ПРОГРАММА ДЛЯ ОЦЕНКИ (САМООЦЕНКИ)
ПРОГРАММА ДЛЯ ОЦЕНКИ (САМООЦЕНКИ)
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УРОКА
Цель урока:
– Соответствие требованиям программы и потребностям учащихся.
– Соответствие возможностям обучаемых.
– Соответствие времени, отведенному на решение учебной задачи занятия.
Структура урока:
– Связь этапов урока и их задач с целью урока.
– Полнота: необходимость и достаточность этапов, включенных в урок для достижения его цели.
– Рациональность распределения этапов учебного занятия во времени.
Содержание, формы и методы урока:
– Целесообразность избранного содержания для решения поставленной цели урока.
– Целесообразность избранных форм и методов работы учащихся для решения поставленной цели урока.
Результаты урока:
– Полнота достижения цели: а) относительно запланированной; б) относительно необходимой и возможной.
Критерии и показатели оценки проекта урока
№ п/п
| Критерии
| Показатели
| Возможные баллы (0–3)
|
| Определение
| Цели урока и /или планируемые
|
|
| учителем целей урока
| результаты отсутствуют, или
|
|
| (планируемых
| сформулированы неконкретно, или не
|
|
| результатов)
| соответствуют логике раскрытия
|
|
|
| учебной темы
|
|
|
| Цели урока сформулированы в
|
|
|
| традиционном формате, планируемые
|
|
|
| результаты не определены или
|
|
|
| планируемые образовательные
|
|
|
| результаты определены и
|
|
|
| сформулированы для трех групп:
|
|
|
| личностных, метапредметных,
|
|
|
| предметных, но описание результатов не
|
|
|
| позволяет
| диагностировать
| их
|
| достижение
|
|
| Цели и планируемые образовательные
|
| результаты сформулированы для трѐх
|
| групп: личностных, метапредметных,
|
| предметных; описание результатов
|
| позволяет диагностировать их
|
| достижение, но в формулировках не
|
| учтены особенности конкретного класса
|
| Цели урока сформулированы в
|
| деятельностном формате: через
|
| конечный результат, выраженный в
|
| действиях учащихся с учетом
|
| особенностей и затруднений
|
| конкретного класса. Образовательные
|
| результаты соотносимы с целями,
|
| сформулированы диагностично, учтены
|
| особенности класса
|
|
| Структурированность
| Структурные
| элементы
| урока
| не
|
|
| урока
| обозначены
|
|
|
|
|
|
| Структурные
| элементы
| урока
|
|
|
| обозначены, но не отражают структуры
|
|
|
| учебной деятельности или наряду с
|
|
|
| деятельностными составляющими урока
|
|
|
| представлены и традиционные
|
|
|
| Структура урока соотносима с
|
|
|
| компонентами учебной деятельности,
|
|
|
| определена адекватно целям, месту
|
|
|
| урока в данной учебной теме
|
|
|
| Структура урока соотносима с
|
|
|
| компонентами учебной деятельности,
|
|
|
| определена адекватно целям, месту
|
|
|
| урока в данной учебной теме, логике
|
|
|
| освоения учащимися знаний, способов
|
|
|
| учебных действий с учетом конкретной
|
|
|
| ситуации
|
|
| Отбор
| содержания
| Содержание учебного материала не
|
|
| учебного материала
| соответствует
| целям урока
| и/или не
|
|
|
| ориентировано на достижение
|
|
|
| планируемых
| результатов.
