Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Этапы проектной деятельности



 

Проект– это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов.

Метод проектов– совместная креативная и продуктивная деятельность преподавателя и студентов, направленная на поиск решения возникшей проблемы.

Метод проектов получил широкое распространение в США к 1919 году. Он связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком о том, что образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Проектная деятельность студентов является одним из методов развивающего обучения, направлена на усовершенствование навыков планирования и организации своей деятельности, реализацию своих творческих способностей, развитие логического мышления и коммуникативных навыков, формирование инициативности и активной социальной позиции.

Целью проектной деятельностиявляетсяинтеграция знаний, умений и навыков, приобретенных студентами при изучении различных предметов в контексте достижения конкретных исследовательских / практических задач.

Применение метода проектов связано с большими преимуществами:

· метод проектов способствует развитию навыков самостоятельной ориентации в информационной среде и повышению информационной культуры в целом;

· выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, студенты исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс:

· работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность.

Типы проектов

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

- доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, информационная, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (образовательный, исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий, информационный). Особо выделяют социальное проектирование– индивидуальную или коллективную (групповую деятельность) студентов, целью которой является позитивное преобразование социальной среды и условий обитания в ней доступными для них средствами;

- по характеру проектируемых изменений: инновационные и поддерживающие;

- предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный (междисциплинарный) проект;

- характер контактов (среди участников одного вуза, факультета, города, региона, страны, разных стран мира). Проекты могут быть внутренними или региональными и международными;

- количество участников проекта: личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных вузах, регионах, странах), парные (между парами участников); групповые (между группами участников);

- продолжительность проекта (сроки реализации): краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), среднесрочные (от недели до месяца), долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев);

- по масштабам: мегапроекты, малые проекты, микропроекты;

- по особенностям финансирования: инвестиционные, спонсорские, кредитные, бюджетные, благотворительные.

Этапы жизненного цикла проекта

- разработка концепции проекта;

- оценка жизнеспособности проекта;

- планирование проекта;

- составление бюджета;

- защита проекта;

- предварительный контроль;

- этапы реализации проекта;

- коррекция по итогам мониторинга;

- завершение и ликвидация проекта.

Этапы проектной деятельности

(вузовская практика)

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола»);

- выдвижение гипотезы;

- обсуждение методов исследования (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);

- обсуждение способов оформления результатов проекта;

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов и их презентация;

- формулирование выводов и выдвижение новых проблем.

Объект исследованияв гносеологии – теории познания – это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности. То есть это та окружающая действительность, с которой исследователь имеет дело.

Предмет исследования– это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта.

Отличие предмета от объекта познания состоит также в том, что один и тот же объект может изучаться многими науками, каждая из которых обязательно имеет свой особый предмет познания. Понятия «объект познания» и «предмет познания» выполняют неодинаковые функции в процессе познания. Понятие «объект познания» выражает, фиксирует объективное существование изучаемых явлений, их свойств, связей и законов развития. Понятие «объект познания» ориентирует исследователей на то, чтобы наиболее полно и всесторонне отражать существенные, объективные стороны изучаемого объекта в различных формах. Чем полнее и точнее будут отражаться эти объективные стороны в знании, тем глубже по своему научному содержанию становится это знание. Понятие «объект познания» выступает как исходное понятие для интерпретации содержания наших знаний. Понятие «предмет познания», прежде всего, определяет те границы, в пределах которых изучается тот или иной объект. В этом понятии выражаются и фиксируются те свойства, связи и законы развития изучаемого объекта, которые уже включены в научное знание и выражены в определенных логических формах. Выход той или иной науки за границы своего предмета означает или некомпетентное вмешательство данной науки в сферу других наук, или отпочкование от данной науки новых научных направлений, которые впоследствии могут сформировать свой собственный предмет изучения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.