Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Колесниченко А. В.



 

                                                              

Портрет — это рассказ о человеке. Цель по­ртрета — описать внешний мир персонажа и проникнуть в его внутренний мир.Так как людям больше всего нравится читать про людей, портрет может стать самой популярной статьей в номере издания.

Структурно портрет состоит из следующих элементов:

• важнейшие этапы жизни персонажа (рождение, выбор про­фессии, создание семьи, пик карьеры);

• интересные случаи из жизни персонажа;

• комментарии персонажа;

• наблюдения автора;

• наблюдения тех, кто знает персонажа;

• новостная зацепка.

Различают «холодное» и «теплое» написание портрета. В первом случае журналист пишет портрет без общения с персо­нажем. Так поступают, когда нужно представить публике како­го-то человека, например малоизвестного чиновника, внезапно назначенного на высокий пост в правительстве. Источниками сведений здесь являются общедоступная информация об этом человеке и комментарии лично знающих его людей, если тако­вые удается получить. Если когда-то раньше журналист уже сталкивался с этим человеком либо просто наблюдал его со стороны, то это очень поможет ему при работе над портретом. Впечатления о той встрече могут лечь в основу портрета, «ожи­вить» его, насколько это возможно. По «холодной» схеме также пишут некрологи известных людей, кроме случаев, когда жур­налист был близким знакомым умершего.

Обычно композиция такого портрета следующая. В первом абзаце сообщается нечто особенное об этом человеке, то, что делает его интересным. Затем идет основная часть, посвящен­ная карьере персонажа, его профессиональным достижениям. Завершается портрет вторжением в личную жизнь персонажа, кратким рассказом о его увлечениях и выводом, который либо обращен в будущее (при представлении человека), либо подво­дит итоги его жизни (в некрологе).

При «теплом» же написании в основу портрета ложится ин­формация, добытая журналистом в ходе личного общения с персонажем. В этом случае работа журналиста начинается со встречи с героем материала.

Перед встречей желательно оговорить ее продолжитель­ность, чтобы она не оказалась чрезмерно короткой. Сбор ин­формации для портрета требует относительно много времени. Практика показывает, что один час общения с персонажем эк­вивалентен примерно 1—2 тыс. знаков текста. Соответственно при написании портрета объемом две машинописные страницы (4,5—5 тыс. знаков) журналисту необходимо потратить на об­щение с персонажем до 3—4 часов. Если же материал заплани­рован объемом больше двух страниц, то желательно договари­ваться сразу о нескольких встречах.

Кроме того, если при подготовке интервью место разговора особой роли не играет и журналист может встретиться с собе­седником, например в парке или в кафе, то для подготовки портрета с персонажем желательно общаться в его естественной среде, то есть на работе и дома. Во-первых, знакомая обста­новка позволяет персонажу расслабиться и вести себя, как обычно. Во-вторых, детали обстановки сами по себе могут многое рассказать о человеке, а также стать поводом для вопро­сов журналиста, для направления разговора в нужное русло.

Беседа при подготовке портрета может быть статичной и ди­намичной. В первом случае журналист и герой материала про­сто сидят напротив друг друга и разговаривают. При динамич­ной же беседе герой материала что-то делает, время от времени отвлекаясь для ответов на вопросы журналиста. Например, тренер футбольной команды ходит по кромке поля и дает указа­ния игрокам или директор предприятия в своем кабинете отве­чает на телефонные звонки и принимает доклады подчиненных. Динамичная беседа предпочтительнее статичной, хотя спокой­ный разговор с героем материала также необходим.

 На что обращать внимание во время разговора? Во-первых, на особенности речи и мышления; на то, есть ли предметы или явления, которые человек называет как-то по-своему, не так, как все; какие особенные слова употребляет; как строит сужде­ния, делает выводы. Второй важный момент — это истории, случаи из жизни персонажа. Журналист должен уметь их добы­вать. Основной прием здесь — при появлении историйной за­цепки уточнять, что персонаж тогда сказал, сделал. Напри­мер, персонаж   рассказывает, что в молодости ходил в геологические экспедиции. Журналист спрашивает, был ли случай, когда они заблудились или остались без припасов вдали от людей. Персонаж сообщает, что такой случай был. Далее журналист через уточняющие вопросы узнает, кто как в той ситуации поступил, и реконструирует историю, которая затем может быть представлена в портрете от имени персонажа. В-третьих, журналист должен фиксировать то, как персонаж об­щается с другими людьми — с начальником, с подчиненными, с членами семьи. Какую роль он в каждом случае играет? Ме­няется ли его голос? Можно ли разглядеть под набором масок

его истинное лицо?