| Объем
|
|
|
| содержания необоснованно увеличен
|
|
|
| или уменьшен
|
|
|
| Содержание учебного материала не
|
|
|
| вполне адекватно целям урока и
|
|
|
| частично ориентировано на достижение
|
|
|
| планируемых результатов. Не
|
|
|
| реализованы развивающий и
|
|
|
| воспитательный компоненты
|
|
|
| содержания
|
| | | | | | | | | |
|
| Логика разворачивания содержания
|
| отражает определенную
|
| последовательность взаимных действий
|
| учителя и учащихся. Все элементы
|
| содержания тщательно продуманы,
|
| выделено главное в изучении материала,
|
| определена его структура, объем
|
| содержания, выполняются требования к
|
| научности, доступности, связи с жизнью
|
| Логика разворачивания содержания
|
| отражает сочетание учебных действий
|
| ученика и управленческих действий,
|
| решений педагога по достижению целей/
|
| планируемых результатов. Структурные
|
| элементы представлены конкретными
|
| знаниями, вопросами, упражнениями. В
|
| содержании представлен проблемный,
|
| поисковый характер учебных заданий,
|
| прослеживается их личностно-
|
| развивающая направленность,
|
| продумываются и реализуются
|
| межпредметные связи, ценностный
|
| (воспитывающий) компонент органично
|
| вплетается в структуру учебного
|
| материала
|
|
| Организация
| Приемы мотивации обучающихся не
|
|
| мотивации
| нашли отражения в содержании урока 0
|
|
| обучающихся
| Воздействие на мотивационную сферу
|
|
|
| личности обучающихся осуществляется
|
|
|
| только на этапе целеполагания через
|
|
|
| создание проблемной ситуации
|
|
|
| Приемы мотивации обучающихся не
|
|
|
| нашли отражения в содержании урока 0
|
|
|
| Воздействие на мотивационную сферу
|
|
|
| личности обучающихся осуществляется
|
|
|
| только на этапе целеполагания через
|
|
|
| создание проблемной ситуации
|
|
|
| Воздействие на мотивационную сферу
|
|
|
| личности обучающихся, развитие их
|
|
|
| учебно-познавательных мотивов
|
|
|
| осуществляется на протяжении всего
|
|
|
| урока с использованием различных
|
|
|
| приемов
|
|
|
| Воздействие на мотивационную сферу
|
|
|
| личности обучающих на уроке с опорой
|
|
|
| на их личный субъектный опыт:
|
|
|
| создаются условия для возникновения
|
|
|
| внутренней потребности обучающихся в
|
|
|
| учебной деятельности
|
|
| Организация
| Процесс организации целеполагания
|
|
| процесса
| отсутствует на уроке
|
|
| целеполагания
| Формулирование целей осуществляет
|
|
|
| сам учитель, при этом цели
|
|
|
| формулируются на понятном детям
|
|
|
| языке и в них отражен конечный
|
|
|
| результат
|
|
|
| Процесс целеполагания предполагает
|
|
|
| активное включение обучающиеся:
|
|
|
| ученики вместе с учителем
|
|
|
| формулируют и фиксируют учебные
|
|
|
| цели
|
|
|
| Учебные цели рождаются в совместной
|
|
|
| (или самостоятельной) деятельности с
|
|
|
| учетом субъективного опыта учащихся.
|
|
|
| Сформулированные учебные цели
|
|
|
| отражают формирование и/или развитие
|
|
|
| УУД. Учитель использует приемы,
|
|
|
| помогающие удерживать учащимся цели
|
|
|
| деятельности в течение всего урока
|
|
| Организация
| Планирование
| деятельности
| по
|
|
| планирования
| достижению
| учебной цели на
| уроке
|
|
| деятельности по
| отсутствует
|
|
|
|
| достижению учебной
| Планирование деятельности по
|
|
| цели
| достижению учебной цели на уроке
|
|
|
| подменено планированием урока, или
|
|
|
| алгоритмом способа предметного
|
|
|
| действия, или предложено учителем в
|
|
|
| готовом виде, но его понимание не
|
|
|
| организовано
|
|
|
| План деятельности по достижению цели
|
|
|
| составляется в процессе фронтальной
|
|
|
| работы учащихся и учителя.
|
|
|
| Организуется понимание и принятие
|
|
|
| учащимися составленного плана
|
|
|
| Планирование деятельности по
|
|
|
| достижению цели осуществляется с
|
|
|
| использованием самостоятельной
|
|
|
| работы учащихся в групповой форме.
|
|
|
| Организуется обсуждение его полноты и
|
|
|
| правильности, необходимых средств и
|
|
|
| этапов его реализации с учетом реальных
|
|
|
| возможностей
|
|
| Работа с источниками
| Отсутствуют задания на организацию
|
|
| информации
| работы с источниками информации (в т.
