|
|||
Способ поиска клада ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Способ поиска клада · это поиск по загадкам, · по приметам, · по схеме. · Кладом может быть не предмет, а например, слово. Необходимо задумать определённое слово, затем записать его буквами на схеме. Описывается внешность одного из детей группы. Участники определяют его по загаданным приметам. Ответом является первая буква имени ребенка (С).. Предлагаются остальные приметы, это Еда, Стул, Волосы и Ноги, по которым дети отгадывают слова. Необходимо прочитать то слово, которое получилось. Таким образом, геокэшинг – совсем новая игра, в неё играют во всем мире. Существует методика организации геокэшинга с детьми дошкольного возраста. Видов тайников несколько. Самый популярный - это контейнер, к котором лежит карандаш, блокнот и приз. В качестве приза может быть любая мелочь - конфеты, игрушки. В тайнике карандаш и блокнот нужен для того, чтобы записать находку. Необходимо записать свое имя, что взяли в качестве приза и что оставили взамен. Геокэшинг - игра на ориентирование, и каждый находит в ней что-то свое. Поэтому правила игры, надо выполнять всем участникам, иначе игра не получится. Методика организации геокэшинга с детьми дошкольного возраста способна вызвать огромный интерес у детей к физическим упражнениям. Дети расширяют свои знания, свой кругозор, наслаждаются окружающими видами в процессе данной игры. Отличительной особенностью игры в группе ДОО или с детьми дошкольного возраста является отсутствие GPS- навигатора. Необходимо использовать адаптированный вариант игры – по картам и схемам. Для того, чтобы заинтересовать детей, в первые тайники можно закладывать конфеты. Ребята научаться искать тайник по указанным меткам и указаниям, которые им оставляют. Затем усложняется задача - искать тайники по картам или схемам. Для этого необходимо научить детей читать карту, поэтому следующим шагом работы на подготовительном этапе проекта является обучение детей ориентироваться в пределах группы ДОО, участку, по схеме, по карте, посредством использования разнообразных игровых упражнений на развитие пространственных представлений.
Образовательный геокэшинг обладает характерными особенностями интерактивных методик, так как включает в себя: ü Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают. ü Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила). ü Наличие ясной, конкретной цели. ü Взаимодействие участников в том объёме и тем спосо-бом, который они сами определяют. ü Групповую рефлексию. ü Подведение итогов. ü Методика проведения элементов геокешинга с детьми старшего до-школьного возраста включает в себя 4 этапа: 1 этап - предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта находящегося за территори-ей учреждения). Также на этом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение опреде-лять на них местоположение различных объектов. 2 этап - подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для про-ведения самой игры, целью которой является найти тайник. 3 этап - проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места. 4 этап - презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.
Данную технологию можно использовать не только на прогулке, но и в любых режимных моментах. Дети с удовольствием уже в младшем возрасте справляются с задачей по поиску «клада». В зимнее время это особенно увлекательно. Прячем коробочку с конфеткой или игрушкой, а малыш при помощи наводящих слов отыскивает ее. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи. Хорошо помогают игры с водой и песком. Они становятся подготовительным этапом по поиску клада. При наведении порядка в группе создаем проблемную ситуацию, например «Потерялась кукла Маша», организуя её поиск, малыш понимает, что во всем необходим порядок и бережное отношение ко всему. Игра в прятки помогла детям лучше ориентироваться в пространстве. По описанию окружающей обстановки предлагала детям найти спрятанную иг-рушку, преодолев на пути различные препятствия: перепрыгнуть через руче-ек, присесть три раза, построить мостик через широкую речку, сосчитать бе-резки, выбрать правильную тропинку. Здесь мы комплексно подходим к раз-витию детей: и психические процессы, и двигательная активность, и матема-тические представления, и познание окружающего мира, и конструирование, и формирование сотрудничества и взаимопонимания при выполнении общего дела.