В целом же нужно иметь в виду, что для каждой идеи доста­точно одного эпизода или цитаты, и исходя из этого соотносить объем собранной информации со структурой будущей статьи.

Когда на разговор отведено слишком мало времени, а также когда журналист общается с человеком, про которого почти ничего не известно, можно воспользоваться так называемым GOSS-методом (от англ. Goal — цель, Obstacle — препятствие, Solution — решение, Start — начало), который разработал ЛаРуе Гиллеланд (LaRue Gilleland), профессор журналистики из Университета Невады. Журналист последовательно задает во­просы о целях персонажа,   о препятствиях, которые мешают достичь этих целей, о решениях, которые принял персонаж, чтобы преодолеть препятствия, и о времени, когда персонаж начал или начнет действовать, а также планирует получить ре­зультаты. Вот примерный перечень таких вопросов. Вопросы о цели:

• Что вы хотите сделать?

• Какова цель вашей организации?

• Чего вы на самом деле хотите?

• Если бы у вас была возможность сделать лишь одно великое
дело в своей жизни, что бы вы сделали?

Вопросы о препятствиях: Что вам мешает?

• С какими проблемами вы столкнулись?

• Почему вы не смогли этого сделать?

• Почему вы этого не делаете?

• Зачем вы вообще влезли в это дело?

Вопросы о решении:

• Что вы собираетесь делать по этому поводу?

• Как вы решаете эту проблему?

• Существует ли возможность справиться с этим?

• Как вам это удалось?

• Как вы на это решились?

Вопросы о начале действия:

• Когда программа начала действовать?

• Чья это была идея?

• Когда вы ожидаете получить первый результат?

• Когда проблема будет решена?1

GOSS-метод согласуется с принятым в психологии представ­лением личности через триаду «хочу—могу—должен». Под «хочу» имеются в виду цели и желания человека, под «могу» — его возможности и умения, под «должен» — действия, которые необходимо совершить, чтобы привести возможности в соот­ветствие с желаниями. Можно также определить, насколько личность человека является целостной, то есть в какой мере согласуются его «могу» и «должен» с «хочу». Нередко оказыва­ется, что человек формально к чему-то стремится, но не делает ничего, что способствовало бы достижению его целей, либо вообще отдаляется от них вместо того, чтобы приближаться.

Еще одна формула характера выглядит следующим образом: «Кто? + Что делает? + С какой целью?». Чтобы представить человека, достаточно наложить эту формулу на действия персо­нажа и его поведение в различных ситуациях. В драматургии существуют понятия «барьер» и «каталист». Барьер — это нечто, что герой должен преодолеть, чтобы достичь цели, на­пример получить образование, чтобы устроиться на работу, овла­деть боевым искусством, чтобы побить обидчика. Каталист — это человек, во взаимодействии с которым герой проявляет свои качества. Типичные каталисты — враг и объект любви.

Также в характере следует подметить и выделить одну из трех доминант — волю, эмоцию или ум. Волевой человек — это тот, который мужественно преодолевает трудности. Эмоциональ-

to feature writing. Ames: The

' Patterson B.R. Write to be read. A practical State University Press, 1986. P. 50—51.

 ный — тот, кто реагирует, не подумав. Умный — тот, кто все продумывает, а потому добивается победы минимальными уси­лиями.

Придать объемность характеру персонажа может заполнение следующей анкеты из 10 пунктов:

1. Интеллект. Как персонаж принимает решения?

2. Эмоциональность. Является ли персонаж общительным
или нелюдимым, успешным или озабоченным, доверчивым
или подозрительным?

3. Физиология. Каково состояние здоровья персонажа? На­
сколько оно соответствует возрасту? Как он двигается? Как себя
чувствует? Занимается ли спортом?

4. Социальная база. Кем были его родители? К какой соци­
альной группе его можно отнести? Состоит ли он в партии?
Посещает ли церковь?

5. Экономическая база. Насколько богат персонаж или беден?
Каким способом зарабатывает себе на жизнь? Погряз ли в долгах?

