|
|||
Колесниченко А. В.
Портрет — это рассказ о человеке. Цель портрета — описать внешний мир персонажа и проникнуть в его внутренний мир.Так как людям больше всего нравится читать про людей, портрет может стать самой популярной статьей в номере издания. Структурно портрет состоит из следующих элементов: • важнейшие этапы жизни персонажа (рождение, выбор профессии, создание семьи, пик карьеры); • интересные случаи из жизни персонажа; • комментарии персонажа; • наблюдения автора; • наблюдения тех, кто знает персонажа; • новостная зацепка. Различают «холодное» и «теплое» написание портрета. В первом случае журналист пишет портрет без общения с персонажем. Так поступают, когда нужно представить публике какого-то человека, например малоизвестного чиновника, внезапно назначенного на высокий пост в правительстве. Источниками сведений здесь являются общедоступная информация об этом человеке и комментарии лично знающих его людей, если таковые удается получить. Если когда-то раньше журналист уже сталкивался с этим человеком либо просто наблюдал его со стороны, то это очень поможет ему при работе над портретом. Впечатления о той встрече могут лечь в основу портрета, «оживить» его, насколько это возможно. По «холодной» схеме также пишут некрологи известных людей, кроме случаев, когда журналист был близким знакомым умершего. Обычно композиция такого портрета следующая. В первом абзаце сообщается нечто особенное об этом человеке, то, что делает его интересным. Затем идет основная часть, посвященная карьере персонажа, его профессиональным достижениям. Завершается портрет вторжением в личную жизнь персонажа, кратким рассказом о его увлечениях и выводом, который либо обращен в будущее (при представлении человека), либо подводит итоги его жизни (в некрологе). При «теплом» же написании в основу портрета ложится информация, добытая журналистом в ходе личного общения с персонажем. В этом случае работа журналиста начинается со встречи с героем материала. Перед встречей желательно оговорить ее продолжительность, чтобы она не оказалась чрезмерно короткой. Сбор информации для портрета требует относительно много времени. Практика показывает, что один час общения с персонажем эквивалентен примерно 1—2 тыс. знаков текста. Соответственно при написании портрета объемом две машинописные страницы (4,5—5 тыс. знаков) журналисту необходимо потратить на общение с персонажем до 3—4 часов. Если же материал запланирован объемом больше двух страниц, то желательно договариваться сразу о нескольких встречах. Кроме того, если при подготовке интервью место разговора особой роли не играет и журналист может встретиться с собеседником, например в парке или в кафе, то для подготовки портрета с персонажем желательно общаться в его естественной среде, то есть на работе и дома. Во-первых, знакомая обстановка позволяет персонажу расслабиться и вести себя, как обычно. Во-вторых, детали обстановки сами по себе могут многое рассказать о человеке, а также стать поводом для вопросов журналиста, для направления разговора в нужное русло. Беседа при подготовке портрета может быть статичной и динамичной. В первом случае журналист и герой материала просто сидят напротив друг друга и разговаривают. При динамичной же беседе герой материала что-то делает, время от времени отвлекаясь для ответов на вопросы журналиста. Например, тренер футбольной команды ходит по кромке поля и дает указания игрокам или директор предприятия в своем кабинете отвечает на телефонные звонки и принимает доклады подчиненных. Динамичная беседа предпочтительнее статичной, хотя спокойный разговор с героем материала также необходим. На что обращать внимание во время разговора? Во-первых, на особенности речи и мышления; на то, есть ли предметы или явления, которые человек называет как-то по-своему, не так, как все; какие особенные слова употребляет; как строит суждения, делает выводы. Второй важный момент — это истории, случаи из жизни персонажа. Журналист должен уметь их добывать. Основной прием здесь — при появлении историйной зацепки уточнять, что персонаж тогда сказал, сделал. Например, персонаж рассказывает, что в молодости ходил в геологические экспедиции. Журналист спрашивает, был ли случай, когда они заблудились или остались без припасов вдали от людей. Персонаж сообщает, что такой случай был. Далее журналист через уточняющие вопросы узнает, кто как в той ситуации поступил, и реконструирует историю, которая затем может быть представлена в портрете от имени персонажа. В-третьих, журналист должен фиксировать то, как персонаж общается с другими людьми — с