|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30.04.2021 № 276-п г. Ярославль
Об утверждении Программы обеспечения информационной безопасности детей и молодёжи, производства информационной продукции для детей и молодёжи и оборота информационной продукции Ярославской области на 2021 – 2027 годы
В целях исполнения приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 01.12.2020 № 644 «О плане мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, на 2021 – 2027 годы» ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Программу обеспечения информационной безопасности детей и молодёжи, производства информационной продукции для детей и молодёжи и оборота информационной продукции Ярославской области на 2021 – 2027 годы. 2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы образования, охраны объектов культурного наследия, имущества и природопользования. 3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства области
ПРОГРАММА обеспечения информационной безопасности детей и молодёжи, производства информационной продукции для детей и молодёжи и оборота информационной продукции Ярославской области на 2021 – 2027 годы
Паспорт Программы
I. Общая характеристика сферы реализации Программы
1. Необходимым условием построения информационного общества, в котором научное знание и информация становятся определяющими факторами для развития социально-экономической, политической и культурной сфер жизни людей, является процесс информатизации, означающий широкомасштабное применение информационно-коммуникационных технологий для удовлетворения информационных и коммуникационных потребностей граждан, организаций, местных органов власти и государства. Социальная направленность информатизации выражается прежде всего в предоставлении гражданам возможностей реализовать свои конституционные права на доступ к открытым информационным ресурсам, в развитии индустрии и инфраструктуры информационных, компьютерных и телекоммуникационных услуг. Высокий уровень информационно-коммуникативных технологий сегодня предоставляет беспрецедентные возможности для детско-юношеского обучения и творчества. Негативное влияние современной информационной среды на детей и молодежь, злоупотребление возможностями информационно-коммуникационных технологий и их использование с целью совершения преступлений против детей вызывают серьезную обеспокоенность педагогов, врачей, родителей, общественности. Сегодня вопросы создания безопасной информационной среды для защиты подрастающего поколения, представители которого особенно уязвимы в условиях интенсивного развития новых информационных технологий (интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания), доступности средств массовой информации (далее – СМИ), распространения информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, интенсивного оборота рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов, – это предмет, требующий скоординированных решений на всех уровнях: от личностного, семейного до государственного, от муниципального до международного. В Ярославской области вопросам создания безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья детей и молодежи традиционно уделяется большое внимание. 2. Принятая в декабре 2018 года Программа обеспечения информационной безопасности детей и молодёжи, производства и оборота информационной продукции для детей и молодежи Ярославской области на 2018 – 2020 годы объединила в решении задач обеспечения информационной безопасности детей и молодежи региональные департаменты, организации сферы образования, культуры, молодежной политики, региональные управления федеральных ведомств: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области (далее – Управление Роскомнадзора по ЯО), Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области (далее – УМВД ЯО), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (далее – Управление Роспотребнадзора по ЯО). Программа обеспечения информационной безопасности детей и молодёжи, производства и оборота информационной продукции для детей и молодёжи Ярославской области на 2021 – 2027 годы (далее – Программа) разработана с учетом успешного опыта реализации просветительской и организационно-административной деятельности. В Ярославской области проводится постоянная работа по созданию и внедрению программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактике интернет-зависимости, предупреждению рисков вовлечения в противоправную деятельность, осуществляемая в современных формах с применением интернет-технологий, в том числе работа по организации и проведению уроков, дискуссионных встреч, дебатов по медиабезопасности в формате видеоконференций с привлечением сотрудников УМВД ЯО и Управления Роскомнадзора по ЯО, с участием детей, педагогов, родителей, СМИ, по созданию региональных информационных ресурсов, посвященных вопросам безопасного использования сети «Интернет». Актуальность продолжения данной работы и принятия Программы связана с необходимостью поддержки и развития региональной системы, обеспечивающей информационную безопасность детей и молодёжи Ярославской области, производства и оборота информационной продукции для детей и молодёжи. Программа в соответствии с целями и задачами представляет собой комплексный план мероприятий органов исполнительной власти региона, УМВД ЯО, Управления Роскомнадзора по ЯО. Программа не относится к категориям программ, определенным Положением о программно-целевом планировании в Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 14.10.2019 № 712‑п «Об утверждении Положения о программно-целевом планировании в Ярославской области», поскольку требования к ней установлены непосредственно Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, и не создает расходных обязательств областного и местных бюджетов по заявленным мероприятиям, так как расходные обязательства установлены другими целевыми программами Ярославской области.