6. Талант. Обладает ли персонаж какими-то выдающимися
способностями?

7. Посторонние интересы. Что интересует персонажа поми­
мо основной работы? Какова его степень увлеченности?

8. Семья. Есть ли у персонажа супруг/супруга, родители, дети?
Каковы отношения с ними? Какова история создания семьи?
Имеются ли увлечения на стороне?

9. Образование. Где получил? Какое? Самоучка?

10.  Неприязни. Чего персонаж не переносит?

В дальнейшем информацию о персонаже можно подавать с трех точек зрения:

1. Что персонаж думает о себе сам?

2. Что думают о нем другие?

3. Что думает об этом автор?

Полезна также используемая в драматургии классификация, согласно которой различают четыре типа персонажей: «наши знакомые», «андердог», «потерянные души», «идолы».

«Наши знакомые» — это обычные люди, которых беспокоят обычные жизненные проблемы. Не сделавшие ничего выдаю­щегося, именно они часто являются наиболее типичными пред­ставителями своей социальной группы, своего времени, своей эпохи. Драматизм в их судьбе часто заключен не в случившем­ся, а в том, что не произошло, в счастье, которое было так возможно, но прошло мимо. Так как жизнь «наших знакомых» напоминает жизнь большинства людей, читателям будет легко идентифицировать себя с ними.

«Андердог» (от англ. Underdog — собака, побежденная в драке, либо жертва несправедливости) — это человек, который пробился наверх вопреки сложившимся обстоятельствам. Эту группу персонажей составляют выходцы из бедных семей, став­шие миллионерами, провинциалы, покорившие столицу, самоучки, совершившие переворот в науке, инвалиды, вернув­шиеся к активной жизни. Жизнь «андердога» — всегда борьба, конфликт, и поэтому портрет такого человека написать легко. Нужно лишь попросить его вспомнить драматические ситуа­ции, в которых он находился, и то, как он из них выходил. В результате текст может получиться не менее захватывающим, чем детектив.

«Потерянные души» — люди, перешедшие некий барьер, совершившие то, что недопустимо для «наших знакомых», на­пример персонажи из мира криминала, осужденные за громкие преступления, ветераны вооруженных конфликтов, решившие (как правило, на условиях анонимности) рассказать об ужасах войны, бывшие и нынешние наркоманы и работницы секс-ин­дустрии. Портреты таких людей дают возможность погрузиться в «потусторонний» мир, взглянуть на жизнь с другой стороны. На этой другой стороне жизни и должен фокусировать внима­ние журналист.

«Идолы» — это те, для кого благодаря власти, деньгам или каким-то сверхспособностям не существует ограничений, столь ощутимых в жизни обычных людей. К данному типу персонажей относят монархов, супербогачей, звезд, экстрасенсов. «Идолы» интересны тем, что воплощают мечты обычных людей. Для них доступно то, что для читателей нереально. И именно на этом следует делать упор, а также на том, как распо­ряжаются персонажи своими исключительными способностями и возможностями.

Жизнь персонажа можно представить как вызовы судьбы и его ответы на них. Различают семь категорий вызовов:

1. Удар по самоуважению. Здесь атака происходит на пред­
ставление человека о себе и о своем месте в мире. Например,
человек считал себя умным, а оказался обманут, считал себя
неотразимым, а ему отказали, считал себя неприкосновен­
ным, а оказался ограблен.

2. Профессиональный провал. Речь идет о крахе дела, которому
человек посвятил свою жизнь. Разорившийся предприниматель,
зашедший в тупик ученый, отстраненный от власти политик —
вот примеры профессионального провала.

3.Физический вред. Сюда относятся болезни и травмы, при­
водящие как к временному, так и к постоянному расстройству здоровья. А дальше слабые ломаются, сильные становятся еще сильнее.

4. Угроза смерти. Это ситуации, когда персонаж мог погиб­
нуть, например войны, катастрофы, а также конфликты с
представителями криминального мира.

5. Угроза гибели семьи. Здесь проявляется то, на что готов
персонаж ради спасения близких.

6. Угроза гибели популяции. Под популяцией имеется в виду
как население страны в целом, так и жители отдельного регио­
на или населенного пункта. Угрожать же им могут войны и
всевозможные экологические и техногенные катастрофы. Пер­
сонаж ставится перед выбором: рисковать ли своей жизнью,
чтобы спасти жизнь других?

