|
|||||
Профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми.Профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми.
Дети, особенно дошкольного возраста, нередко страдают от жестокого обращения со стороны взрослых или становятся свидетелями насилия в семье. Результатом являются психологические и физические травмы, в крайних случаях – сильные увечья, вплоть до инвалидности Проблема жестокого обращения с детьми шире, чем кажется на первый взгляд. Насилием часто оказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы по отношению к ребенку, но и многие «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей, пренебрежение их потребностями и нуждами. Жестокое обращение пагубно сказывается на самых разных аспектах жизни ребенка: здоровье, развитии, самооценке, общении, социальной адаптации. Опыт перенесенного жестокого обращения в детстве существенно влияет на то, как ребенок в дальнейшем будет выстраивать отношения с окружающими людьми и, прежде всего, с собственными детьми, мешает повзрослевшему ребенку выбирать позитивные социальные роли. Существует такая организация как Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения – это некоммерческая организация, учрежденная в 2004 г. ведущими российскими специалистами. Основной целью деятельности фонда является защита прав детей, содействие государственным органам в решении задач сокращения сиротства и жестокого обращения с детьми в РФ. Результаты исследования данного фонда позволили сформулировать основные направления работы по снижению уровня насилия в семьях: психологическая поддержка родителей посредством консультирования по наиболее сложным вопросам воспитания и организации обмена успешным опытом воспитания детей; обучение родителей эффективным технологиям, направленным на избавление от «силовых стереотипов воспитания», неконструктивных и травмирующих ребенка способов приучения к дисциплине, развитие умения владеть собой. С учетом этих направлений Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения была разработана программа «На пути к объединению семьи», нацеленная на профилактику и снижение жестокого обращения с детьми 3–7 лет, качественное предоставление услуг по поддержке детей и семей с детьми, развитие ответственного материнства и отцовства, сохранение развивающего потенциала семьи. Программа предназначена для реализации в дошкольных образовательных организациях. Традиционно профилактикой жестокого обращения с детьми занимаются учреждения социальной защиты населения. Как правило, в поле их зрения оказываются семьи, в которых степень родительской некомпетентности возрастает настолько, что приводит к кризисным ситуациям, часто – к случаям нанесения серьезного физического или психического вреда ребенку. Обычно такие семьи называют неблагополучными или находящимися в социально опасном положении. Но на этой стадии потенциал семьи к восстановлению детско-родительских отношений уже слишком низок, и социальные работники могут только оказывать поддержку семье, стараясь предупредить дальнейшее усиление жестокого обращения с ребенком. «Приличные», «положительные» семьи в поле зрения специалистов социальных служб не попадают, но, как показывает практика, и они могут испытывать различного рода трудности, связанные с воспитанием ребенка, а под воздействием внешних факторов (стресса, потери работы, проблем в отношениях между родителями и т. д.) может возрасти риск развития кризиса в семье. Таким семьям необходима своевременная помощь, и педагогические работники и специалисты, которые ежедневно общаются с воспитанниками и с их родителями, могут на ранней стадии заметить проблему и помочь семье в ее решении. Однако, как отмечают педагогические работники детских садов, разговаривать с родителями о жестоком обращении с детьми и недопустимости физических наказаний крайне трудно. Отчасти это связано с убеждениями родителей о том, что в дела семьи не стоит вмешиваться, в каждой семье свои культурные нормы и правила. Кроме того, физические наказания зачастую вызваны благой целью – прекратить нежелательное поведение ребенка: к призы, непослушание, грубость, лень, драчливость. Специалисты детского сада предпочитают не вмешиваться еще и из опасений навредить ребенку, ведь дома его могут еще жестче наказать за то, что «опозорил» родителей. Поэтому идея поговорить с родителями, а тем более предложить им обратиться за помощью к специалистам, кажется воспитателям небезопасной. Все это связано с тем, что педагогическим работникам не хватает методической поддержки в выстраивании диалога с родителями на тему жестокого обращения, а также знания специфики работы по изменению убеждений и позиции родителей и коллег. В связи с этим подготовка в детских садах специалистов, способных на ранней стадии выявить признаки жестокого обращения с детьми, помочь родителям повысить свои воспитательные