|
|||
Этапы проектной деятельности
Проект– это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов. Метод проектов– совместная креативная и продуктивная деятельность преподавателя и студентов, направленная на поиск решения возникшей проблемы. Метод проектов получил широкое распространение в США к 1919 году. Он связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком о том, что образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Проектная деятельность студентов является одним из методов развивающего обучения, направлена на усовершенствование навыков планирования и организации своей деятельности, реализацию своих творческих способностей, развитие логического мышления и коммуникативных навыков, формирование инициативности и активной социальной позиции. Целью проектной деятельностиявляетсяинтеграция знаний, умений и навыков, приобретенных студентами при изучении различных предметов в контексте достижения конкретных исследовательских / практических задач. Применение метода проектов связано с большими преимуществами: · метод проектов способствует развитию навыков самостоятельной ориентации в информационной среде и повышению информационной культуры в целом; · выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, студенты исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс: · работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность. Типы проектов Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки: - доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, информационная, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (образовательный, исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий, информационный). Особо выделяют социальное проектирование– индивидуальную или коллективную (групповую деятельность) студентов, целью которой является позитивное преобразование социальной среды и условий обитания в ней доступными для них средствами; - по характеру проектируемых изменений: инновационные и поддерживающие; - предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный (междисциплинарный) проект; - характер контактов (среди участников одного вуза, факультета, города, региона, страны, разных стран мира). Проекты могут быть внутренними или региональными и международными; - количество участников проекта: личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных вузах, регионах, странах), парные (между парами участников); групповые (между группами участников); - продолжительность проекта (сроки реализации): краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), среднесрочные (от недели до месяца), долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев); - по масштабам: мегапроекты, малые проекты, микропроекты; - по особенностям финансирования: инвестиционные, спонсорские, кредитные, бюджетные, благотворительные. Этапы жизненного цикла проекта - разработка концепции проекта; - оценка жизнеспособности проекта; - планирование проекта; - составление бюджета; - защита проекта; - предварительный контроль; - этапы реализации проекта; - коррекция по итогам мониторинга; - завершение и ликвидация проекта. Этапы проектной деятельности (вузовская практика) - определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола»); - выдвижение гипотезы; - обсуждение методов исследования (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.); - обсуждение способов оформления результатов проекта; - сбор, систематизация и анализ полученных данных; - подведение итогов, оформление результатов и их презентация; - формулирование выводов и выдвижение новых проблем. Объект исследованияв гносеологии – теории познания – это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности. То есть это та окружающая действительность, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования– это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Отличие предмета от объекта познания состоит также в том, что один и тот же объект может изучаться многими науками, каждая из которых обязательно имеет свой особый предмет познания. Понятия «объект познания» и «предмет познания» выполняют неодинаковые функции в процессе познания. Понятие «объект познания» выражает, фиксирует объективное существование изучаемых явлений, их свойств, связей и законов развития. Понятие «объект познания» ориентирует исследователей на то, чтобы наиболее полно и всесторонне отражать существенные, объективные стороны изучаемого объекта в различных формах. Чем полнее и точнее будут отражаться эти объективные стороны в знании, тем глубже по своему научному содержанию становится это знание. Понятие «объект познания» выступает как исходное понятие для интерпретации содержания наших знаний. Понятие «предмет познания», прежде всего, определяет те границы, в пределах которых изучается тот или иной объект. В этом понятии выражаются и фиксируются те свойства, связи и законы развития изучаемого объекта, которые уже включены в научное знание и выражены в определенных логических формах. Выход той или иной науки за границы своего предмета означает или некомпетентное вмешательство данной науки в сферу других наук, или отпочкование от данной науки новых научных направлений, которые впоследствии могут сформировать свой собственный предмет изучения.
|
|||
|