7. Угроза человечеству. Сюда относятся те же самые вызовы,
что и в предыдущем пункте, только проявляющиеся в глобаль­
ном масштабе.

По композиции портреты бывают трех типов: времяориенти-рованные, сценоориентированные и литературные. В первом случае в качестве «красной нити» берется какой-то отрезок вре­мени — либо один день (неделя, месяц) из жизни персонажа, либо вся его жизнь. Начало и конец портрета — это соответст­венно утро и вечер (понедельник и воскресенье, первый и пос­ледний дни месяца), рождение и смерть.

При сценоориентированной композиции действие развивает­ся через смену типичных сцен из жизни персонажа. При этом исходная сцена задает определенное отношение к нему, а затем это отношение меняется, и после завершающей сцены персо­наж представляется вовсе не таким, каким казался в начале текста.

При литературной композиции «красной нитью» служит ме­тафора или сказка, которая затем накладывается на судьбу пер­сонажа, становится лейтмотивом его жизни. Вот фрагмент по­ртрета, написанного одной из студенток в качестве учебного задания:

«А ты знаешь анекдот про ворону?» — мы сидели у Машки на кухне, и она, умудряясь одновременно болтать со мной, печь пирожки и смотреть «Не родись красивой», рассказывала анекдоты. «В общем, собрались лебеди на юг лететь. Собрались и собрались, но тут к ним ворона подлетает и говорит: "Лебеди-лебеди, возьмите меня с собой, а?" Лебеди посмеялись, смотрят такие на ворону и говорят: "Ну ты, ворона, совсем из ума выжила? Посмотри на нас — какие мы белые, красивые, а ты куда?" Ворона начала канючить, и ее взяли с собой. Летят-летят лебеди, первая остановка. Сидят, ворону ждут. Тут видят — черная точка в небе, ба-бах, ворона приземлилась! Отдышалась, даль-

В заголовок портрета обычно выносят цитату персонажа, его особую характеристику либо просто обыгрывают его имя. Начинается портрет со сцены, реже — с особой характеристики персонажа или цитаты. Не рекомендуется начинать текст с оценки, так как читатели могут счесть ее натянутой и воспри­мут как попытку автора навязать им свое мнение.

Динамизм в портрете достигается за счет смены действий и цитат «вне действия». Последние служат для объяснения, ком­ментирования и бэкграунда. При этом цитата должна распола­гаться до или после действия, но ни в коем случае не прерывать его. Завершаться портрет может цитатой, дополняющей или интерпретирующей то, что было сказано в начале, или сценой, показывающей завершение очередного круга из жизни персона­жа («И снова...»).

Иногда портрет пишут от первого лица, когда журналист после беседы с персонажем оформляет текст в виде рассказа персонажа о себе. В остальном здесь действуют те же самые правила и закономерности. Вот пример такого портрета:

 

Портрет — это рассказ о человеке. При «холод­ном» написании журналист готовит текст без непосредственного об­щения с персонажем, при «теплом» — после такой встречи. Беседа при подготовке портрета может быть статичной, когда персонаж и журналист общаются, сидя напротив друг друга, и динамичной, когда собеседник что-то делает, в промежутках между действиями отвечая на вопросы журналиста. Во время разговора журналисту нужно обра­щать внимания на особенности речи и мышления, собирать истории и случаи из жизни персонажа, а также следить за тем, как он общается с Другими людьми. При небольшом количестве времени для представ­ления персонажа можно воспользоваться GOSS-методом, когда жур­налист последовательно задает вопросы о целях персонажа, о препят­ствиях, которые мешают ему достичь этих целей, о решениях, Которые он принял, чтобы преодолеть препятствия, и о времени, Когда персонаж начал или начнет действовать, а также планирует Получить результаты. Характер описывается формулой «Кто? + Что Делает? + С какой целью?» и раскрывается через преодоление «ба-Рьеров» — того, что препятствует персонажу достичь его цели. При-Длкж объемность персонажу при помощи анкеты из десяти пунктов:


интеллект, эмоциональность, физиология, социальная база, экономи­ческая база, талант, посторонние интересы, семья, образование и не­приязни. Информацию о персонаже подают с трех точек зрения: что он думает о себе сам, что думают о нем другие и что думает о нем автор. Семь категорий вызовов, с которыми может столкнуться персо­наж, — удар по самоуважению, профессиональный провал, физический вред, угроза смерти, угроза гибели семьи, угроза гибели популяции, угроза человечеству. При времяориентированной композиции в каче­стве «красной нити» берется отрезок времени, при сценоориентиро-ванной действие развивается через смену типичных сцен из жизни персонажа, при литературной используется сказка или метафора, ко­торая играет роль лейтмотива. Динамизм в тексте достигается за счет смены действий и цитат «вне действий».


