Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание: законспектируйте теоретический материал, выполните практическое задание.



Задание: законспектируйте теоретический материал, выполните практическое задание.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Потребность в обмене информацией между людьми возникла ещё в глубокой древности. Но в больших государствах древности устные формы распространения сведений, актуальных сообщений были малоэффективны (не так услышал, забыл, добавил от себя) и потому всегда шел поиск лучших способов письменного информирования общества (публики).

Публицистический стиль (от лат. рublicus - «общественный») – исторически сложившийся функциональный стиль литературного языка, обслуживающий широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, нравственно-этических, культурных, религиозных и т.п. Этот стиль широко используется в общественно-политической литературе, периодической печати (газеты, журналы), радио- и телепередачах, документальном кино, в публичных выступлениях (речи на митингах, выступления на собраниях и т.п.).

Наибольшее распространение в рамках публицистического стиля получила его газетная разновидность, поэтому в лингвистической литературе его нередко называют газетно-публицистическим.

Функции публицистического стиля:

1. Информировать — стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях;

2. Воздействовать — стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемы.

3. Призвать к действию.

Цель публицистического текстаоказать желаемое воздействие на разум и чувства читателя, слушателя, настроить его определенным образом.

Публицистический стиль в целом подчиняется одному конструктивному принципу – чередованию экспрессии и стандартов. В зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт. Если основной целью сообщаемой информации является формирование определенного отношения к ней, то на первый план выдвигается экспрессия (чаще это наблюдается в памфлетах, фельетонах и т.п.). В жанрах же газетной статьи, хроникальной заметки и т.п., стремящихся к максимуму информативности, преобладают стандарты.

В нём используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, риторические вопросы, восклицания, повторы и др.

Публицистическое выступление должно соответствовать нормам:

· Четкое начало. Первая фраза должна собрать внимание и заинтересовать слушателей, поэтому ее готовят заранее и точно запоминают.

· Создание и поддержание легкого напряжения в течение всего выступления. Для этого намеренно сталкивают 2 противоположных мнения или ведут спор с воображаемым оппонентом.

· Дозированная эмоциональность. Монотонная речь не улавливается аудиторией, но и чрезмерная темпераментность не внушает доверия к выступающему. Для удержания внимания не поражают своим драматическим талантом, а подбирают факты, которые воздействуют на чувства слушателей.

· Лаконичность. Краткие выступления лучше воспринимаются и запоминаются. Диалог со слушателями. В выступление обязательно включают вопросы к аудитории (риторические и реальные), оратор может требовать ответов на них.

· Непринужденность и приближенность к разговорному стилю речи. Рассказать о важных вещах простым понятным языком без труднопроизносимых терминов – высший пилотаж в ораторском искусстве.

· Установление и удержание взаимосвязи со слушателями. Оратор обязательно следит за реакцией аудитории и по мере необходимости корректирует способы подачи информации.

· Ясность идеи выступления. Главную мысль четко формулируют и повторяют несколько раз для лучшего восприятия.

· Четкое окончание речи. Как и начальные, так и завершающие фразы формулируют заранее, произносят эмоционально, четко и многозначительно, чтобы слушатели поняли – это завершение речи.

Начало и завершение – самые мощные части выступления. Доказано, что первоначальное мнение о говорящем складывается в течение первых 5-30 секунд общения. Поэтому оратор старается с самого начала создать соответствующий психологический настрой. После того, как связь со слушателями установлена, ритор переходит к основной части, не забывая, что концентрация внимания у людей ослабевает через 10-20 минут. Важно правильно закончить выступление. В этой части сообщения закрепляется первоначальное впечатление о говорящем и теме рассказа, усиливается эмоциональное воздействие на аудиторию, подводится итог всему сказанному, еще раз подчеркивается идея текста, и произносятся призывы к конкретным действиям.

В XIX веке понятие литературного языка ассоциировалось прежде всего с языком художественной литературы. В наше время представителем литературного языка выступает газетно-публицистический стиль, точнее — язык массовой коммуникации

Тексты массовой информации, или медиатексты, являются сегодня одной из самых распространенных форм бытования языка. Во-первых, СМИ, по необходимости чуткие ко всему новому, быстро реагируют на изменения, эксплуатируют всякое новое словечко, становятся зеркалом, способным мгновенно отразить речевой портрет эпохи. Во-вторых, медиа являются каналом, транслирующим и тиражирующим эти языковые изменения, — и таким образом влияют на речь всех говорящих.

Стилевой особенностью языка СМИ можно считать интерстилевое тонирование — то есть включение в речевую ткань журналистского текста иностилевых элементов. Сегодня этот процесс связан со смешением книжного языка с жаргонами, разговорной речью, просторечием. Этот процесс некоторые называют «демократизация языка» Этот процесс начинается с 1990-х годов. 

Мы все меньше читаем художественную литературу и все больше слушаем радио, смотрим телевизор, держим в руках планшеты и смартфоны. Мы замечаем, что писатель в нашей общественной жизни отошел на задний план, а на первый план выходит журналист, ведущий. Власть выстраивает отношения прежде всего не с писателями, как было, например, в XIX–XX веках, а со средствами массовой информации — газетами, журналами, телеканалами. Теперь СМИ определяет речевой фон современности.

Публицистика – значительное явление в жизни языка, общества. Сегодня именно публицистика оказывает прямое влияние на все стили языка, на способы и формы коммуникации, на общественную жизнь. Язык публицистики – это отражение действительности, ее норм и принципов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.