начальником, с подчиненными, с членами семьи. Какую роль он в каждом случае играет? Меняется ли его голос? Можно ли разглядеть под набором масок его истинное лицо? В целом же нужно иметь в виду, что для каждой идеи достаточно одного эпизода или цитаты, и исходя из этого соотносить объем собранной информации со структурой будущей статьи. Когда на разговор отведено слишком мало времени, а также когда журналист общается с человеком, про которого почти ничего не известно, можно воспользоваться так называемым GOSS-методом (от англ. Goal — цель, Obstacle — препятствие, Solution — решение, Start — начало), который разработал ЛаРуе Гиллеланд (LaRue Gilleland), профессор журналистики из Университета Невады. Журналист последовательно задает вопросы о целях персонажа, о препятствиях, которые мешают достичь этих целей, о решениях, которые принял персонаж, чтобы преодолеть препятствия, и о времени, когда персонаж начал или начнет действовать, а также планирует получить результаты. Вот примерный перечень таких вопросов. Вопросы о цели: • Что вы хотите сделать? • Какова цель вашей организации? • Чего вы на самом деле хотите? • Если бы у вас была возможность сделать лишь одно великое Вопросы о препятствиях: Что вам мешает? • С какими проблемами вы столкнулись? • Почему вы не смогли этого сделать? • Почему вы этого не делаете? • Зачем вы вообще влезли в это дело? Вопросы о решении: • Что вы собираетесь делать по этому поводу? • Как вы решаете эту проблему? • Существует ли возможность справиться с этим? • Как вам это удалось? • Как вы на это решились? Вопросы о начале действия: • Когда программа начала действовать? • Чья это была идея? • Когда вы ожидаете получить первый результат? • Когда проблема будет решена?1 GOSS-метод согласуется с принятым в психологии представлением личности через триаду «хочу—могу—должен». Под «хочу» имеются в виду цели и желания человека, под «могу» — его возможности и умения, под «должен» — действия, которые необходимо совершить, чтобы привести возможности в соответствие с желаниями. Можно также определить, насколько личность человека является целостной, то есть в какой мере согласуются его «могу» и «должен» с «хочу». Нередко оказывается, что человек формально к чему-то стремится, но не делает ничего, что способствовало бы достижению его целей, либо вообще отдаляется от них вместо того, чтобы приближаться. Еще одна формула характера выглядит следующим образом: «Кто? + Что делает? + С какой целью?». Чтобы представить человека, достаточно наложить эту формулу на действия персонажа и его поведение в различных ситуациях. В драматургии существуют понятия «барьер» и «каталист». Барьер — это нечто, что герой должен преодолеть, чтобы достичь цели, например получить образование, чтобы устроиться на работу, овладеть боевым искусством, чтобы побить обидчика. Каталист — это человек, во взаимодействии с которым герой проявляет свои качества. Типичные каталисты — враг и объект любви. Также в характере следует подметить и выделить одну из трех доминант — волю, эмоцию или ум. Волевой человек — это тот, который мужественно преодолевает трудности. Эмоциональ- to feature writing. Ames: The ' Patterson B.R. Write to be read. A practical State University Press, 1986. P. 50—51. ный — тот, кто реагирует, не подумав. Умный — тот, кто все продумывает, а потому добивается победы минимальными усилиями. Придать объемность характеру персонажа может заполнение следующей анкеты из 10 пунктов: 1. Интеллект. Как персонаж принимает решения? 2. Эмоциональность. Является ли персонаж общительным 3. Физиология. Каково состояние здоровья персонажа? На 4. Социальная база. Кем были его родители? К какой соци 5. Экономическая база. Насколько богат персонаж или беден? 6. Талант. Обладает ли персонаж какими-то выдающимися 7. Посторонние интересы. Что интересует персонажа поми 8. Семья. Есть ли у персонажа супруг/супруга, родители, дети? 9. Образование. Где получил? Какое? Самоучка? 10. Неприязни. Чего персонаж не переносит? В дальнейшем информацию о персонаже можно подавать с трех точек зрения: 1. Что персонаж думает о себе сам? 2. Что думают о нем другие? 