Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проектирование современного учебного занятия в среднем профессиональном образовании в свете требований ФГОС СПО: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков



Проектирование современного учебного занятия в среднем профессиональном образовании в свете требований ФГОС СПО: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков

 

 

Меняются цели и содержание образования, требования к результатам; появляются новые технические средства и технологии обучения, но какие бы не проводились реформы,  урок/учебное занятие, оставаясь главной формой обучения и основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества. Поэтому сегодня учебное занятие нуждается в новом методологическом наполнении с акцентами на развитие творческого мышления обучающихся и на развитие и внедрение новых (вариативных) форм и методов его построения. Актуальными вопросами сегодня являются: каким должен быть урок и какие же основные моменты при подготовке к уроку следует учитывать в свете требований ФГОС СПО. Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов СПО является деятельностный характер, который главной задачей ставит развитие личности студента, отказываясь от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные, конкретные виды деятельности, на компетентностный подход.

Основные требования, предъявляемые к современному уроку таковы: на учебном занятии должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления, непрерывного самообразования и саморазвития, развиваться творческое мышление, а также умение работать с информацией, умение работать в коллективе (т.е. общие компетенции). Сценарий плана учебного занятия на 30-60% предоставляет свободу преподавателю, который предполагает формулировку целей – через деятельность обучающихся, активное целеполагание. Объяснение занимает 20-30% времени учебного занятия. Организованная преподавателем самостоятельная деятельность обучающихся – 60-70% времени занятия. Преподаватель на занятии организует деятельность обучающихся: по поиску и обработке информации; по обобщению способов деятельности; по постановке учебной задачи. Используются формулировки заданий, призванные активизировать учебную деятельность: проанализируйте, докажите, создайте схему или модель, сделайте вывод, выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените. Проводится оценка предметных и метапредметных достижений обучающегося на учебных занятиях общеобразовательного цикла и оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций на учебных занятиях по учебным дисциплинам профессионального цикла. Осуществляется работа над развитием у обучающегося способности к самооценке; применяется критериальное оценивание.

Педагогическая деятельность, несмотря на ее творческий характер, технологична и  строится на определённых алгоритмах, циклах, модулях, то есть на всём том, что позволяет педагогу конструировать образовательный процесс применительно к его целям, задачам и условиям.

Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. Имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. Например, уроки классифицируют, исходя из дидактической цели (И.Т. Огородников, И.Н. Казанцев), цели организации занятий, содержания и способов проведения урока (М.И. Махмутов), основных этапов учебного процесса (СВ. Иванов), дидактических задач, которые решаются на уроке (Н.М. Яковлев, A.M. Coxop), методов обучения (И.Н. Борисов), способов организации учебной деятельности учащихся (Ф.М. Кирюшкин). Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков, разработанная М.И. Махмутовым по цели организации занятия, содержания и способов проведения урока. В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:

Урок изучения нового – это традиционный урок. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, практическая, лабораторная работа. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, практическая, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это контрольная работа, зачет, коллоквиум и т.д. Имеет целью определить уровень овладения компетенциями.

Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения. На основе названных типов уроков могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных уроков включает в себя неограниченный набор вариантов их построения.

Согласно Положения о рабочей программе учебной дисциплины учебные занятии для дисциплин общеобразовательного цикла предусмотрены согласно этой классификации по дидактическим целям, но с более детальным дроблением целей уроков и предусмотрены в следующих формах:

ü Урок изучения нового материала (УИНМ);

ü Урок совершенствования знаний, умений и навыков (УСЗУН);

ü Урок обобщения и систематизации (УОС);

ü Уроки контрольные учета и оценки знаний, умений и навыков (УКУОЗУН);

ü Комбинированные уроки (К);

ü Интегрированные уроки (ИУ);

ü Урок формирования новых знаний (УФНЗ);

ü Урок обучения умениям и навыкам (УОУН);

ü Урок применения знаний на практике (УПЗП);

ü Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений (УПСОЗЗУ);

ü Урок контроля и проверки знаний и умений (УКПЗН).

Когда мы составляем КТП или продумываем план занятия, при установлении вида занятия обязательно следует учитывать его планируемый тип (например, урок закрепления изученного материала, урок обобщения и систематизации и т.д.), что в обязательном порядке следует отразить в плане учебного занятия.

Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. Исходя из этого, нужно иметь представление о структуре урока. В зависимости от его типа структура может отличаться. Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Классическая четырехзвенная структура урока опирается на формальные ступени (уровни) обучения:

1) подготовка к усвоению новых знаний;

2) усвоение новых знаний, умений;

3) их закрепление и систематизация;

4) применение на практике.

Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы преподавателя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития студентов. Поэтому структура современного урока содержит элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата:

       - мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение студентов в поисковую и исследовательскую деятельность;

- цель урока студенты формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания;

- новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи; 

- студенты самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы;

- на этапе рефлексии преподаватель в системе обучает студентов оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности;

- домашнее задание на современном уроке студенты выбирают самостоятельно (из предложенных преподавателем) с учетом индивидуальных возможностей.

Рассмотрим самые распространенные виды уроков.

Лекции -это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала, распространены вводные, установочные текущие и обзорные лекции. По характеру изложения и деятельности обучающихся, лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией-беседой и т.д. Лекционная форма проведения уроков целесообразна при:

- изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным;

- рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала;

- подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц;

- выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам и т.п.

- применении изученного материала при решении практических задач.

Структура лекции определяется выбором темы и цели урока, строится на сочетании этапов урока: организации, постановки цели и актуализации знаний, сообщение знаний преподавателем и усвоение их обучающимися; определение домашнего задания. Возможный вариант структуры урока-лекции:

- создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции;

- ее разрешение при реализации намеченного плана лекции;

- выделение опорных знаний и умений и их оформление с помощью памятки «Как конспектировать лекцию»;

- воспроизведение обучающимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам, блок-конспектам, опорным конспектам и т.д.

- применение полученных знаний;

- обобщение и систематизация изученного;

- формирование домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и перечня задания из учебника.

Практикумы - основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых обучающиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Это своеобразная форма вовлечения обучаемых в решение разного вида учебно-познавательных задач, которая вырабатывает навыки использования вычислительной техники, умение пользоваться литературой. Обычно применяется после изучения больших разделов учебного курса. Средством управления учебной деятельностью обучаемых при проведении практикума служит инструкция, которая по строго определенным правилам последовательно определяет действия обучаемых. В нее входят задание, предполагающее повторение значительной части учебного материала, объяснение основных теоретических вопросов, описание, графическое изображение лабораторного оборудования, конкретные предписания, определяющие характер деятельности обучаемых, порядок работы, контрольные работы по теме. В пределах отводимого на практикум времени преподаватель составляет план работы, дополнительные инструкции и указания к имеющимся в учебных пособиях и учебниках.

Семинарское занятие способствует развитию познавательных и исследовательских умений обучающихся, повышению культуры общения.. Семинары характеризуются прежде всего двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением обучающимися программного материала и обсуждением на уроке результатов их познавательной деятельности. На них студенты  учатся выступать с самостоятельными сообщениями, выражать свои мысли на языке конкретной науки, дискутировать, отстаивать свои суждения. Различают уроки – семинары по учебным задачам, источникам получения знаний, формам их проведения и т.д. в практике обучения получили распространение семинары – развернутые беседы, семинары – доклады, рефераты, творческие письменные работы, комментированное чтение, семинар – решение задач, семинар – диспут, семинар – конференция и т.д.

Организовывать уроки в форме семинаров предпочтительнее:

- при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки обучающимися;

- после проведения вводных, установочных и текущих лекций;

- при обобщении и систематизации знаний и умений обучающихся по изучаемой теме;

- при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д.

Семинар проводится со всем составом обучающихся. Преподаватель заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между обучающимися с учетом их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации, проверяет конспекты. Получив задание, обучающиеся с помощью памяток «Как конспектировать источники», «Как готовить выступление», «Как готовиться к семинару», «Памятки докладчика» оформляют результаты самостоятельной работы в виде плана или тезисов выступлений, конспектов основных источников , докладов и рефератов. Семинарское занятие начинается со вступительного слова преподавателя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок проведения, рекомендует на что обратить внимание, что записать в тетрадь, дает другие советы. Далее обсуждаются вопросы семинаров форме дискуссии, развернутой беседы, сообщений, чтение первоисточников с комментариями, доклады, рефераты и т.д. затем преподаватель дополняет сообщения, отвечает на вопросы, дает оценку ответам. Подводя итоги отмечает положительное, анализирует содержание, форму выступления обучающихся, указывает на недостатки и пути их преодоления. Проведение семинаров может быть составной частью лекционно-семинарской системы обучения, расширяющей область их применения.

