|
|||
Никитина Ирина и Брендина СофьяНикитина Ирина и Брендина Софья 2 группа 3 курс «Международно-правовые основы сотрудничества государств по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий» Современный миропорядок строится на основе верховенства права и определяет себя в параметрах глобального и взаимозависимого мира, где международный мир и коллективная безопасность сопряжены с противодействием транснациональным угрозам. Позитив современного права в лице Устава ООН и норм международного права обозначает востребованность всестороннего взаимодействия государств - членов мирового сообщества по борьбе с транснациональной преступностью. Международное и внутригосударственное пространство, определяемое как свободное от транснациональной преступности, обозначает себя в режиме международного правопорядка. Соответственно, позитив права обозначает направление правоприменительной практики мирового сообщества в формате противодействия международным преступлениям и преступлениям международного характера. Российская Федерация в режиме своей международно-правовой включенности в современный миропорядок в качестве мировой державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН и по обстоятельствам заявленной приверженности верховенству права осуществляет всестороннее сотрудничество с государствами - членами мирового сообщества по всему спектру международных преступлений и преступлений международного характера. Показательную международно-правовую значимость в объективном порядке несет в себе вклад Российской Федерации в процесс противодействия такому преступлению международного характера, как преступление в сфере информационных технологий. Целью проведенного исследования является изучение проблемы разрозненности понятийного аппарата, используемого в ходе реализации международного сотрудничества в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий, а также проблемы отсутствия универсального международного договора, регулирующего межгосударственное взаимодействие в рассматриваемой сфере. Показательным юридическим фактом здесь представляется то, что в современной договорной практике, актах международных организаций, национальных нормативных правовых актах, можно встретить большое количество разнообразных понятий, а именно: «преступления в сфере компьютерной информации», «киберпреступность», «преступления в сфере высоких технологий», «Интернет преступления», и другие. Каждый обозначает преступления в указанной сфере по-своему, а в контексте международного сотрудничества изложенные категории расценивают как синонимичные. Следует отметить, что с момента подписания Конвенции Совета Европы о киберпреступности 2001 г. в диссертационных исследованиях, монографиях и научных статьях фигурировали в основном такие понятия как киберпреступность и преступления, совершаемые в киберпространстве. С течением времени, появилась точка зрения, в соответствии с которой указанная терминология утратила свою актуальность, а понятийный аппарат, используемый в ходе осуществления международного сотрудничества в исследуемой сфере, требует обновления. Так, в науке международного права начали появляться такие категории как, преступления в сфере высоких технологий", Интернет-преступность", цифровая преступность" и другие. Необходимо также обратить внимание и на то, что различные ученые в основном прямо не противостоят друг другу в вопросах актуальности и юридической обоснованности применения конкретного определения, а посвящают свои научные труды другой проблематике, используя при этом ту или иную терминологию. Постановочно, в порядке концептуального и предметно правового выявления применяется более широкое и в то же время более точное понятие, охватывающее все многообразие современных средств коммуникации, представляется юридически обоснованным констатировать применимость понятия «преступление в сфере информационных технологий». Научная новизна исследования заключается в том, что такое понятие как преступление в сфере информационных технологий проецируется на проблемы реализации международного сотрудничества в борьбе с преступностью и анализируется комплексно как в теоретическом, так и в международно-правовом плане. Рассмотрим, что под ним понимается. Прежде всего необходимо отметить, что информационные технологии включают процессы, методы поиска, сбора, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов, а также ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации. Позиционно, заявленная категория чаще всего применяется в качестве синонима для компьютерных или Интернет-технологий, но под ней также подразумеваются и другие средства коммуникации, например, такие как телефонная связь и телевидение. Так, информационные технологии включают различные сферы создания, передачи, хранения и восприятия информации, не ограничиваясь рамками компьютерных технологий или Интернет-ресурсов. Соответственно и «преступление в сфере информационных технологий» в настоящее время является более точным и актуальным по отношению к ранее изложенным. В целом оно по обстоятельствам своего юридического качества преступления международного характера представляет собой противоправное общественно опасное виновное деяние в формате международного уголовного права, совершенное в сфере информационных технологий, за которое в соответствии с нормами международного и национального права предусматривается уголовная ответственность. Позитив современного международного права по обстоятельствам концептуального обоснования институционно-правовых основ международного сотрудничества государств по противодействию транснациональной преступности несет в себе анализ состава преступлений в сфере информационных технологий. Ранее исследования различных ученых сводились в основном к анализу составов отдельных групп преступлений конкретной области, либо рассмотрением всех преступлений, предусмотренных национальным законодательством. Позиционно, всесторонний подход в плане раскрытия заявленной проблематики ставит в порядке востребованности задачу рассмотреть универсальный состав преступлений в сфере информационных технологий, посредством которого можно проанализировать противоправные деяния, предусмотренные российским уголовным правом, нормами государств - членов Европейского Союза, международных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона, государств - членов мирового сообщества в целом, равным образом как составы в формате различных международных договоров и новационные проявления преступной активности по обстоятельствам перспектив их эволюционного видоизменения. Анализ состава преступлений в сфере информационных технологий проведен на основе изучения понятий различных преступлений, закрепленных в Уголовном кодексе Российской Федерации, нормативно-правовых актах зарубежных государств и международных договорах. Так, состав преступлений в сфере информационных технологий включает следующие элементы: 1. Объект: 1) общественные отношения в сфере информационных технологий 2) предмет: банковские реквизиты, различного рода информация, имущество, информационные технологии и т.