». Считается, что культура - это:

- совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством и характеризующих определенный уровень развития общества и личности;

- идейное и нравственное состояние общества (личности);

- уровень или степень развития, достигнутые в какой-либо отрасли знания или деятельности (культура труда, культура речи и пр.);

- степень совершенства социального или умственного развития кого-либо;

- система норм и ценностей, в которой воплощена «память человечества».

Какое из приведенных значений, по вашему мнению, наиболее близко к понятию «корпоративная культура организации»?

 

2. Среди типов корпоративных культур организации принято выделять следующие.

Бюрократический тип определяет «мораль верхов» и «мораль низов», жесткий директивный стиль управления, когда ценится профессионализм у подчиненных, но при условии «знания ими своего места».

Предпринимательский тип характеризуется доминированием индивидуальных интересов над интересами организации. Из-за этого в организации очень сильна внутренняя конкуренция, порождающая многочисленные конфликты. В то же время при доминировании такой организационной культуры особенно ценятся индивидуальная креативность, инновационность, личная ответственность и, естественно, профессионализм.

Партисипативный тип основан на комплиментарности и максимальном саморазвитии сотрудников. Ключевыми нормами являются справедливость, успешность, согласование личных и организационных целей. Особо ценятся профессионализм, профессиональная универсальность, результативность деятельности, нацеленность на творческий рост и сотрудничество.

Органический тип сочетает сильное влияние лидера, групповые ценности, которые выше индивидуальных, этические нормы, построенные на идеях коллективизма, отношения близки к семейным. При доминировании такой культуры особенно ценятся синхронность, параллельность во взаимодействиях, соблюдение групповых норм.

Определите, какой тип корпоративной культуры характерен для организации, в которой вы работаете / учитесь?

 

 

Семинар № 3. Национальное и интернациональное в корпоративной культуре

 

Вопросы для подготовки к семинару

1. Понятие национальной культуры и национальных особенностей корпоративной культуры. Факторы и параметры культурного различия.

2. Модели, используемые для изучения культурных различий. Группы стран, выделяемые по сходству культурных ценностей.

3. Особенности российской деловой и корпоративной культуры.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Представьте, что вам предстоит встреча с иностранными партнерами. Выберите модели поведения, которые рекомендуются для общения с представителями компаний из Англии, Германии, Китая, Италии, Японии.

A. Не стоит здороваться за руку со своими деловыми партнерами при каждой встрече. Максимум, что можно позволить себе, — это рукопожатие в самом начале первой встречи. В дальнейшем рекомендуется обходиться устным приветствием.

Б. Чтобы понять, насколько важен этикет для этих партнеров, видимо, достаточно указать на то, что особо уважаемую личность принято приветствовать, поклонившись 93 раза подряд. Обыкновенное приветствие состоит всего лишь (!) из 15 поклонов.

B. Будучи приглашенным в ресторан, вы должны помнить, что все счета оплачиваются раздельно: каждый платит за себя.

Г. Эти партнеры чрезвычайно искренни в своем интересе к вам не только как к деловым партнерам, а и как просто к людям, имеющим свою семью, увлечения и убеждения. Они чрезвычайно радушны, и, скорее всего, после успешных переговоров вы получите приглашение на ужин, который будет богат. Обязательно отведайте хотя бы кусочек каждого блюда, предлагаемого вам.

Д. В отношениях с этими партнерами работает традиция сглаживать возможные углы, противоречия путем более личных, неслужебных взаимоотношений. Чередуя разговоры о деле с разговорами об искусстве, вы можете вести плодотворную работу по ряду интересующих проблем. Такого рода отношения позволяют высказывать те или иные замечания в адрес своих деловых партнеров без особого риска ущемить или обидеть их.

Е. Для этих партнеров молчание — это вполне естественное поведение. Что можно ожидать еще от нации, которая высшей национальной добродетелью считает самообладание! Любое искреннее проявление ваших чувств и эмоций будет воспринято с недоумением, непониманием, а в некоторых случаях, возможно, и с испугом.

Ж. Согласно традициям этой страны, хорош не тот бизнесмен, что непоколебимо и жестко стоит на одной позиции, а тот, кто в любой ситуации способен к маневру и готов пожертвовать чем-то одним во имя многого.

З. Эти партнеры на переговорах никогда не позволят себе первыми обрисовать свою точку зрения, свою позицию. В том случае, если они выступают в роли хозяев, они вам говорят: «А гость первым». Но даже в том случае, если хозяином являетесь вы, ничего, кроме уже известной вам инфор­мации, вы от них не добьетесь.

И. Особое внимание уделяйте вежливому обмену визитными карточками, принимайте визитную карточку только двумя руками, с улыбкой и с поклоном.

Семинар № 4. Этические проблемы деловых отношений

в организации

 

Вопросы для подготовки к семинару

1. Мотивация сотрудников и проблема манипулирования.

2. Проблема служебных разоблачений.

3. Этика выгодных связей.

4. Гендерные проблемы деловых отношений.

5. Слухи и сплетни как этическая проблема в корпоративной культуре организации.