О чем писать, когда нет темы. Журналистика «Что?», «Как?» и «Почему?». Вопросные методы поиска темы. Официальный, спонтан­ный и расследовательский уровни информации. Способы получения информации журналистом. Виды наблюдения и атрибуции. Цели и схемы сбора информации. Модели опроса.

/v-аждый журналист время от времени стал­кивается с ситуацией, когда кажется, что писать не о чем. Никаких событий, заслуживающих внимания, не происходит. Здесь не имеется в виду случай, когда журналист из-за своей лени о новостях попросту не знает. Напротив, он держит руку на пульсе событий, следит за анонсами, регулярно обзванивает ньюсмейкеров, но в данный момент в освещаемой этим журна­листом сфере действительно ничего не происходит. Однако от­сутствие событий вовсе не означает, что писать в этот день не о чем. Тему для статьи все равно можно найти, и в данной главе рассказывается, как это сделать.

Во-первых, следует отойти от традиционного понимания журналистами новостей как поиска ответа на вопрос «Что?». Помимо журналистики «Что?» есть еще журналистика «Как?» и журналистика «Почему?». И если журналистика «Что?» зацик­лена на новых событиях, то журналистика «Как?» ищет подроб­ности уже известных событий, а журналистика «Почему?» — их причины. Информация о новых подробностях или о новых при­чинах событий — это тоже новости, только здесь мы не объяв­ляем о событии, про которое еще никто не знает, а предлагаем новое понимание этого события. Журналистика «Как?» и жур­налистика «Почему?» более сложны по сравнению с журналис­тикой «Что?», однако написанные такими способами материа­лы могут быть гораздо более интересными, нежели простое ин­формирование о событиях.

Во-вторых, найти тему для статьи можно через вопросы, ко­торые журналист сам себе задает и потом ищет на них ответ-Затем из этих ответов складывается статья. Несколько «вопр0' сных» методов описал немецкий медиаконсультант Йенс-

Мейер (Jens-Uwe Meyer)1. Самым простым из них является метод «пяти минут», когда журналист выбирает явление, о ко­тором хочет написать, а затем задает себе следующие вопросы:

• Какие ассоциации вызывает у меня это явление?

• Что лично я по этому поводу пережил, видел, слышал?

• Что я об этом явлении не знаю?

• Какие клише существуют по поводу этого явления в массовом
сознании?

• Что про это явление сказали бы мои соседи, знакомые?

При наличии времени можно воспользоваться ТАВ-методом. Аббревиатура TAB расшифровывается как «Тема, Ассоциации, Вопросы». Тема — это некое ключевое понятие. Его пишут в центре листа бумаги и обводят в круг. Затем в маленькие кру­жочки вокруг этого понятия вписывают ассоциации — все, что приходит в голову. Когда подбор ассоциаций окончен,' журна­лист начинает придумывать вопросы к ним. Например, темой выбрана новая технология мобильной связи. Ассоциация — мо­гила для финансовых вложений, которые никогда не принесут прибыли. Вопросы: Как долго будет окупаться разработка этой технологии? Как эту технологию воспримут клиенты?

Еще один метод основан на использовании вопросов «смены вида», «перемещения во времени», «глубинных» и «спекулятив­ных».

Вопросы «смены вида»:

• Как выглядит тема с другой стороны?

• Как можно по-иному эту тему сформулировать?

• Как другие люди вели себя при аналогичной проблеме?

• Чего участники не должны делать ни в коем случае?

Вопросы «перемещения во времени»:

• Когда проявилась проблема?

• В чем она раньше выражалась?

• Как пытались решить проблему раньше?

• Какое воздействие может оказать эта проблема на будущее?

«Глубинные» вопросы:

• Почему это так?

• Каких проблем это касается?

