По итогам слушания курса учащиеся должны
По итогам слушания курса учащиеся должны
· Анализировать события и явления вселенской Церкви
· Знать исторических деятелей истории Церкви
· Знать важнейшие проблемы развития истории Церкви, а также различные подходы к их оценке
· Обобщать и систематизировать полученную информацию
· Раскрывать причинно-следственные связи духовной истории
· Знать значение вселенской Церкви в мировой истории
Формы контроля усвоения знаний
1) Тестовое здание
2) краткий письменный опрос
3) устный опрос в течение урока в виде обратной связи
4) творческие проверочные работы, нацеленные на самостоятельный поиск и структурирование информации
5) групповые проекты
6) интеллектуальные карты (выявление учеником основных элементов исторического процесса)
Темы творческих работ и докладов
Дебаты «О принятии в церковь язычников».
Доклад «Что такое апостольская проповедь и современная проповедь в храме, в чем разница».
Доклад «Зачем Константин Великий решил написать эдикт в пользу христиан».
Доклад «Откровение Иоанна Богослова. Что всех нас ждет и какой образ жизни является спасительным».
Литература для преподавателя
1. Бедуелл Г. История Церкви. М., 1996.
3. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). Брюссель, 1964 (и др. изд.).
4. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1989.
Литература по педагогике:
1) Ли Лефевер. Искусство объяснять
2) Джуди Аппс. Чтобы слушали и слышали
3) Дуг Лемов. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей
Тематическое планирование
Номер
| Название темы
| Содержание темы
| 1.
| Деяния апостольские. Обращение Савла.
| Сошествие Святаго Духа на апостолов. Первые успехи евангельской проповеди в Иеросалиме.
| 2.
| Чудеса, совершенные Петром.
| Враждебное отношение к христианам, выселение их из Иеросалима.
Распространение Евангелия между иудеями и самарянами в Палестине и Сирии.
| 3.
| Начало крещения язычников.
| Христианская церковь между язычниками в Кесарии и Антиохии.
| 4.
| Апостольский Собор в Иеросалиме.
| О принятии в Церковь язычников.
| 5.
| Миссионерское путешествие Павла.
| Апостол язычников и его апостольские труды.
| 6.
| Павел в Риме.
| Учение о спасении не делами, а верой.
| 7.
| Апостольские послания. Соборные послания Иакова, Петра, Иоанна.
| Литературный жанр послания. Положение апостолов и цель обращений к народу.
| 8.
| Послания апостола Павла.
| Павел о любви. О пастырских посланиях и послание мужам и женам.
| 9.
| Откровение Иоанна Богослова.
| О том, что ждет верующих после смерти, и о благообразной жизни.
| 10.
| Успение Божией Матери.
| Совершение погребения Богородицы апостолами в Иеросалиме. В чем чудо и каковы традиции.
| 11.
| Гонение на христиан.
| Иудеи. Кто такие язычники. Нерон. Диоклетиан. Разрушение Иеросалима.
| 12.
| Прекращение гонений. Воздвижение Креста Господня. Константин Великий.
| Эдикт Константина Великого в пользу христиан.
| 13.
| Новые враги христианства. Юлиан Отступник.
| Языческие ученые и философы против христиан. Неоплатоники.
Христианские апологеты.
| 14.
| Учение церкви.
| Кто такие отцы церкви.
Какие бывают проблемы в церкви и как называются собрания, на которых эти проблемы решаются (соборы).
Правила, выработанные на соборах, это учение церкви.
| 15.
| Ереси и секты.
| Отчего появляются. Как отцы церкви на это реагируют. Характерные черты и примеры (гностицизм, манахейство, антитринитарии, монтанизм, хилиазм).
|
2-й семестр
Номер
| Название темы
| Содержание темы
| 1.
| I Вселенский собор.
| Святители Никола Мирликийский и Спиридон Тримифунтский. Суть арианской ереси. Первый член Символа Веры.
| 2.
| II Вселенский собор.
| Григорий Богослов, Василий Великий. Суть ереси Македония. Второй член Символа Веры
| 3.
| Возникновение иночества.
| Понятия: аскетизм, особное жительство, общежительство, послушание и т.д.
| 4.
| III–VI Вселенские соборы.
| Суть ереси Македония (III Вселенский собор): Бог вселился в человека Исуса.
IV Вселенский собор — о природах и лице Христа.
V Вселенский собор и ересь монофизитов.
VI Вселенский собор и ересь монофилитов.
Суть вселенских соборов — уточнение вероучения.
| 5.
| Богословская письменность и наука.
| Творения Иоанна Златоуста и святых отцов до него. Повод начать писать, содержание трудов.
| 6.
| Церковь в VII веке.
| Страдания от Хозроя. Магометане.
| 7.
| VII Вселенский собор.
| Иконоборчество. Утверждение иконопочитания. Иоанн Дамаскин.
| 8.
| Просвещение славян.
| Христианизация славянских племен до Крещения Руси. Труды Кирила и Мефодия.
| 9.
| Схизма.
| Разделение христианской Церкви на католическую (римскую) и православную (греческую).
| 10.
| Крещение Руси.
| Крещение княгини Ольги. Выбор веры князем Владимиром.
| 11.
| Крестовые походы.
| Кто организатор и какова цель крестовых походов. Последствия крестовых походов.
| 12.
| Падение Константинополя. 1453 г.
| Политический контекст.
Духовный контекст.
Наследие.
| 13.
| Расколы внутри Католической Церкви, возникновение протестантизма.
| Гуситы, лютеране, анабаптисты, секты Нового времени.
| 14.
| Постхристианский мир XX–XXI веков.
| Основные тенденции, возвращение части еретиков к православию (Уганда, Пакистан).
|
|