 

Задания для обсуждения:

1. Светлана Морозова работает в фирме «Стройсервис». Ее непосредственный начальник составил смету строительного проекта, и фирма получила контракт. Хотя контракт уже подписан, руководитель фирмы поручает Светлане проверить калькуляцию [что входит в ее обя­занности). Выполняя поручение, Светлана обнаруживает ошибку в расчетах, которая может привести к значительному снижению прибыли. Девушка сообщает об этом своему непосредственному начальнику, но он велит ей забыть об этом и молчать, иначе она будет уволена. В свою очередь непосредственный начальник Светланы не сообщает о своей ошибке руководству. Как вы считаете, что более этично: проявить лояльность фирме или подчиниться непосредственному начальнику?

 

2. Нефтяная компания «Газдобыча» ведет буровые работы в Ставропольском крае. Она направила на работу на буровой вышке рабочих из восьми территориальных отделений, разбросанных по всей стране. Рабочие получают по месту постоянной работы разную заработную плату в зависимости от регионального коэффициента и ряда других факторов. Рабочие будут работать на буровой вышке в течение 6 месяцев, после чего вернутся на свои постоянные рабочие места. Должна ли компания платить всем рабочим на буровой вышке одинаковую заработную плату или платить им в соответствии с основной заработной платой по основному месту работы? Может быть, исчислять зарплату по какому-то иному принципу? Как поступить справедливо в этой ситуации?

3. Кому принадлежит компьютерная программа, которую сотрудник разрабатывает во внеслужебное время на работе?

 

 

Семинар № 5 Этические проблемы организации трудовой деятельности

 

Вопросы для подготовки к семинару

1. Понятие трудоголизма и трудолюбия. Признаки и виды трудоголизма. Причины развития трудоголизма.

2. Конструктивный и деструктивный перфекционизм.

3. Понятие лени. Леность как личностное качество. Факторы, влияющие на формирование лености.

4. Понятие прокрастинации (откладывания на завтра).

5. Выученная беспомощность.

 

Задания для обсуждения:

1. Выгодно ли работодателю иметь трудоголиков в штате предприятия?

2. Может ли стремление к совершенству положительно характеризовать человека? При каких условиях это стремление выходит за границы нормального?

 

Семинар № 6. Культура и этика руководства организацией

 

Вопросы для подготовки к семинару

1. Этика руководителя.

2. Этические проблемы принятия управленческих решений.

3. Культура отношений по «вертикали» и по «горизонтали».

4. Этика взаимоотношения с «трудным» руководителем.

 

Задания для обсуждения:

1. Как вы считаете, возможна ли дружба между начальником и подчиненным? Какие этические проблемы потенциально существуют в этой ситуации?

2. Этично ли оказывать благотворительную помощь жителям соседней страны в то время, когда в своей, у определенных социальных сообществ, есть серьезные экономические проблемы?

 

 

Семинар № 7 – 8 (4 часа). Механизмы формирования корпоративной культуры и повышения этического уровня персонала

 

Вопросы для подготовки к семинару

1. Мораль, нравственность, право как детерминанты этичного поведения в рамках корпоративной культуры.

2. Социальные детерминанты этичного поведения. Идеология корпорации.

3. Социальные детерминанты этичного поведения. Организационные и экономические факторы, влияющие на корпоративную культуру.

4. Личностные детерминанты этичного поведения. Мировоззрение и нравственные ценности. Нравственная слабость.

5. Личностные детерминанты этичного поведения. Локус контроля.

6. Уровень нравственного развития личности по Колбергу.

7. Технологии трансляции корпоративной культуры.

8. Имидж организации как индикатор корпоративной культуры. Понятие корпоративного имиджа. Составляющие корпоративного имиджа.

9. Понятие фирменного стиля в корпоративной культуре.

10. Имидж организации в киберпространстве.

 

Задания для обсуждения:

1. Каким образом менялось ваше мировоззрение в течение вашей жизни и какое это имело влияние на ваши нравственные ценности?

2. Рассматривая корпоративную культуру в вашей организации, видите ли вы разницу между официальной идеологией и управляющей идеологией? Если да, то как это отражается на вас?

3. Попробуйте оценить, на каком уровне нравственного развития вы находитесь по типологии Колберга? Ваши коллеги? Ваш руководитель?

4. Как можно влиять на корпоративную культуру и этику организации, зная теорию нравственного развития личности? Какие методы вы предложили бы?

5. Среди описанных ниже средств коммуникации найдите те, что способствуют развитию корпоративной культуры и повышению этического уровня организации: доски объявлений, собрания и конференции сотрудников, униформа, представительские сувениры, корпоративные издания, взаимопосещения персонала, наружная реклама на баннерах, профессиональные клубы и сообщества, выставки и ярмарки, передачи по локальному радио, доски почета, корпоративный музей, этические комитеты.

 

Семинар № 9 – 10 (4 часа).  Конфликт в организации

 

Вопросы для подготовки к семинару

1. Типология конфликтов

2. Признаки конфликтной ситуации

3. Стратегии разрешения конфликтов

4. Портрет конфликтной личности

5. Теория вмешательств в конфликтологии

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выделите позитивную составляющую скандала как формы конфликта. Приведите примеры.

2. Выделите негативную составляющую скандала как формы конфликта. Приведите примеры.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.