3. Что думает об этом автор? Полезна также используемая в драматургии классификация, согласно которой различают четыре типа персонажей: «наши знакомые», «андердог», «потерянные души», «идолы». «Наши знакомые» — это обычные люди, которых беспокоят обычные жизненные проблемы. Не сделавшие ничего выдающегося, именно они часто являются наиболее типичными представителями своей социальной группы, своего времени, своей эпохи. Драматизм в их судьбе часто заключен не в случившемся, а в том, что не произошло, в счастье, которое было так возможно, но прошло мимо. Так как жизнь «наших знакомых» напоминает жизнь большинства людей, читателям будет легко идентифицировать себя с ними. «Андердог» (от англ. Underdog — собака, побежденная в драке, либо жертва несправедливости) — это человек, который пробился наверх вопреки сложившимся обстоятельствам. Эту группу персонажей составляют выходцы из бедных семей, ставшие миллионерами, провинциалы, покорившие столицу, самоучки, совершившие переворот в науке, инвалиды, вернувшиеся к активной жизни. Жизнь «андердога» — всегда борьба, конфликт, и поэтому портрет такого человека написать легко. Нужно лишь попросить его вспомнить драматические ситуации, в которых он находился, и то, как он из них выходил. В результате текст может получиться не менее захватывающим, чем детектив. «Потерянные души» — люди, перешедшие некий барьер, совершившие то, что недопустимо для «наших знакомых», например персонажи из мира криминала, осужденные за громкие преступления, ветераны вооруженных конфликтов, решившие (как правило, на условиях анонимности) рассказать об ужасах войны, бывшие и нынешние наркоманы и работницы секс-индустрии. Портреты таких людей дают возможность погрузиться в «потусторонний» мир, взглянуть на жизнь с другой стороны. На этой другой стороне жизни и должен фокусировать внимание журналист. «Идолы» — это те, для кого благодаря власти, деньгам или каким-то сверхспособностям не существует ограничений, столь ощутимых в жизни обычных людей. К данному типу персонажей относят монархов, супербогачей, звезд, экстрасенсов. «Идолы» интересны тем, что воплощают мечты обычных людей. Для них доступно то, что для читателей нереально. И именно на этом следует делать упор, а также на том, как распоряжаются персонажи своими исключительными способностями и возможностями. Жизнь персонажа можно представить как вызовы судьбы и его ответы на них. Различают семь категорий вызовов: 1. Удар по самоуважению. Здесь атака происходит на пред 2. Профессиональный провал. Речь идет о крахе дела, которому 3.Физический вред. Сюда относятся болезни и травмы, при 4. Угроза смерти. Это ситуации, когда персонаж мог погиб 5. Угроза гибели семьи. Здесь проявляется то, на что готов 6. Угроза гибели популяции. Под популяцией имеется в виду 7. Угроза человечеству. Сюда относятся те же самые вызовы, По композиции портреты бывают трех типов: времяориенти-рованные, сценоориентированные и литературные. В первом случае в качестве «красной нити» берется какой-то отрезок времени — либо один день (неделя, месяц) из жизни персонажа, либо вся его жизнь. Начало и конец портрета — это соответственно утро и вечер (понедельник и воскресенье, первый и последний дни месяца), рождение и смерть. При сценоориентированной композиции действие развивается через смену типичных сцен из жизни персонажа. При этом исходная сцена задает определенное отношение к нему, а затем это отношение меняется, и после завершающей сцены персонаж представляется вовсе не таким, каким казался в начале текста. При литературной композиции «красной нитью» служит метафора или сказка, которая затем накладывается на судьбу персонажа, становится лейтмотивом его жизни. Вот фрагмент портрета, написанного одной из студенток в качестве учебного задания: «А ты знаешь анекдот про ворону?» — мы сидели у Машки на кухне, и она, умудряясь одновременно болтать со мной, печь пирожки и смотреть «Не родись красивой», рассказывала анекдоты. «В общем, собрались лебеди на юг лететь. Собрались и собрались, но тут к ним ворона подлетает и говорит: "Лебеди-лебеди, возьмите меня с собой, а?" Лебеди посмеялись, смотрят такие на ворону и говорят: "Ну ты, ворона, совсем из ума выжила? Посмотри на нас — какие мы белые, красивые, а ты куда?" Ворона начала канючить, и ее взяли с собой. Летят-летят лебеди, первая остановка. Сидят, ворону ждут. Тут видят — черная точка в небе, ба-бах, ворона приземлилась! Отдышалась, даль- В заголовок портрета обычно выносят цитату персонажа, его особую характеристику либо просто обыгрывают его имя. Начинается портрет со сцены, реже — с особой характеристики персонажа или цитаты. Не рекомендуется начинать текст с оценки, так как читатели могут счесть ее натянутой и воспримут как попытку автора навязать им свое мнение. Динамизм в портрете достигается за счет смены действий и цитат «вне действия». Последние служат для объяснения, комментирования и бэкграунда. При этом цитата должна располагаться до или после действия, но ни в коем случае не прерывать его. Завершаться портрет может цитатой, дополняющей или интерпретирующей то, что было сказано в начале, или сценой, показывающей завершение очередного круга из жизни персонажа («И снова...»). Иногда портрет пишут от первого лица, когда журналист после беседы с персонажем оформляет текст в виде рассказа персонажа о себе. В остальном здесь действуют те же самые правила и закономерности. Вот пример такого портрета:
Портрет — это рассказ о человеке. При «холодном» написании журналист готовит текст без непосредственного общения с персонажем, при «теплом» — после такой встречи. Беседа при подготовке портрета может быть статичной, когда персонаж и журналист общаются, сидя напротив друг друга, и динамичной, когда собеседник что-то делает, в промежутках между действиями отвечая на вопросы журналиста. Во время разговора журналисту нужно обращать внимания на особенности речи и мышления, собирать истории и случаи из жизни персонажа, а также следить за тем, как он общается с Другими людьми. При небольшом количестве времени для представления персонажа можно воспользоваться GOSS-методом, когда журналист последовательно задает вопросы о целях персонажа, о препятствиях, которые мешают ему достичь этих целей, о решениях, Которые он принял, чтобы преодолеть препятствия, и о времени, Когда персонаж начал или начнет действовать, а также планирует Получить результаты. Характер описывается формулой «Кто? + Что Делает? + С какой целью?» и раскрывается через преодоление «ба-Рьеров» — того, что препятствует персонажу достичь его цели. При-Длкж объемность персонажу при помощи анкеты из десяти пунктов: интеллект, эмоциональность, физиология, социальная база, экономическая база, талант, посторонние интересы, семья, образование и неприязни. Информацию о персонаже подают с трех точек зрения: что он думает о себе сам, что думают о нем другие и что думает о нем автор. Семь категорий вызовов, с которыми может столкнуться персонаж, — удар по самоуважению, профессиональный провал, физический вред, угроза смерти, угроза гибели семьи, угроза гибели популяции, угроза человечеству. При времяориентированной композиции в качестве «красной нити» берется отрезок времени, при сценоориентиро-ванной действие развивается через смену типичных сцен из жизни персонажа, при литературной используется сказка или метафора, которая играет роль лейтмотива. Динамизм в тексте достигается за счет смены действий и цитат «вне действий». О чем писать, когда нет темы. Журналистика «Что?», «Как?» и «Почему?». Вопросные методы поиска темы. Официальный, спонтанный и расследовательский уровни информации. Способы получения информации журналистом. Виды наблюдения и атрибуции. Цели и схемы сбора информации. Модели опроса. /v-аждый журналист время от времени сталкивается с ситуацией, когда кажется, что писать не о чем. Никаких событий, заслуживающих внимания, не происходит. Здесь не имеется в виду случай, когда журналист из-за своей лени о новостях попросту не знает. Напротив, он держит руку на пульсе событий, следит за анонсами, регулярно обзванивает ньюсмейкеров, но в данный момент в освещаемой этим журналистом сфере действительно ничего не происходит. Однако отсутствие событий вовсе не означает, что писать в этот день не о чем. Тему для статьи все равно можно найти, и в данной главе рассказывается, как это сделать. Во-первых, следует отойти от традиционного понимания журналистами новостей как поиска ответа на вопрос «Что?». Помимо журналистики «Что?» есть еще журналистика «Как?» и журналистика «Почему?». И если журналистика «Что?» зациклена на новых событиях, то журналистика «Как?» ищет подробности уже известных событий, а журналистика «Почему?» — их причины. Информация о новых подробностях или о новых причинах событий — это тоже новости, только здесь мы не объявляем о событии, про которое еще никто не знает, а предлагаем новое понимание этого события. Журналистика «Как?» и журналистика «Почему?» более сложны по сравнению с журналистикой «Что?», однако написанные такими способами материалы могут быть гораздо более интересными, нежели простое информирование о событиях. Во-вторых, найти тему для статьи можно через вопросы, которые журналист сам себе задает и потом ищет на них ответ-Затем из этих ответов складывается статья. Несколько «вопр0' сных» методов описал немецкий медиаконсультант Йенс- Мейер (Jens-Uwe Meyer)1. Самым простым из них является метод «пяти минут», когда журналист выбирает явление, о котором хочет написать, а затем задает себе следующие вопросы: • Какие ассоциации вызывает у меня это явление? • Что лично я по этому поводу пережил, видел, слышал? • Что я об