Учебная работа может проводиться в форме экскурсий - это посещение какого-либо объекта с целью его изучения, при которой обучающиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними. Экскурсия является весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении она выполняет следующие функции:

- с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения;

- они позволяют повысить уровень научности обучения и укреплять его связь с практикой;

- они способствуют техническому обучению, т.к. дают возможность знакомить обучающихся с применением знаний на производстве и в промышленности;

- они играют важную роль в профессиональной ориентации;

Экскурсии условно разделяют на несколько видов: производственные экскурсии; естественнонаучные экскурсии (в поле, лес и т.д.); историко-литературные экскурсии; - краеведческие; комплексные (проводятся по нескольким предметом одновременно).

Классификация учебных экскурсий проводится также в зависимости от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяют два типа экскурсий: - первый тип – служат средством изучения нового материала; второй тип – для закрепления материала, изученного в аудитории. В общем плане методика экскурсий включает в себя: а) подготовку экскурсии; б) выход (выезд) обучающихся к объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме; в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.

В деловых играх на основе игрового замысла модернизируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делят на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

Методика разработанных деловых игр включает в себя следующие этапы:

1. Обоснование требований к проведению игры.

2. Составления плана ее разработки.

3. Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры.

4. Подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку.

5. Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкции для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов.

6. Разработка способов оценки результатов игры в целом и ее отдельных участков.

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:

- знакомство с реальной ситуацией;

- построение ее имитационной модели;

- постановка главной задачи командам (группам), уточнение их роли в игре;

- создание игровой проблемной ситуации;

- вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

- разрешение проблемы;

- обсуждение и проверка полученных результатов;

- коррекция;

- реализация принятого решения;

- анализ итогов работы;

- оценка результатов работы.

Отдельно следует сказать о таком типе уроков, выделяемом в современной педагогике, как комби­нированный. На комбинированном уроке преподаватель может достичь нескольких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения большого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированных уроков в массовой практике: по некоторым данным, их доля достигает 75—80% общего числа всех проводимых уроков. Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности для приспособления к конкретным условиям.

Нестандартные уроки:урок-соревнование, урок открытых мыслей, урок-турнир, урок -конкурс, урок-конференция, интегрированный урок, урок-КВН, урок-диспут, урок-спектакль, урок-путешествие и др. больше нравятся обучающимся, поэтому следует практиковать такие уроки. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, невысокой результативности.

Выделяют  инвариант структуры современного занятия.

1. Организация начала учебного занятия и подготовка к активному усвоению нового учебного материала – активное целеполагание.

2. Основной этап – этап, отвечающий главной обучающей цели данного занятия.

3. Этап оценочной деятельности, позволяющий диагностировать достижение целей учебного занятия.

Модели учебных занятий, представленные выше объединяют следующие особенности

- чёткий алгоритм (последовательность этапов), необычное, не традиционное их наполнение, взаимосвязь первого (целевого) этапа и завершающего (оценочного диагностического) этапа;

- деятельностный подход к организации работы обучающихся на учебном занятии.

        Таким образом, наличие общности в моделях занятия позволяет нам говорить о некоторых закономерностях построения современного занятия. Современное занятие в контексте стандарта может быть представлено как образовательная технология, где цели и результаты занятия связаны (воспроизводимы), а процесс зависит от типа занятия и методов, выбранных педагогом. Структура современного занятия должна соответствовать признакам образовательных технологий:

- диагностичность описания цели (цели занятия должны быть описаны так, чтобы они определялись по чётко выделенным критериям);

- воспроизводимость образовательного процесса (в том числе предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого);

- воспроизводимость педагогических результатов.

Ведущими ориентирами современного занятия являются следующие положения:

- от триединой цели занятия – к формулировке целей через деятельность обучающихся и далее – к самостоятельному целеполаганию;

- от традиционного «линейного» занятия изучения нового материала или закрепления пройденного – многокомпонентному занятию, фундаменту современной организации учебного процесса;

- от традиционной отметки к современной оценке.

Таким образом, современный урок направлен на достижение личностных результатов, развивает у студентов способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути решения возникших проблем, контролировать и оценивать свои достижения, только в этом случае. мы можем говорить о возникновении технологии занятия, построенного в соответствии со стандартами нового поколения. Преподаватель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого студента – это все и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы! Необходимо помнить, что настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него!

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.