д.; 3) потерпевший: физические и юридические лица. 2. Объективная сторона: 1) общественно опасное деяние (действие или бездействие): например, создание и распространение вредоносной программы; 2) общественно опасное последствие: например, уничтожение информации 3) причинно-следственная связь; 4) место, время, обстановка, орудие, средства, способ совершения преступления. 3. Субъект: физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. 4. Субъективная сторона: 1) вина в форме умысла или неосторожности; 2) цель: например, сокрытие совершения другого преступления; 3) мотив: например, корыстная заинтересованность. По предмету посягательства преступления в сфере информационных технологий условно можно подразделить на две большие группы 1. Преступления, посягающие на различные информационные технологии (создание, использование и распространение вредоносных программ, уничтожение компьютерной информации, блокирование компьютерной информации, неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру); 2. Преступления, посягающие на иные предметы, совершаемые с использованием информационных технологий (легализация доходов, полученных преступным путем при помощи криптовалют, мошенничество с использованием информационных технологий, хищение номеров кредитных карт и других банковских реквизитов и другие). Концептуальный посыл по линии правового регулирования международного сотрудничества по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий в параметрах целостной системы права включает в себя такой феномен, как криптовалюты, которые нередко используются криминальными структурами в целях осуществления незаконного оборота оружия, наркотических средств, и т.д. Значительная роль здесь отводится понятию «Даркнет » она представляет собой скрытую сеть, по которой обмен информацией происходит анонимно в зашифрованном виде. Ее возможности, в свою очередь, активно применяются в преступной деятельности. Большое значение в контексте международного сотрудничества в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий имеет проблема отсутствия универсального международного договора, регулирующего взаимодействие государств в рассматриваемой сфере. Заявленная готовность мирового сообщества содействовать кодификации и прогрессивному развитию международного сотрудничества (по обстоятельствам деятельности Комиссии международного права ООН) в параметрах юридического упорядочения процесса осуществления межгосударственного взаимодействия в борьбе с преступлениям в сфере информационных технологий предметно проявляет себя в режиме востребованности выработки на этот счет соответствующего договорно-правового акта и устранения из системы современных международных правоотношений юридического факта отсутствия универсального международного договора, регулирующего многостороннее взаимодействие государств в заявленной области. Поступательный процесс повышения уровня доверия между отдельными государствами признан в конечном итоге содействовать заключению всестороннего международного договора, предусматривающего эффективные формы взаимодействия, например такие как выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора; проведение скоординированных мероприятий и операций по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий; обмен персональными данными; и тд Так, ряд государств устанавливают уголовную ответственность за совершение определенного круга составов преступлений, другие -предусматривают более широкий или, наоборот, более узкий круг противоправных деяний. В криминальной деятельности преступники все чаще используют развивающиеся государства, чтобы с наибольшей долей вероятности уйти от преследования со стороны правоохранительных органов. Например, в Филиппинах, нормативная правовая база противодействия преступлениям в сфере информационных технологий развита достаточно слабо, а в отдельных вопросах отсутствует в принципе. Такие пробелы позволяют криминальным элементам осуществлять транснациональную преступную деятельность и избегать уголовной ответственности. Показательную международно-правовую значимость здесь несет последовательный внешнеполитический курс РФ на обеспечение международного правопорядка. Предметным юридическим фактом здесь является то обстоятельство, что Российская Федерация в 2017 г. представила ООН проект Конвенции ООН о сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности. Позитив правоприменительной практики мирового сообщества в режиме противодействия транснациональной преступности показательно призван обозначить себя по обстоятельствам реализации международно-правовой инициативы Российской Федерации по линии подписания государствами - членами ООН Конвенции о сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности. Подводя итоги всему вышеизложенному необходимо сделать вывод о том, что предпринятый в ходе научного исследования анализ составов противоправных деяний, закрепленных в международных договорах, свидетельствует о возникновении новационных по своей типологии и юридическому существу видов преступлений, которые являются не менее опасными и в равной степени подлежат правовому урегулированию как на универсальном международном уровне, так и в рамках национального уголовного права различных государств. В положениях рассмотренных выше региональных международных договоров четко прослеживаются различия как в отношении используемой терминологии, так и касательно устанавливаемых составов противоправных деяний, что значительно усложняет сотрудничество государств на универсальном уровне. По объективным показателям развития науки и практики международного права на сегодняшний день преступления в сфере информационных технологий значительно эволюционировали, что, в свою очередь, требует от мирового сообщества совершенствования теоретико-правовых основ противодействия преступлениям, совершаемым в заявленной области путем достижения взаимосогласованного восприятия государствами - членами мирового сообщества единообразного понятийного аппарата по линии противодействия транснациональной преступности в сфере информационных технологий, а также заключения универсального международного договора, призванного в значительной степени повысить эффективность межгосударственного взаимодействия в заявленной сфере. Показательное международно-правовое значение здесь отводится обеспечению всестороннего международного сотрудничества в сфере противодействия преступности на основе доверительных, партнерских отношений между государствами. Российская Федерация в параметрах последовательного внешнеполитического курса на поддержание международного правопорядка вносит немалый вклад в дело противодействия транснациональной преступности в сфере информационных технологий, главным образом путем подписания региональных международных договоров, а также разработки проекта универсальной конвенции.
|
|||
|