этом явлении не знаю? • Какие клише существуют по поводу этого явления в массовом • Что про это явление сказали бы мои соседи, знакомые? При наличии времени можно воспользоваться ТАВ-методом. Аббревиатура TAB расшифровывается как «Тема, Ассоциации, Вопросы». Тема — это некое ключевое понятие. Его пишут в центре листа бумаги и обводят в круг. Затем в маленькие кружочки вокруг этого понятия вписывают ассоциации — все, что приходит в голову. Когда подбор ассоциаций окончен,' журналист начинает придумывать вопросы к ним. Например, темой выбрана новая технология мобильной связи. Ассоциация — могила для финансовых вложений, которые никогда не принесут прибыли. Вопросы: Как долго будет окупаться разработка этой технологии? Как эту технологию воспримут клиенты? Еще один метод основан на использовании вопросов «смены вида», «перемещения во времени», «глубинных» и «спекулятивных». Вопросы «смены вида»: • Как выглядит тема с другой стороны? • Как можно по-иному эту тему сформулировать? • Как другие люди вели себя при аналогичной проблеме? • Чего участники не должны делать ни в коем случае? Вопросы «перемещения во времени»: • Когда проявилась проблема? • В чем она раньше выражалась? • Как пытались решить проблему раньше? • Какое воздействие может оказать эта проблема на будущее? «Глубинные» вопросы: • Почему это так? • Каких проблем это касается? Какие мотивы были у действующих лиц? • Какие возможности существуют для разрешения ситуации? Meyer J.-U. Journalistische Kreativitat. Konstanz: UVK Medien, 2003. S. 57—76. Спекулятивные» вопросы — это вопросы о возможностях, например: • Что было бы, если бы... Американская журналистка Джеки Банажински (Jacqui Ва-naszynski) описала метод «шести дорожек», которые условно названы профиль, объяснение, тренд, расследование, повествование и описание. В этих «дорожках» сгруппированы соответствующие вопросы. 1. Профиль — это люди, стоящие за событием. Кто они? Кто 2. Объяснение — это предыстория события. Кто изобрел си 3. Тренд — это событие в целом. Как развивалась пластичес 4. Расследование — это поиск того, кто на этом делает день
5. Повествование — это история с главным героем, сюжетом, 6. Описание — это день из жизни героев. Что чувствует жен имплантаты?2 В-третьих, существуют методы, связанные со сменой перспективы. Это «объектный» метод, метод «генерализация и фокусирование» и метод «новая новость для своей целевой аудитории». «Объектный» метод состоит в рассмотрении события с позиции объекта — того, на кого обращено какое-либо нововведение. Например, изменение схемы движения автотранспорта в городе можно рассмотреть с позиции водителей, изменение законодательства о призыве в армию — с позиции призывников и их семей. Метод «генерализация и фокусирование» заключается в переходе от частного к общему, а затем от общего к другому связанному с ним частному, которое и будет темой статьи. Например, 2 Scanlan СИ. Jacqui Banaszynski's Six Paths to Story // http'/A»™™/ nnvnter.org/ column.asp?id=52&aid=l 1738 фирма открывает представительство в другом регионе и направляет туда часть сотрудников, которым придется временно жить вдали от своих семей. Происходящее в фирме — частное, взаимоотношения супругов в семье — общее, и от этого общего переходим к новому частному — как живут семьи, в которых супруги лишь время от времени видятся друг с другом, потому что работают в разных регионах. Метод «новая новость для своей целевой аудитории» представляет собой изложение старых новостей применительно к какой-либо конкретной ситуации. Например, деловая газета сообщает об ипотечном кризисе в национальном масштабе, а местная газета на основе этой новости готовит статью о том, в какой мере затронул кризис данную местность. После того как журналист определился с темой, начинается этап сбора информации. Автор американского учебника по написанию новостей Мелвин Менчер (Melvin Mencher) выделяет три уровня информации — официальный, спонтанный и расследовательский. Если сравнить с добычей полезных ископаемых, то официальным уровнем информации является то, что находится на поверхности, спонтанным — то, что лежит неглубоко под землей, а расследовательским — те залежи, ради которых нужно спускаться глубоко под землю. Информация, которая находится на поверхности, — это пресс-релизы и всевозможные постановочные мероприятия (пресс-конференции, митинги, церемонии). Особенность информации официального уровня состоит в том, что она если не полностью, то в значительной степени подготовлена специалистами по связям с общественностью соответствующих структур, а потому полагаться на эту информацию нельзя. Даже если она не содержит прямой лжи, то часть правды, которая была бы неприятной для выступающего, утаивается всегда, и составить правильное представление о чем-либо только на основе официальной информации невозможно. Впрочем, журналистам некоторых специализаций приходится иметь дело в основном с информацией официального уровня. Это, например, корреспонденты президентского пула, правительственного, парламентские корреспонденты. Информация спонтанного уровня — это события, происходящие сами по себе, жизнь такая, какая она есть. К этому Уровню информации относятся всевозможные эксперименты из серии «проверено на себе», например журналист пытается что-то