Основная идея состоит в том, что воспитатель (или часть игроков) прячут тайники, другие с помощью «Карты сокровищ» находят спрятанные клады. Игра представляет собой активный познавательный процесс, в нее можно играть всей группой, с родителями, соревноваться в нахождении клада с другой группой ДОУ, или устроить соревнования между семьями. Правила игры: Заранее готовится «клад». Это может быть угощение (шоколадка, конфеты), игрушка или сувенир. «Сокровище» нужно положить в непромокаемую коробочку (пакетик) и спрятать в песке или в определенном месте. Лучше всего прятать клад за верандой или под кустами, то есть найти действительно «тайное место». По заданию дети должны найти клад, руководствуясь подсказками взрослого. Для средней группы подсказки могут быть самыми простыми, например, горячо — холодно или более сложные: сделай два шага налево, потом три шага вперед и т.д. Для детей старшей и подготовительной группы можно составить «Карту сокровищ». На карте, приблизительно по схеме территории ДОУ, можно нарисовать: сам Остров сокровищ (территория), круглая бухта (бассейн), качающаяся колыбель (качели), долина мудрости (скамейки для отдыха), коралловая бухта (спортивная площадка), банановая роща (цветник), вход в пещеру (погреб для хранения овощей), джунгли (травяной газон), сонная лощина (беседка), ледник мамонта (тень за верандой), вулкан (солнцепек на асфальте), водопад (кран для полива), мост (игрушечный мост на участке одной из групп), плато (вход перед ДОУ), луковая роща (огород) и т.п. В идеале карту нужно рисовать на замоченной в чае бумаге и высушенной с оборванными краями
Геокэшинг - игра на ориентирование, и каждый находит в ней что-то свое. Поэтому правила игры, надо выполнять всем участникам, иначе игра не получится. 1. Найти тайник. 2. Забрать из тайника понравившийся предмет. 3. В тайник положить предмет, взамен взятого, 4. Рассказать о своей находке. Методика организации геокэшинга с детьми дошкольного возраста способна вызвать огромный познавательный интерес у детей расширяют свои знания, свой кругозор, в процессе данной игры. Отличительной особенностью игры в группе или на участке детского сада с детьми дошкольного возраста является использование карт и схем. Образовательный геокешинг наполняет новым практическим содержанием организацию познавательной деятельности дошкольников. Данная технология позволяет сделать процесс бучения действительно актуальным, личностно-значимым, интересным и творческим, в какой-то мере даже азартным. С целью подготовки к игре на участке детского сада проводится предварительная работа:
— Изготовление макета детского сада. — Игры-занятия по ориентированию. Эта работа проходит следующим образом. Создается макет участка детского сада. Основные объекты макета можно свободно передвигать и убирать с основы. Например, дети с воспитателем исследуют участок во время прогулки, а потом дети пытаются самостоятельно восстановить свой маршрут на макете. Возможен и противоположный вариант: перед прогулкой воспитатель вместе с детьми намечает маршрут на макете, а затем дошкольники на территории ищут нужные объекты. Начало знакомства ребят с объектами участка может проводиться постепенно, например, на каждой прогулке изучается только один объект. Возвращаясь в группу, дети выставляют на макете лишь тот объект, с которым они познакомились. Таким образом, постепенно макет будет «восстановлен» полностью. Макет может также помочь в составлении картосхемы. Для развития абстрактного мышления дети старшего возраста могут сопоставлять картосхему участка и ее макет, находить соответствующие объекты, изображенные разным способом. Деревья, кустарники могут служить и материалом для счета, составления рассказов. Для ребенка территория детского сада представляет собой отдельные участки: спортивная площадка, заросли кустарников, клумбы, которые он зачастую не связывает между собой. Дети видят их на уровне своего роста. Макет же помогает ребенку представить территорию детского сада в целом, как бы посмотреть на нее сверху ( как говорится, «с высоты птичьего полета»). Игры-занятия по ориентированию могут содержать следующие задания: 1. С макета убираются все объекты участка. Педагог описывает объект, не называя его, а ребята выбирают нужную часть (дерево, скамейку и т.