Какие мотивы были у действующих лиц?

• Какие возможности существуют для разрешения ситуации?

Meyer J.-U. Journalistische Kreativitat. Konstanz: UVK Medien, 2003. S. 57—76.

Спекулятивные» вопросы — это вопросы о возможностях,

например:

• Что было бы, если бы...

Американская журналистка Джеки Банажински (Jacqui Ва-naszynski) описала метод «шести дорожек», которые условно на­званы профиль, объяснение, тренд, расследование, повествование и описание. В этих «дорожках» сгруппированы соответствую­щие вопросы.

1. Профиль — это люди, стоящие за событием. Кто они? Кто
главный герой? Например, при подготовке статьи о силиконовых
имплантатах можно попробовать найти женщину, которая
винит имплантаты в проблемах со здоровьем.

2. Объяснение — это предыстория события. Кто изобрел си­
ликоновые имплантаты? Как они стали популярными? Какие
расстройства здоровья они вызывают?

3. Тренд — это событие в целом. Как развивалась пластичес­
кая хирургия? Как она еще может развиться?

4. Расследование — это поиск того, кто на этом делает день­
ги. Кому происходящее выгодно? Сколько зарабатывают произ­
водители силикона? Хирурги? Адвокаты пострадавших от не­
удачных операций?

 

5. Повествование — это история с главным героем, сюжетом,
завязкой и развязкой. Как сложилась жизнь первой жертвы си­
ликона?

6. Описание — это день из жизни героев. Что чувствует жен­
щина, страдающая от имплантатов? Что представляет собой
операционная? Как проводятся операции? Как производятся

имплантаты?2

В-третьих, существуют методы, связанные со сменой пер­спективы. Это «объектный» метод, метод «генерализация и фоку­сирование» и метод «новая новость для своей целевой аудитории».

«Объектный» метод состоит в рассмотрении события с пози­ции объекта — того, на кого обращено какое-либо нововведе­ние. Например, изменение схемы движения автотранспорта в городе можно рассмотреть с позиции водителей, изменение за­конодательства о призыве в армию — с позиции призывников и их семей.

Метод «генерализация и фокусирование» заключается в пере­ходе от частного к общему, а затем от общего к другому связан­ному с ним частному, которое и будет темой статьи. Например,

2 Scanlan СИ. Jacqui Banaszynski's Six Paths to Story // http'/A»™™/ nnvnter.org/ column.asp?id=52&aid=l 1738

фирма открывает представительство в другом регионе и направ­ляет туда часть сотрудников, которым придется временно жить вдали от своих семей. Происходящее в фирме — частное, взаи­моотношения супругов в семье — общее, и от этого общего переходим к новому частному — как живут семьи, в которых супруги лишь время от времени видятся друг с другом, потому что работают в разных регионах.

Метод «новая новость для своей целевой аудитории» пред­ставляет собой изложение старых новостей применительно к какой-либо конкретной ситуации. Например, деловая газета сообщает об ипотечном кризисе в национальном масштабе, а местная газета на основе этой новости готовит статью о том, в какой мере затронул кризис данную местность.

После того как журналист определился с темой, начинается этап сбора информации. Автор американского учебника по на­писанию новостей Мелвин Менчер (Melvin Mencher) выделяет три уровня информации — официальный, спонтанный и расследо­вательский. Если сравнить с добычей полезных ископаемых, то официальным уровнем информации является то, что нахо­дится на поверхности, спонтанным — то, что лежит неглубоко под землей, а расследовательским — те залежи, ради которых нужно спускаться глубоко под землю.

Информация, которая находится на поверхности, — это пресс-релизы и всевозможные постановочные мероприятия (пресс-конференции, митинги, церемонии). Особенность ин­формации официального уровня состоит в том, что она если не полностью, то в значительной степени подготовлена специа­листами по связям с общественностью соответствующих струк­тур, а потому полагаться на эту информацию нельзя. Даже если она не содержит прямой лжи, то часть правды, которая была бы неприятной для выступающего, утаивается всегда, и соста­вить правильное представление о чем-либо только на основе официальной информации невозможно. Впрочем, журналис­там некоторых специализаций приходится иметь дело в основ­ном с информацией официального уровня. Это, например, корреспонденты президентского пула, правительственного, пар­ламентские корреспонденты.