Reporting and Writing. P. 224—243. продать, купить или получить кредит. Или после заявления чиновника о том, что отремонтированы дома всех пострадавших от стихийного бедствия, журналист едет в этот населенный пункт и проверяет, действительно ли дома отремонтированы и как отремонтированы. Информация спонтанного уровня может дополнять информацию официального уровня, когда журналист выясняет, как в действительности обстоят дела в данной сфере. Иногда официальный уровень информации превращается в спонтанный, например, когда на пресс-конференции выведенный из себя ньюсмейкер начинает говорить то, что он сказать не планировал. Информация расследовательского уровня — это сведения о причинах происходящего, причем те, которые кто-то пытается скрыть. Например, журналист, выяснивший, что дома пострадавших от стихийного бедствия не отремонтированы, начинает выяснять, куда исчезли деньги, выделенные из бюджета для этого ремонта. Или журналист, узнавший о том, что опасный преступник был задержан и тут же отпущен из-под стражи, пытается узнать, кто и почему принял это решение. Информация расследовательского уровня встречается в СМИ сравнительно редко. Во-первых, это связано со сложностью ее получения, так как для проведения расследований необходимы и высокая квалификация журналиста, и смелость журналиста и редактора опубликовать статью, которая будет представлять собой обвинение в адрес коррумпированных чиновников, недобросовестных предпринимателей и представителей криминального мира. Во-вторых, расследования требуют очень большого времени по сравнению со сбором информации официального и даже спонтанного уровня, поэтому далеко не каждое издание может себе позволить заниматься расследовательской журналистикой по экономическим причинам. Ведь если статьи на основе информации первых двух уровней журналист может писать ежедневно или в крайнем случае еженедельно, то на расследование у него может уйти до нескольких месяцев. Соответственно такая статья обойдется редакции в 10—30 раз дороже, чем обычный материал. В журналистике существует три способа получения информации — наблюдение, работа с источниками и анализ уже имеющихся сведений. Наблюдение бывает внешним или включенным. В первом случае журналист не участвует в событии, во втором — участвует. Например, когда журналист наблюдает за происходящим на митинге, это внешнее наблюдение, когда же отправляется в экспедицию в качестве участника — включенное. Наблюдение также бывает открытым или скрытым. В первом случае журналист сообщает о своей профессиональной принадлежности, и окружающим известно, что этот человек — журналист. Во втором окружающие этого не знают. Данную разновидность наблюдения иногда называют «метод маски» или «метод смены профессии», когда журналист, как правило, для разоблачения чьих-либо злоупотреблений вступает в контакт с этими людьми в каком-то ином качестве, например под видом фермера пытается продать урожай на рынке, под видом гастар-байтера — найти работу на столичной стройке, под видом предпринимателя — получить лицензию на занятие определенным видом бизнеса. Источники подразделяются на документальные и персонифицированные. Под документальными источниками имеются в виду не только официальные документы органов власти, а все материальные носители информации — фотографии, видеоматериалы. При работе с документальными источниками необходимо определить их подлинность (связь с событиями) и атрибуцию (отношение к определенным людям или организациям). Персонифицированные источники — это люди, которые располагают интересующей журналиста информацией. Они разделяются на свидетелей события, которые наблюдали происходящее сами, и тех, кто узнал о случившемся со слов других. Во втором случае чем больше звеньев прошла информация, прежде чем ее сообщили журналисту, тем вероятнее искажения, обусловленные «эффектом испорченного телефона», когда каждый услышавший и затем