компетенции, обучить их эффективным и ненасильственным стратегиям воспитания, позволит существенно улучшить качество жизни детей дошкольного возраста. Целью программы «На пути к объединению семьи» является создание в детских садах условий для ранней профилактики семейного неблагополучия, безопасного развития дошкольников посредством формирования культуры ненасильственных, толерантных отношений в семьях с детьми раннего возраста. В программе «На пути к объединению семьи» приняли участие 20 дошкольных образовательных организаций г. Москвы Уникальность программы «На пути к объединению семьи» состоит в том, что в нее вовлекаются все участники образовательного процесса: педагогические работники, дети и их родители. Причем для каждой целевой группы предусмотрены определенные мероприятия: для детей – игровые занятия; для родителей – индивидуальные консультации и групповые формы работы; для педагогических работников – обучение, и методическое сопровождение. Таким образом, программа «На пути к объединению семьи» реализуется одновременно по нескольким направлениям: обучение специалистов дошкольных образовательных организаций раннему выявлению признаков жестокого обращения с детьми Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать: состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.); особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.); низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств); отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.); задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги; заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др. Следующее направление данной программы 2.организации индивидуальной психолого-педагогической работы с семьями таких детей и дальнейшее методическое сопровождение педагогических работников в процессе данной деятельности; 3.проведение занятий для детей по программе «мягкой социализации», направленной на формирование у них первичных навыков уверенного общения; 4. работа с родителями в групповых формах (занятия по повышению уровня родительских компетенций «Тренинг воспитательной уверенности для пап и мам», родительские клубы, тематические родительские собрания и т. д.); 5 организация консультационной психолого-педагогической помощи родителям дошкольников. Вследствии чего воспитатели и родители замечают изменение характера взаимоотношений с ребенком, улучшение понимания родителями потребностей ребенка, применение ненасильственных методов воспитания. Педагогические работники детских садов должны знать: *признаки жестокого обращения с ребенком в семье и владеть навыками выявления рисков жестокого обращения; уметь устанавливать поддерживающий контакт с семьей воспитанника; владеть информацией о местах получения помощи и поддержки и могут передать ее родителям воспитанников; проводить мероприятия для родителей по снижению рисков жестокого обращения с детьми в семье. У детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет), можно сформировать следующие навыки уверенного поведения: умение в повседневных ситуациях преодолевать свое нежелание выполнять какое-либо действие, на котором настаивает взрослый; элементарные навыки эффективного поведения в конфликтных ситуациях; понимание, что нельзя бить и дразнить другого ребенка; осознание того, что можно себя защитить, обратившись за помощью к взрослому; умение описывать словами или изображать на рисунке свои страхи. У детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) можно сформировать такие навыки уверенного поведения, как: умение оценивать поведение сверстников и собственное поведение в повседневных ситуациях; умение сдерживать импульсивные реакции при общении со сверстником; умение устанавливать партнерские отношения в игре; проявление волевых усилий при выполнении социальных норм; соблюдение общепринятых правил поведения в соответствии с возрастными возможностями; умение в доверительной беседе со взрослым рассказать о несправедливости по отношению к нему или к сверстнику. Педагогические работники детских садов, реализующие программу "На пути к объединению семьи", отмечают, что воспитанники успешно применяют в общении со сверстниками и взрослыми умения, которые были проработаны в игровых ситуациях, при обсуждении сюжетов литературных произведений. Кроме того, снижается частота конфликтных ситуаций в группах, случаев применения детьми физической силы для разрешения конфликтов. Дети старшего дошкольного возраста, которые до проведения занятий демонстрировали повышенную тревожность, замкнутость и застенчивость, в процессе занятий и после них общаются со сверстниками более уверенно, Таким образом, можно утверждать, что программа «На пути к объединению семьи» актуальна и востребована как специалистами, работающими с воспитанниками дошкольных образовательных организаций, так и родителями дошкольников.
|
|||||
|