Информация спонтанного уровня — это события, происхо­дящие сами по себе, жизнь такая, какая она есть. К этому Уровню информации относятся всевозможные эксперименты из серии «проверено на себе», например журналист пытается что-то

 

Reporting and Writing. P. 224—243.

продать, купить или получить кредит. Или после заявления чиновника о том, что отремонтированы дома всех пострадав­ших от стихийного бедствия, журналист едет в этот населенный пункт и проверяет, действительно ли дома отремонтированы и как отремонтированы. Информация спонтанного уровня может дополнять информацию официального уровня, когда журна­лист выясняет, как в действительности обстоят дела в данной сфере. Иногда официальный уровень информации превращает­ся в спонтанный, например, когда на пресс-конференции вы­веденный из себя ньюсмейкер начинает говорить то, что он сказать не планировал.

Информация расследовательского уровня — это сведения о причинах происходящего, причем те, которые кто-то пытается скрыть. Например, журналист, выяснивший, что дома постра­давших от стихийного бедствия не отремонтированы, начинает выяснять, куда исчезли деньги, выделенные из бюджета для этого ремонта. Или журналист, узнавший о том, что опасный преступник был задержан и тут же отпущен из-под стражи, пытается узнать, кто и почему принял это решение. Информа­ция расследовательского уровня встречается в СМИ сравнитель­но редко. Во-первых, это связано со сложностью ее получе­ния, так как для проведения расследований необходимы и вы­сокая квалификация журналиста, и смелость журналиста и редактора опубликовать статью, которая будет представлять собой обвинение в адрес коррумпированных чиновников, не­добросовестных предпринимателей и представителей крими­нального мира. Во-вторых, расследования требуют очень боль­шого времени по сравнению со сбором информации официаль­ного и даже спонтанного уровня, поэтому далеко не каждое издание может себе позволить заниматься расследовательской журналистикой по экономическим причинам. Ведь если статьи на основе информации первых двух уровней журналист может писать ежедневно или в крайнем случае еженедельно, то на расследование у него может уйти до нескольких месяцев. Соот­ветственно такая статья обойдется редакции в 10—30 раз доро­же, чем обычный материал.

В журналистике существует три способа получения инфор­мации — наблюдение, работа с источниками и анализ уже имею­щихся сведений.

Наблюдение бывает внешним или включенным. В первом слу­чае журналист не участвует в событии, во втором — участвует. Например, когда журналист наблюдает за происходящим на митинге, это внешнее наблюдение, когда же отправляется в экспедицию в качестве участника — включенное.

 Наблюдение также бывает открытым или скрытым. В пер­вом случае журналист сообщает о своей профессиональной при­надлежности, и окружающим известно, что этот человек — журналист. Во втором окружающие этого не знают. Данную разновидность наблюдения иногда называют «метод маски» или «метод смены профессии», когда журналист, как правило, для разоблачения чьих-либо злоупотреблений вступает в контакт с этими людьми в каком-то ином качестве, например под видом фермера пытается продать урожай на рынке, под видом гастар-байтера — найти работу на столичной стройке, под видом пред­принимателя — получить лицензию на занятие определенным видом бизнеса.

Источники подразделяются на документальные и персони­фицированные. Под документальными источниками имеются в виду не только официальные документы органов власти, а все материальные носители информации — фотографии, видеома­териалы. При работе с документальными источниками необхо­димо определить их подлинность (связь с событиями) и атрибу­цию (отношение к определенным людям или организациям). Персонифицированные источники — это люди, которые распо­лагают интересующей журналиста информацией. Они разделя­ются на свидетелей события, которые наблюдали происходящее сами, и тех, кто узнал о случившемся со слов других. Во вто­ром случае чем больше звеньев прошла информация, прежде чем ее сообщили журналисту, тем вероятнее искажения, обу­словленные «эффектом испорченного телефона», когда каждый услышавший и затем пересказывающий сообщение незаметно для себя упускает часть деталей и, напротив, добавляет несу­ществующие подробности.

Применительно к персонифицированным источникам суще­ствуют следующие виды атрибуции (связь сообщения и кон­кретного человека):

• Для печати, когда можно указывать имя и должность человека.

