Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема детства в творчестве Куприна. Святочные рассказы Чудесный доктор, Тапёр.



Тема детства в творчестве Куприна. Святочные рассказы "Чудесный доктор", "Тапёр".

Малая проза А. И. Куприна - заметное явление в литературном процессе начала ХХ века. Обращение к наследию писателя заслуживает особого внимания, поскольку отечественное литературоведение изобилует разнообразием, а иногда и противоречием суджений критиков о художественной ценности рассказов, повестей и романов автора. Активизация исследовательских работ о прозе А. И. Куприна за последнее десятилетие свидетельствует о переосмыслении его творчества только с идеологических позиций, о слабом изучении периода эмиграции советским литературоведением, а также о совершенствовании тем, форм и методики анализа текста.

Детство А. И. Куприна было тяжёлым. Пребывание с матерью во Вдовьем доме в Москве, обучение в Московском Разумовском пансионе стали суровой жизненной школой, обострили восприимчивость, сформировали волю Александра. Гамма впечатлений («жгучие детские скорби») нашла творческое отражение в малой прозе писателя.

А. И. Куприн глубоко исследовал жизнь. Его интересовали разные люди: портовые работники, господа, воры, врачи, уличные музыканты. Знания о жизни автор почерпнул из личного опыта. Ему часто приходилось менять место работы и должность: репортер, управляющий, грузчик, военный, псаломщик и др.

Широкая тематика текстов писателя продиктована повседневной жизнью: взаимоотношениями между членами семейства, отношениями взрослых и детей, любовью к животным, растениям и т. д.

Рассказ «Чудесный доктор» был написан Александром Ивановичем Куприным в 1987 году. Это рассказ об отчаянье, безысходности и чудесном спасении и выходе из трудной ситуации

История о «Чудесном докторе» повествует о жизни киевской семьи в подвале. Начинается текст с описания того, как голодные мальчуганы рассматривают витрину мясной лавки. Дальше драматизм углубляется. Читатель узнает, что у Мерцалова тяжело заболели жена и дочь Машутка. Безутешный отец семейства не знает, как им помочь. Заплаканные детские лица, грязь. Ни письмо, ни просьба жалких маленьких мальчиков не тронули черствое сердце швейцара. Общение персонажей часто происходит без слов: «поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах». Конец истории благополучный. Нашёлся отзывчивый доктор. Лаконичными и выразительными штрихами, тёмно-серыми тонами описал автор будни этой семьи. По-чеховски кратко и проникновенно запечатлена действительность.

Главной темой в произведении является тема доброты, взаимопомощи и человеколюбия. с одной стороны встреча Мерцалова и Пирогова – это чудесное стечение обстоятельств, но с другой, если бы добрых людей было больше, такие встречи могли бы стать закономерностью. То, что для одного непосильная задача, для другого – небольшой приятный пустяк, благодаря которому в лучшую сторону изменится чья-то жизнь.

Если бы профессор Пирогов не оказался рядом, судьба Мерцалова и его семьи могла бы сложиться очень печально. Каждый человек может попасть в трудную ситуацию, из которой без посторонней помощи выбраться очень тяжело.

В произведении автор пытается донести до нас, что чудо – это ни что-то мифическое, это дело рук самих людей. Любой человек может совершить чудесный поступок по отношению к другому человеку. Важно быть чутким и не проходить мимо чужого горя. В рассказе отчаянье и спасение находятся совсем рядом, но если нет человека, который протянет руку помощи другому, то между ними – пропасть.

Следующая история словно короткометражный фильм о жизни детей. Энергичная двенадцатилетняя Тиночка Руднева, запыхавшаяся, с разлетевшимися кудряшками на лбу, вся розовая от быстрого бега, напоминающая хорошенького мальчишку, своим молниеносным появлением заявляет о радостном детстве (рассказ «Тапер»). Её сменяет маленькая фигурка бледного, очень худощавого мальчика в подержанном мундирчике реального училища. Лицо некрасивое, но выразительное. Только большие серые глаза смотрели умно, твердо и не по-детски серьезно. Изящная, неуловимо небрежная и величавая простота игра пианиста, наполнили образ светом и величием. Писатель умело использует для оживления персонажей движения, мимику, манеры, краткое описание предметов одежды. Автор раскрывает образы детей, сопоставляя с другими, лаконично оценивая, характеризуя героев, демонстрирует своё отношение к ним.

Куприн написал произведение «Тапер» в начале 20 века, которое было опубликовано тогда же в газете. Писатель утверждал, что рассказ основан на реальных событиях. Так, Антон Рубинштейн, который являлся знаменитым пианистом и не менее славным композитором, был создателем нескольких опер и романсов, а также учителем и дирижером. Он был очень популярен и имел множество почитателей. В рассказе же Рубинштейн представлен нам как способный и талантливый юный пианист. А Азагаров Юрий – выдуманный персонаж.