II. Цели и целевые показатели Программы
1. Цель Программы
Создание безопасной информационной среды для защиты детей и молодёжи Ярославской области от рисков, связанных с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
2. Целевые показатели Программы
3. Задачи Программы
3.1. Создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью, несовместимой с задачами гражданского становления детей и направленной на распространение антиобщественных тенденций, а также внедрение систем исключения доступа к информации, в том числе средств фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств. 3.2. Формирование у несовершеннолетних навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты в информационном пространстве и профилактику негативных явлений и правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. 3.3. Информационное просвещение совершеннолетних граждан о возможностях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. 3.4. Создание технических, организационных и правовых механизмов по поддержке и развитию молодёжного (детского) безопасного информационного контента федерального и регионального уровней для детской аудитории. 3.5. Внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.
III. Механизм реализации Программы и перечень мероприятий Программы 1. Создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью, несовместимой с задачами гражданского становления детей и направленной на распространение антиобщественных тенденций, а также внедрение систем исключения доступа к информации, в том числе средств фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств
1.1. ДО ЯО проводится планомерная работа в целях нормативного обеспечения исполнения образовательными организациями области требований, установленных федеральными законами. В рамках контракта по подключению общеобразовательных организаций к сети «Интернет», ежегодно заключаемого ДИС ЯО, обеспечивается централизованное техническое обеспечение ограничения доступа обучающихся к ресурсам, не соответствующим целям образования и воспитания. 1.2. ДК ЯО организована плановая и системная работа в целях соблюдения требований Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436‑ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Федеральный закон) при оказании услуг в сфере культуры. Начиная с 2010 года, до вступления в силу Федерального закона, ДК ЯО были проведены информационные и организационные мероприятия в отношении государственных учреждений, находящихся в функциональном подчинении ДК ЯО, и муниципальных образований области в целях подготовки учреждений культуры к исполнению требований, установленных Федеральным законом. На сегодняшний день во всех государственных библиотеках области разработаны и утверждены положения о порядке классификации информационной продукции, созданы комиссии по проведению классификации информационной продукции, организована классификация (маркировка) информационной продукции. Выдача печатных изданий производится с учётом возрастных ограничений, осуществляется контент-фильтрация доступа к сети «Интернет», маркировка объявлений, афиш, информационных материалов. В государственных музеях все проводимые экскурсии имеют конкретную адресную направленность с учетом возраста ребёнка. При подготовке и проведении мероприятий учитывается возраст детей. Каждому мероприятию присваивается знак информационной продукции, производится маркировка баннеров, афиш, информации на сайтах музеев. В театральных и концертных организациях все культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные программы для детей составляются и демонстрируются с учётом возрастных ограничений. Особое значение придаётся тематике, жанру, содержательной части и художественному оформлению мероприятий. С целью обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних сведения о возрастных ограничениях размещаются во всех печатных материалах (афиши, буклеты, билеты, программки, баннеры, билборды, репертуарные планы) и в информационно-телекоммуникационных сетях. В образовательных учреждениях сферы культуры разработаны положения об информационной безопасности в образовательном учреждении, определены работники, ответственные за обеспечение информационной безопасности в образовательном учреждении, для которых также разработаны соответствующие инструкции. 1.3. Управление Роскомнадзора по ЯО проводит постоянную систематическую работу по контролю публичных точек доступа к сети «Интернет» по технологии Wi-Fi с целью контроля соблюдения обязательных требований по идентификации пользователей, а также ограничения доступа детей к противоправным и социально опасным ресурсам. Согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – Единый реестр), включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Указанные сведения в силу части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» включаются в Единый реестр на основании решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятого в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»: - материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера; - информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений; - информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства; - информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами; - информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи; - информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции. Кроме того, любые сведения включаются в Единый реестр на основании вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Во всех социальных учреждениях молодежи Ярославской области действуют положения о порядке классификации информационной продукции с учётом возрастных ограничений, осуществляется контент-фильтрация доступа к сети «Интернет», производится маркировка информационных материалов. Информационно-методические материалы разрабатываются в строгом соответствии с психологическими особенностями целевой аудитории. Областные и муниципальные массовые и групповые мероприятия для подростков и молодежи проводятся с учетом возраста участников. 1.4. В социальных учреждениях молодёжи муниципальных образований Ярославской области (далее – СУМ МО ЯО) регулярно проводятся профилактические мероприятия для подростков и молодежи, направленные на предупреждение распространения информации и материалов, пропагандирующих насилие, жестокость, экстремистские идеи в молодежной среде (не менее 1000 в год). ДФКСиМП ЯО, государственным учреждением Ярославской области «Ярославский областной молодежный информационный центр» осуществляется информационно-методическая поддержка деятельности общественных объединений, ориентированных на выявление противоправного контента в сети «Интернет» и передачу информации в правоохранительные органы для блокировки данной информации. С 2018 года активно действует ярославское добровольческое движение «Киберконтроль».
Создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью, несовместимой с задачами гражданского становления детей и направленной на распространение антиобщественных тенденций, а также внедрение систем исключения доступа к информации, в том числе средств фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств
|