• Для бэкграунда, когда можно цитировать информацию со
ссылкой на некий источник. Здесь возможны следующие гра­
дации анонимности: указание должности и организации (один
из членов совета директоров «Газпрома»), указание только
организации (источник в «Газпроме»), указание должности
без указания организации (член совета директоров одной из
крупных государственных компаний), указание рода занятий
без имени и должности человека, а также без названия орга­
низации (сотрудник одной из газодобывающих компаний),
Указание только степени отношения к вопросу (источник,
близкий к переговорам между «Газпромом» и ...).

Для глубокого бэкграунда, когда информацию можно исполь­зовать только в косвенной речи без ссылок на источник. В этом случае журналист преподносит информацию от своего имени и соответственно берет на себя всю ответственность за ее возможную недостоверность. Здесь все определяется важ­ностью информации и надежностью источника. Как правило, на подобное цитирование идут при освещении происходящего в руководстве страны, когда на другие условия источники информации не соглашаются.

' Не для печати, когда информацию нельзя использовать ни в какой форме. Одновременно вводится запрет на обращение с этой информацией к другому источнику для ее подтвержде­ния. В этом случае сведения сообщают журналисту только для ознакомления с темой. На такие условия следует согла­шаться только в том случае, когда получить данную информа­цию в другом месте не представляется возможным. Во всех прочих случаях рекомендуется избегать подобного информи­рования, так как оно связывает руки журналисту и если эту же информацию ему затем предоставляет другой источник уже с правом публикации, журналист все равно ее опубликовать не может из-за обязательств перед первым источником.

Анализ уже имеющихся сведений проводится при помоши логических операций. При построении выводов применяют следующие методы прогнозирования: экстраполяция, аналогия и

сценарии.

Экстраполяция означает проецирование имеющейся тенден­ции на будущее. Журналист подразумевает, что все существую­щие процессы будут продолжаться и дальше, например эконо­мика — расти, безработица — снижаться, а курс национальной валюты — оставаться неизменным. Метод экстраполяции может быть более или менее достоверным при построении про­гнозов на ближайшее будущее (от нескольких недель до не­скольких месяцев). Что же касается среднесрочной перспекти­вы (несколько лет) и тем более долгосрочной (десятилетия), то в этих случаях выводы, полученные методом экстраполяции, практически всегда оказываются недостоверными.

Аналогия — это вывод о совпадении явлений на основе со­впадения их отдельных признаков. Здесь самое важное состоит в том, чтобы эти признаки были существенными для данных явлений. Например, в современной России арест правозащит­ника, которого за высказывание своих взглядов преследовали еще в советские времена, может свидетельствовать о сходстве политики советских и нынешних властей. В то же время арест бизнесмена может вовсе не значить начало репрессий, анало­гичных раскулачиванию в советское время.

Сценарии представляют собой метод, при котором учитыва­ют множество факторов и на основе их анализа делают выводы о возможном развитии системы. Как правило, сценариев со­ставляют несколько в зависимости от преобладающего влияния какого-либо фактора и возможных решений, которые будут приняты в «поворотных» точках. Например, сценарии измене­ния нефтяных цен могут включать в себя такие факторы, как начало или завершение конфликтов на Ближнем Востоке, от­крытие альтернативных источников энергии, снижение нефте­добычи из-за истощения существующих месторождений либо, напротив, ее рост благодаря открытию новых технологий извле­чения нефти.

Цели сбора информации журналистом, по определению Ми­хаэля Халлера, таковы:

• точно и в деталях представить положение дел в какой-то сфере,

• реконструировать уже случившееся событие,

• выявить участников этого события и их компетенцию,

• выявить предполагаемые причины и возможные последствия
события,

• выявить значение события для читателей4.

Сбор информации может проходить «вглубь», когда журна­лист отыскивает неизвестные подробности события, и «вширь», когда объектом внимания становится его контекст, дополнительные взаимосвязи с другими событиями. Как пра­вило, расследование «вглубь» предпочтительнее, чем расследо­вание «вширь», так как читателям более интересны конкретные детали случившегося, нежели его возможные причины и воз­можные последствия.

Михаэль Халлер также описывает три схемы сбора информа­ции: «передний и задний план», «айсберг» и «симптом и болезнь»5.

Схема «передний и задний план» подразумевает, что имею­щаяся информация — не более чем внешняя сторона события. Журналист же стремится выяснить то, что скрыто за ней: моти­вы действующих лиц, причины событий и их воздействие на окружающих.

П



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.