|
|||
Тема: «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема: «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» Цель урока:способствовать расширению знаний о приспособлениях живых организмов к среде обитания. Образовательные задачи: · повторение и закрепление знаний о движущих силах эволюции; · сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, знание о механизмах возникновения приспособленности как результата эволюции; · сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных.
Развивающие задачи: · продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе; · способствовать развитию предметно-речевых навыков; · приемов аналитико-синтетической деятельности.
Воспитательные задачи: способствовать формированию у учащихся · любознательности; · научного мировоззрения.
Лекция В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной…? борьбы за существование, в результате которой выживают особи наиболее приспособленные к условиям окружающей среды. (Вывод схемы на экран, учащиеся записывают в тетрадь) Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций – приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность – результат действия естественного отбора в данных условиях существования.
Подумайте и попытайтесь сформулировать в чем заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания? (Вместе с учащимися учитель дает определение приспособленности, которое записывается в тетрадь, вывод на экран слайда) Приспособленность организмов или адаптации– совокупность тех особенностей их строения, физиологических процессов и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды. Как вы считаете, какое значение приспособленность имеет для организмов? Значение:приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства. (Запись в тетради, вывод на экран слайда) Возникает вопрос, как образуются приспособления? Попробуем объяснить образование хобота у слона с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина. (На экране фотография слона и формулировка поставленного вопроса) Предположительные ответы учащихся: По Линнею: приспособленность организмов – проявление изначальной целесообразности. Движущей силой является Бог. Пример: слонов, как и всех животных создал Бог. Поэтому все слоны с момента возникновения обладают длинным хоботом. По Ламарку: идея о врожденной способности организмов изменяться под воздействием внешней среды. Движущей силой эволюции является стремление организмов к совершенству. Пример: слоны при добывании пищи вынуждены были постоянно вытягивать свою верхнюю губу, чтобы достать пищу (упражнение). Этот признак передается по наследству. Так возник длинный хобот слонов. По Дарвину: среди множества слонов были животные с хоботами разной длины. Те из них, у кого хобот был немного длиннее, более успешно добывали себе пищу и выживали. Этот признак передавался по наследству. Так, постепенно, возник длинный хобот слонов. Какое объяснение более реально? Попробуем описать механизм возникновения приспособлений. (На экране схема)
|
|||
|