Писатель неоднократно приходит к музыкальной теме в своих произведениях, например, в произведении «Скрипка Паганини» повествование ведется об уникальном скрипаче из Италии, о котором ходили слухи, будто он продал душу дьяволу в обмен на свою славу. А в «Соловье» описаны известные певцы Энрике Карузо и Тито Руффо.

Также он описывает событие из жизни Ивана Шаляпина в рассказе «Гоголь-моголь». Впрочем, наиболее музыкальным и неоднозначным произведением Куприна, которое отличается особой трогательностью и трагичностью, является рассказ «Гамбринус», посвященный неизвестному и талантливому скрипачу по имени Сашка, обретавшемуся в трактире в Одессе.

Жанр «Тапёра» Куприна — рассказ, и в примечании автор указал, что основан он на реальных событиях. Достоверности добавляет настоящая историческая личность, Антон Григорьевич Рубинштейн. Но вот главный герой произведения, тапёр, ставший знаменитым, всё же выдуман автором, хотя впечатлённые рассказом читатели часто пытаются найти биографию композитора по фамилии Азагаров или Агазаров.

Тем не менее написанный в 1900 году рассказ имел известный успех, он сразу же был опубликован в газете «Одесские новости» и получил положительные отзывы критиков. И более века спустя произведение остаётся актуальным. Его изучают в школе, в 5−6 классах, проходят по нему выборочные тесты, выписывают цитаты в читательский дневник, приводят выдержки в качестве аргументов в сочинениях.

По сути, рассказ состоит из двух частей. В первой части повествуется о семье Рудневых, и о том, какая царила в их семье атмосфера и настрой, а также об особой тяге членов семьи к различному искусству, и обо всех устраиваемых праздниках в семье. Непосредственно описываются семейные хлопоты перед праздником в честь символа Нового Года – елки. Обусловлены хлопоты были поиском тапера, с которым праздник был бы более хорош. Скандалов и ссор в семействе почти не бывает, а если случаются, то с ними разбирается Татьяна Руднева, средняя дочь.

Во второй же части произведения в доме Рудневых появляется юный пианист. Описывается встреча гостей Рудневых с уникальным искусством мальчика.

Действующие лица произведения «Тапер» – члены семьи Рудневых. В их доме нередко проводятся праздники. Причем поводом для увеселений может служить спонтанное желание главы семейства. Рудневы гостеприимны. Глава уважаемого семейства – Аркадий Николаевич – гурман, игрок и неудачливый предприниматель.

Однажды при организации очередного семейного праздника, на котором ожидается немало гостей, забывают пригласить музыкантов. Аркадий Николаевич отправляет за тапером. Горничная, выполняющая указание хозяина, исчезает на добрых три часа. Младшая дочь – непоседливая Тина – с нетерпением ждет музыканта. Ведь вечер вот-вот должен начаться, а тапера все нет.

Стоит заметить, что в ту эпоху в среде просвещенных и интеллигентных людей считалось традиционным пригласить на мероприятия музыкантов, которые бы создавали определенную атмосферу там. Среди приглашенных музыкантов не все были мастерами своего дела, и зачастую, таким образом, подрабатывали не очень опытные музыканты. Из-за этого этот вид подработки стал называться тапером, что в переводе с французского языка значит стук, или хлопки.

Смысл названия произведения кроется в том, что тапер – это пренебрежительное название подработки в качестве музыканта на различных праздниках, и писатель решил показать нам контраст между тем, чего ожидали от мальчика люди, и что он выдал. Юный музыкант оказался настоящим виртуозом. Он мастерски музицировал, чем покорил собравшееся в доме Рудневых общество.

Обзор рассказов о детях А. И. Куприна помогает проследить, как постепенно оттачивалась писательская зоркость, совершенствовалось искусство изящной социально-психологической характеристики. Трудно не согласиться с Т. Р. Пчелкиной, отметившей, что в структуре персонажей Куприна «внутреннее» является смысловой доминантой, что «купринский герой» является нетипичным для окружающего мира [2]. В проанализированных текстах нет резкого деления героев на отрицательных и положительных, добрых и злых. Куприн, передавая в прозе тончайшие оттенки человеческих переживаний, следует «чеховской» традиции использования скрытого психологизма.

Тема детства традиционна для русской литературы. Жизненные драмы юных героев: Серёжи, Васьки Ломакина, Гриши, Машутки, тапера - переполняют сердце читателя теплом и состраданием. Автор использует для создания реалистичных детских образов сжатые портретные эскизы, внутренний монолог, краткие диалоги, с помощью которых передаёт внутреннее состояние героев. Интерьер, пейзаж, музыка Бетховена, вальсы Шопена и рапсодии Листа дополняют картины жизни. В проанализированных рассказах А. И. Куприна нет подробных описаний предметной обстановки и самохарактеристики персонажей. Картина детства в прозе реалистична, насыщена контрастами. Она заставляет читателей думать, сопереживать, не теряться в экстремальной обстановке, любить людей, искусство, мир природы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.