п.). Дошкольники старшего возраста могут играть без участия взрослых. 2. Прячутся один-два объекта участка и ребенок должен определить, «чего не хватает». Или же, наоборот, добавляется лишний объект, который и должны найти дети. 3. Объекты участка размещаются произвольно, не на своих местах. Задача ребенка найти ошибки и расположить объекты правильно. Проверять результаты этой работы можно непосредственно на территории детского сада. 4. Детям предлагаются самостоятельные игры с макетом, как в помещениях, так и на улице. Для этой цели можно дополнить макет небольшими фигурками человечков, с которыми ребенок соотносит себя и своих друзей. Передвигая фигурки людей (детей) на макете, ребенок самостоятельно проводит экскурсию, рассказывая об участке детского сада. При этом человечки могут «заблудиться» (тогда дети должны объяснить им, как найти дорогу), устать (дошкольники предлагают им вариант отдыха на территории) и т.п. Такие задания способствуют и развитию речи. Наш опыт показал, что работа с макетом развивает у дошкольников познавательный интерес, меняет их отношение к окружающему, территория детского сада становится для них более знакомой, «своей».
Чтобы научиться играть в геокэшинг, можно использовать игровые обучающие ситуации:
· “Учусь составлять план» - воспитатель и дети совместно рисуют план какого-нибудь участка (например, своей группы), используя условные обозначения предметов которые будут использованы во время игры в «Геокэшинг». Взрослый обращает внимание детей на положение предметов относительно себя и других точек отсчета. · «Учусь искать клад по плану» - педагог вводит детей в игровую ситуацию. Сама ситуация, может быть как игровой, связанной со сказочными персонажами, так и основываться на проблемной ситуации с детьми в группе, например «Пираты похитили жемчужины у принцессы Воды», «Пираты украли ключи от домика с игрушками» или «Чтобы помочь друзьям, надо найти клад, зарытый пиратами». Воспитатель прячет предмет - “клад” и обозначает это место на плане. Дети, ориентируясь по плану, ищут его (этот этап игры повторяется несколько раз). · “Учусь обозначать на плане место клада» - воспитатель и дети меняются ролями. Теперь уже дети прячут “клад” и отмечают его место на плане, а педагог занимается поиском. Воспитатель намеренно допускает ошибки с целью актуализации контрольных действий детей. · «Учу играть другого» - дети одной группы приглашают к игре детей другой группы и совместно с воспитателями, родителями обучают игре детей другой группы (знакомят с правилами игры, показывают свои карты, планы-схемы, условные обозначения).
Возвращаясь в группу, дети выставляют на макете лишь тот объект, с которым они познакомились. Таким образом, постепенно макет будет «восстановлен» полностью. Заканчивается игра совместным геокэшингом. Для проведения игры, можно создать специальную игровую зону, по мотивам сказки, произведения или мультфильмов. Игровой смысл для ребенка проявляется в безошибочной ориентации в условном (план) и реальном (территория участка) пространстве, составлении плана участка, соревновательном стремлении детей искусно запрятывать “клад”, рефлексии присвоения новых умений. Подготовку к игре и ее проведение можно разделить на этапы: · Подготовительный этап к игре Непосредственное проведение самой игры Подготовительный этап включает: ü Создание сценария игры. ü Подбор задач для заданий. ü При создании сценария игры, целью которой является обнаружение тайников на участке детского сада, следует учитывать, что тайники могут быть самого разного вида. Наиболее распространенный (традиционный) тайник, представляет собой контейнер с крышкой, в котором находятся «сокровища» — мелкие предметы (игрушки, конфеты, книги и т. п.), а также блокнот и карандаш. ü Игрок должен отметиться в блокноте, забрать любой предмет из контейнера, но взамен обязан оставить равноценный или более ценный предмет. Блокнот является обязательным атрибутом тайника и содержит информацию о тайнике и его посетителях. ü После «посещения» тайника игрок должен закрыть контейнер и поместить его на прежнее место. Тайник нужно аккуратно замаскировать, чтобы следующие участники игры приложили не меньшие усилия для его поиска. Помимо традиционных встречаются также и «пошаговые» тайники. Для нахождения контейнера «геокешеру» (участнику игры «геокешинг») необходимо выполнить задачу, поставленную сценарием игры. Иногда эта задача заключается в ответах на вопросы, связанные с предметом или местом тайника, иногда требует от искателя применение навыков ориентирования на местности, а в некоторых случаях заставляет игрока показывать свою эрудицию. Сценарий игры преследует следующие цели: ü Научить определять свое местонахождение на карте-схеме; ü уметь читать карту-схему, ü выделяя предметы, которые могут служить ориентиром; ü двигаться и выполнять задание по маршруту, нанесенному на карту-схему. Проведение игры Проведение игры включает следующие последовательные действия: ü Подробный разбор карты-схемы маршрута к кладу. ü Ответы на вопросы, связанные с предметом или местом тайника. ü Фотоснимок группы на фоне отмеченного в маршрутном листе тайника. Участники игры должны пройти по всему маршруту своей путевой карточки, найти все тайники и сделать их снимки. Дети не должны стесняться обращаться за дополнительной информацией к взрослым, поскольку один из приоритетов игры — развитие коммуникации с другими людьми. Использование образовательного геокэшинга в формировании познава-тельно- исследовательской деятельности и пространственных представлений, способствуют повышению уровня знаний и умений у старших дошкольни-ков. Кроме того, • У детей прослеживается привычка сосредотачиваться и мыслить самостоятельно. • Развивается внимание, стремление к новым знаниям. • Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас пространственных представлений. • Стеснительные дети включались в игру с огромным желанием, прилагали все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
· С помощью сопровождающих игру заданий на смекалку, сообразительность, ориентирование, игры-экспериментов, закреплялись представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. · Дети научились пользоваться компасами, зашифрованными схемами, картами. Эти результаты доказывают, что именно играя, непринужденно, можно учиться считать, логически думать, анализировать, совершенствовать пространственные и математические представления. Практика работы с детьми показала, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи. Игра геокэшинг способна вызвать заинтересованность детей, их познавательную активность. Знания, данные в занимательной форме поиска клада, в форме групповой игры, усваивались быстрее, прочнее и легче, чем те, которые были представлены обычными упражнениями. Использование специальных игровых заданий, направленных на развитие познавательных способностей через игру геокэшинг, расширили математический кругозор дошкольников. Игра способствует развитию детей, повышает качество подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Используя игровые приемы геокэшинга, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к познанию. Используя образовательный геокэшинг в совершенствовании пространственных представлений, мы заметили, что благодаря игре геокэшинг: · Нам удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых малоактивных детей. · Занимательный материал не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка. Приучает считаться с интересами товарищей, поскольку геокэшинг-это групповая игра и отличная школа сотрудничества. · Игра способствует, сближению детей в совместном решение поставленных задач.
· Дети в этой игре учат друг друга. · Дети отлично ориентируются в трехмерном и двухмерном пространстве. Совершенствованные в детском саду знания о пространстве, дадут будущим школьникам возможность чувствовать себя уверенно и на улицах города и в учебном школьном процессе. В процессе активного внедрения образовательного геокэшинга ребенок дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Таким образом, в процессе активного внедрения технологии « образовательного геокэшинга» ребенок дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Геокэшинг – это не только дух приключения, это увлекательная командная игра, в которой присутствуют: путешествие, нахождение местоположения заданных объектов, поиск информации об объектах и ответов на вопросы, развитие любознательности и познавательно-исследовательской деятельности, умение общаться и находить в результате общения нужную информацию, решать проблему .
|
|||
|