Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





кружок «Юный правовед». ПДО: Бельдюгина В. С.. Роль права в жизни человека, общества и государства.. Соотношение права и закона.. Значение права



кружок «Юный правовед»

ПДО: Бельдюгина В. С.

Роль права в жизни человека, общества и государства.

Соотношение права и закона.

Людям необходимы даже самые дурные законы, ибо, не будь их, люди пожрали бы друг друга. Эпикур В настоящее время роль права в жизни человека велика. Ведь если не считаться с правовыми нормами, то каждый из нас будет вести себя как ему захочется и это может привести к хаосу. Не во всех сферах нашей жизни применимо право.

Пример 1 Некоторые вопросы, например, личного плана, отношений, привычек, мы решаем, не обращаясь к праву.

Схематично место права в жизни человека выглядит так (рис. 1).

 

Рисунок 1. Место права в жизни общества

Значение права

В связи с тем, что роль права в жизни общества трудно переоценить, и оно решает существенные вопросы (рис. 2), то и несоблюдение правовых норм влечет за собой вероятность наступления наказания. В случае применения правовых норм в основной массе вопросов, то наша жизнь могла бы стать похожей на жизнь при тоталитаризме. На рисунке можно наглядно рассмотреть какие сферы в обществе решаются правовыми понятиями и насколько важно право в каждой из сфер.

Рисунок 2. Роль права в различных сферах общественной жизни

 


Попробуем кратко проанализировать каждую из сфер нашей жизни на предмет применения права в ней.

· Политическая сфера. В этой сфере право применимо в наибольшей степени, так как управление обществом сложный процесс и для создания стратегий его развития, формирования и регулирования работы правительства, отношений между государствами и людьми необходим четкий правовой контроль.

· Экономическая сфера. Здесь имеет место самостоятельное упорядочение процессов в производстве, распределении, обмене и потреблении благ, поэтому роль права значительно меньше, чем в политической.

· Социальная сфера. Данная сфера является сложной, так как связана с перераспределением материальных благ между работающими гражданами и теми, кто еще, пока или уже не может обеспечить себе достойное существование. Таким образом, применение права направлено на повышение благосостояния граждан.

· Духовная сфера. Роль права незначительна, так как оно только лишь регулирует процессы создания норм образования, науки, культуры, величины направляемых ресурсов для развития и прочего.

 

Замечание 1 Все вышеперечисленные сферы жизни являются системой и тесно связаны между собой. В политике право занимает наибольшую часть, но в основе жизни общества лежит экономика. Чем выше уровень экономики, тем проще наладить социальную сферу, а, следовательно, и профинансировать отрасль образования, культуры и науки.

 Если обратиться к вопросу о влиянии права на жизнь общества, а именно на экономику, то необходимо уделить внимание тому, для чего и какую область экономику необходимо регулировать.

 

Тезисы праваПодводя итог всему вышесказанному, можно выделить следующие основные тезисы: Право затрагивает наиболее важные стороны общественной жизни. В общественной жизни можно выделить четыре области: политическую, экономическую, социальную и духовную. В политической сфере право применяется в наибольшей степени. Экономическая сфера самостоятельно регулирует свою деятельность, и поэтому право играет роль ограничителя. В социальной сфере основная задача права состоит в защите неблагополучных слоев общества и установлении им пенсий, пособий, стипендий.

Духовная область жизни подвержена влиянию права в самой минимальной степени. Основой жизни общества является экономика.

 


СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЗАКОНА

ПРАВОВЫЕ ЛАБИРИНТЫ

Для того чтобы эффективно регулировать общественные отношения, право как характеристика социальной организации должно иметь какое-то внешнее выражение, форму. В правовой доктрине эта внешняя форма выражения (объективизация) правовой нормы обозначается условным термином «источник права». Под правовой нормой в данном случае понимается система норм права, действующих в данном обществе.

В мировой практике известны различные виды источников права: правовой обычай (обычное право), нормативный правовой акт государственных органов, судебный прецедент, договор нормативного содержания, общие принципы, идеи, доктрины. Одним из основных видов источников права являются законы.

Законы как основная и главная форма выражения права играют первостепенную роль в системе права любого цивилизованного государства. В современной юридической литературе встречается множество определений понятия «закон», из которых следует, что закон (в упрощенном определении) – это нормативный правовой (юридический) акт, издаваемый государством и содержащий общие правила поведения (правовые нормы), который регулирует важнейшие общественные отношения с участием граждан, государственных и общественных организаций.