пересказывающий сообщение незаметно для себя упускает часть деталей и, напротив, добавляет несуществующие подробности. Применительно к персонифицированным источникам существуют следующие виды атрибуции (связь сообщения и конкретного человека): • Для печати, когда можно указывать имя и должность человека. • Для бэкграунда, когда можно цитировать информацию со Для глубокого бэкграунда, когда информацию можно использовать только в косвенной речи без ссылок на источник. В этом случае журналист преподносит информацию от своего имени и соответственно берет на себя всю ответственность за ее возможную недостоверность. Здесь все определяется важностью информации и надежностью источника. Как правило, на подобное цитирование идут при освещении происходящего в руководстве страны, когда на другие условия источники информации не соглашаются. ' Не для печати, когда информацию нельзя использовать ни в какой форме. Одновременно вводится запрет на обращение с этой информацией к другому источнику для ее подтверждения. В этом случае сведения сообщают журналисту только для ознакомления с темой. На такие условия следует соглашаться только в том случае, когда получить данную информацию в другом месте не представляется возможным. Во всех прочих случаях рекомендуется избегать подобного информирования, так как оно связывает руки журналисту и если эту же информацию ему затем предоставляет другой источник уже с правом публикации, журналист все равно ее опубликовать не может из-за обязательств перед первым источником. Анализ уже имеющихся сведений проводится при помоши логических операций. При построении выводов применяют следующие методы прогнозирования: экстраполяция, аналогия и сценарии. Экстраполяция означает проецирование имеющейся тенденции на будущее. Журналист подразумевает, что все существующие процессы будут продолжаться и дальше, например экономика — расти, безработица — снижаться, а курс национальной валюты — оставаться неизменным. Метод экстраполяции может быть более или менее достоверным при построении прогнозов на ближайшее будущее (от нескольких недель до нескольких месяцев). Что же касается среднесрочной перспективы (несколько лет) и тем более долгосрочной (десятилетия), то в этих случаях выводы, полученные методом экстраполяции, практически всегда оказываются недостоверными. Аналогия — это вывод о совпадении явлений на основе совпадения их отдельных признаков. Здесь самое важное состоит в том, чтобы эти признаки были существенными для данных явлений. Например, в современной России арест правозащитника, которого за высказывание своих взглядов преследовали еще в советские времена, может свидетельствовать о сходстве политики советских и нынешних властей. В то же время арест бизнесмена может вовсе не значить начало репрессий, аналогичных раскулачиванию в советское время. Сценарии представляют собой метод, при котором учитывают множество факторов и на основе их анализа делают выводы о возможном развитии системы. Как правило, сценариев составляют несколько в зависимости от преобладающего влияния какого-либо фактора и возможных решений, которые будут приняты в «поворотных» точках. Например, сценарии изменения нефтяных цен могут включать в себя такие факторы, как начало или завершение конфликтов на Ближнем Востоке, открытие альтернативных источников энергии, снижение нефтедобычи из-за истощения существующих месторождений либо, напротив, ее рост благодаря открытию новых технологий извлечения нефти. Цели сбора информации журналистом, по определению Михаэля Халлера, таковы: • точно и в деталях представить положение дел в какой-то сфере, • реконструировать уже случившееся событие, • выявить участников этого события и их компетенцию, • выявить предполагаемые причины и возможные последствия • выявить значение события для читателей4. Сбор информации может проходить «вглубь», когда журналист отыскивает неизвестные подробности события, и «вширь», когда объектом внимания становится его контекст, дополнительные взаимосвязи с другими событиями. Как правило, расследование «вглубь» предпочтительнее, чем расследование «вширь», так как читателям более интересны конкретные детали случившегося, нежели его возможные причины и возможные последствия. Михаэль Халлер также описывает три схемы сбора информации: «передний и задний план», «айсберг» и «симптом и болезнь»5. Схема «передний и задний план» подразумевает, что имеющаяся информация — не более чем внешняя сторона события. Журналист же стремится выяснить то, что скрыто за ней: мотивы действующих лиц, причины событий и их воздействие на окружающих. П
|
|||
|