|
|
|
| ч. на организацию работы с учебником)
|
|
|
| Представлены задания на организацию
|
|
|
| фронтальной работы с различными
|
|
|
| источниками информации под
|
|
|
| непосредственным руководством учителя. Задания, связанные с работой с информацией, ориентированы на репродуктивную деятельность
обучающихся
|
| Задания, связанные с работой с информацией, ориентированы как на репродуктивную, так и на продуктивную деятельность обучающихся
|
| Представлены задания на организацию работы с различными источниками информации, связанные с самостоятельным поиском и обработкой информации, ориентированные в большей мере на продуктивную деятельность обучающихся
|
|
| Организация учебного сотрудничества, совместной деятельности
| Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности обучающихся в малых группах на уроке не предусмотрена
|
| В содержании урока преобладает фронтальная организация учебно- познавательной деятельности учащихся, изредка используются приемы организации учебного сотрудничества со сверстниками, но задания для
организации групповой работы не прописаны
|
| В содержании урока представлены задания для работы обучающихся в малых группах и приемы организации учебного сотрудничества, позволяющие детям проявить инициативу, активность, самостоятельность
|
| На уроке предусмотрено органичное сочетание групповых, коллективных и индивидуальные формы взаимодействия учителя и учащихся. Их педагогическая целесообразность определяется согласованностью с другими компонентами образовательного процесса, учетом возрастных особенностей детей конкретного класса. В уроке предусмотрены задания, ориентированные на передачу отдельных
компонентов организации работы в группах самим учащимся
|
|
| . Организация контроля учебных
| Контроль деятельности учащихся осуществляется только учителем. В
|
|
| действий и
деятельности
| содержании урока не предусмотрены задания, направленные на организацию контроля учащимися процесса и
результата собственной деятельности
|
| В содержании урока представлены единичные задания, направленные на организацию контроля процесса и результата учебных действий и деятельности самими учащимися
|
| Содержание урока пронизано заданиями, направленными на организацию контроля процесса и результата учебных действий и деятельности самими обучающимися, с использованием разных форм (самоконтроль, взаимоконтроль) и средств контроля (в т. ч. обратной связи)
|
| Контрольная деятельность на уроке строится в соответствии с деятельностными целями/планируемыми результатами урока и с учетом особенностей конкретного класса. На протяжении всего урока учитель специально организует формирование контрольной деятельности обучающихся: контролю учителя предшествует контроль обучающихся, предмет контроля, его
способ и результаты обсуждаются с детьми
|
|
| Организация оценивания достигнутых результатов
| Оценка достигнутых обучающимися результатов осуществляется только учителем. Задания на участие детей в оценочной деятельности отсутствуют. Критерии оценки работы обучающихся на уроке не называются
|
| Преобладает оценочная деятельность учителя, задания на оценивание достигнутых результатов самими обучающимися представлены лишь для отдельных заданий. Критерии оценки не определены, или имеют общий, или эмоциональный характер
|
| Задания на оценивание достигнутых результатов самими обучающимися предусмотрены на протяжении всего урока (самооценка, взаимооценка) по заданным критериям, соответствующих целям/планируемым результатам урока
|
|
|
| На протяжении всего урока предусмотрены специальные задания на организацию формирования оценочной деятельности обучающихся по совместно выработанным критериям: оценке учителя предшествует самооценка учебных действий учащимися. Используются различные приемы и средства организации
оценивания
|
|
| Организация рефлексивного осмысления
| В содержании урока не предусмотрены задания на определение смысла учебной деятельности для учащегося, понимание причин успеха / неуспеха
|
| В содержании урока имеют место единичные задания на определение смысла учебной деятельности для учащегося, понимание своего продвижения, причин успеха / неуспеха
|
| Содержание урока пронизано заданиями на определение учащимися смысла собственной учебной деятельности, на понимание своего продвижения, причин успеха / неуспеха. Учитель планирует и организует их в соответствии с
содержанием, типом урока
|
| На протяжении урока предусмотрены задания на организацию рефлексии учащимися своей деятельности, ее результатов. Учитель планирует и организует ее в соответствии с содержанием, типом урока, уровнем развития учащихся. При организации рефлексии внимание обращается не столько полученным предметным знаниям и умениям, сколько самому процессу учения, т.е. способам достижения учебной цели, осознанию возникших затруднений в ходе работы. Используются различные приемы и
средства организации рефлексии
|
|
Выводы и рекомендации наставника:
В выводах следует сделать вывод о соответствии проекта урока требованиям ФГОС и сформулировать общие рекомендации по его доработке (если требуется).
Наставник: (Фамилия, имя, отчество)
подпись
Максимальная сумма балловможет составлять 33. Если сумма баллов составила 25–33 балла, то проект урока соответствует требованиям ФГОС. Если сумма составила менее 25 баллов, то данный проект урока необходимо серьезно доработать в соответствии с требованиями ФГОС.
|