Закон– это почти всегда нормативный правовой акт, устанавливающий, излагающий или изменяющий общие предписания – нормы права. Подобная характеристика закона обусловлена двумя обстоятельствами:

во-первых, с точки зрения этимологии и смысла слово «закон» означает «правило», «предел, положенный свободе воли и действия»; это акт государства и в отличие от норм обычного права под словом «закон» всегда имеют в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц или организаций;

во-вторых, с юридической точки зрения смысл слова «закон» состоит в том, что под ним понимается «правило, постановление высшей власти».

Следовательно, закон (равно как и другие нормативные правовые акты) отражает объективные потребности регулирования общественных отношений и в силу этого приобретает форму общего и обязательного правила поведения для всех. Потребности общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме закона приобрести общеобязательную силу.

Главное в законах, кроме их всеобщности, – это то, что они рассчитаны не на один конкретный случай, а на множество случаев, то есть законы являются общеобязательным регулятором поведения людей и организаций. Закон реален, если выражает существенные, основные связи социальных факторов. В этом смысле теория закона непосредственно связана с проблемой содержания и формы права, вытекает из их соотношения.

Говоря о соотношении права и закона, прежде всего необходимо решить проблему: что представляет собой сам правовой закон. Многие теоретики государства и права полагают, что правовыми следует считать законы, соответствующие правовым критериям. Только в этом случае, по их мнению, право и закон совпадают.

Во-первых, сразу напрашивается вывод, что есть законы, которые не отвечают правовым критериям и, соответственно, с правом не совпадают. Во-вторых, возникает целая серия вопросов, а именно:

Каков же критерий правовых законов?

Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие - нельзя?

Исчерпывающего ответа на эти вопросы не существует. В различные времена учеными и философами предлагались различные критерии (основания) разграничения права и закона, правовых законов и неправовых, но все они не являются бесспорными.

Еще в конце XIX - начале XX веков в отечественной и зарубежной литературе в качестве такого критерия предлагалось, например, понятие «общая воля», то есть воля всего общества, нации или народа. По логике подобных суждений правовыми следовало считать лишь такие законы и нормативные акты, которые адекватно отражали бы эту «общую волю». Следовательно, все прочие нормативные акты автоматически оказывались бы в разряде неправовых.

Пытаясь провести грань между правом и законом, авторы нередко обращаются к таким категориям морали, как справедливость, добро, гуманизм, зло и т.п. Из подобной концепции следует, что государство в лице своих законодателей может превратить в право любую социальную норму, которая оценивается как справедливая с точки зрения господствующей морали.

Однако, по мнению многих правоведов, попытки определить право как справедливость не могут быть признаны удачными. Понятие «справедливость» - абстракция, и в процессе его воплощения и использования каждый вкладывает в него свое собственное понимание. Право же представляет собой общий масштаб поведения. Он одинаков для всех и в принципе не допускает неоднозначной интерпретации. Кроме того, такой подход отрицает сам факт существования правовой справедливости до ее выражения законодателем. Сказанное, однако, не означает, что справедливость вовсе отсутствует в юридических нормативах и потому не должна участвовать в определении права. Справедливость учитывается в дефиниции права постольку, поскольку оно представляет собой систему правил поведения свободных и равных субъектов.

В целях решения проблемы соотношения права и закона нередко используется и такая категория, как правовой идеал. С.А.Емельянов описывает его как «порождение индивидуального, общественного, научного сознания о разумном устройстве общежития на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения природной среды». Ссылаясь на известное высказывание древних римлян о том, что «справедливость и благо есть закон законов», автор приходит к выводу, что правовой идеал как раз и составляет содержание правовых законов, что это и есть ничто иное, как «закон законов». Следовательно, все другие законы, которые не содержат в себе правового идеала, сообразующегося с принципами добра, справедливости и иными подобными им категориями, не являются правовыми.

Современное понятие правового государства предполагает достаточно высокий уровень развития права и государственности как таковой. Юридическая сущность правового государства заключается в том, что его публичная власть исключает произвол и действует только в соответствии с правом, причем юристы особо подчеркивают, что под правом здесь нельзя понимать закон, который тоже может быть произволом. Следовательно, правовое государство – это прежде всего система разного рода гарантий, защищающих социально-экономические и политические основы общества, а также основные права и свободы личности.

Легитимный закон не обязательно будет правовым. В этом утверждении, в частности, содержится ответ на вопрос о том, можно ли считать правовыми законы (а заодно и государство, которое их принимает) только потому, что эти законы приняты высшим – избранным народом – органом власти. Ответ отрицательный: ни демократическое избрание высших органов власти, ни принятые этой властью законы сами по себе не в состоянии обеспечить государству статус правового. В результате действия права как продукта естественно-исторического развития юридические нормы, действующие в рамках правового государства, могут формироваться и помимо нормотворческой деятельности органов власти.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.