Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Беларусь. Болгария. Венгрия. Косово. Молдова. Польша. Приднестровье



 

Тема занятия «Политическая карта мира и место на ней стран

Восточной Европы в конце XX - начале XXI века».

1. Политическая карта мира и место на ней стран Восточной Европы

Восточная Европа — это северо-восточная и центральная часть Европы, составляющая две трети под континента. Несмотря на большую территорию, в регионе проживает только треть от общего числа европейских жителей. При этом более 90% населения составляют славянские народности.

Климат более холодный и влажный, чем в Западной части Европы. Средняя годовая температура колеблется в пределах от -5 до +10 градусов. Плодородность почв высокая — в совокупности страны региона обладают наибольшим запасом чернозема в мире.

Какие страны входят в Восточную Европу:

Беларусь

Государство с населением более 9 млн человек, занимающее 207 тыс. кв. км. Столица и самый крупный город — Минск. Государственные языки — белорусский, русский. Более 80% населения относит себя к этническим белорусам. Однако этнологи считают, что состав носит более пестрый характер, включает поляков, немцев, русских, евреев, украинцев, латышей.

Болгария

В Болгарии проживает около 7 млн человек. Площадь страны составляет 110 тыс. кв. км. Столицей определен город София. Государственный язык — болгарский.

Венгрия

Страна, занимающая 93 кв. км, с населением 9,8 млн человек. Столица — Будапешт, официальный язык — венгерский.

Косово

Частично признанное государство со сложной политической ситуацией. Согласно конституции Сербии, Косово является ее частью. Однако на практике Сербия не контролирует Косово. С другой стороны, заселенные сербами северные территории Косово ему не подчиняются.

Столица — Приштина. Языки — сербский, албанский.

Молдова

Государство с населением 2,6 млн человек. Юридически площадь Молдовы составляет 34 кв. км, однако по факту около 12% территорий властями Молдовы не контролируются, принадлежат непризнанной Молдавской Приднестровской Республике.

Польша

Польша расположена в центральной части Европы на территории площадью 312 тыс. кв. км. В ней проживает около 40 млн человек. Столица — Варшава. Официальный язык — польский.

Приднестровье

Частично-признанное государство, расположенное на территории Молдовы, получившее название по своему расположению — на берегу Днестра. Официальное название — Приднестровская Молдавская Республика. Языки — молдавский, украинский, русский. Столица — Тирасполь.

Россия

Российская Федерация занимает на континенте Евразия 17,3 млн кв. км. Численность населения составляет порядка 146 млн человек. Столица — Москва. Государственный язык — русский. Состав населения многонациональный.

Румыния

Государство расположено на юго-востоке региона, имеет площадь 238 кв. км. Население составляет 19,4 млн человек. Столица — Бухарест, государственный язык — румынский.

Словакия

Словакия находится в центре региона, занимает 48 тыс. кв. км. Численность населения равна 5,4 млн человек. Главный город — Братислава. Официальный язык — словацкий. Государство является членом ЕС и НАТО.

Украина

Страна расположена и в центре, и на востоке Европы. Занимает территорию 603,5 тыс. кв. км. Население составляет 42 млн человек. Столица — Киев. Язык — украинский.

Чехия

Чехия — развитая страна, образовавшаяся в результате распада Чехословакии. Ее площадь достигает 78 тыс. кв. км, население — 10,7 млн человек. Столицей Чехии является город Прага — знаменитая на весь мир туристическая достопримечательность.

2. Экономика, социальная жизнь, политическое устройство стран Восточной Европы. (указать государства)

Страны Восточной Европы отличаются друг от друга по географическому положению, конфигурации, размерам территории, богатству природными ресурсами.

Из запасов природных ресурсов выделяются:

· уголь (Польша, Чехия),

· нефть и природный газ (Румыния),

· железные руды (Румыния, Словакия),

· бокситы (Венгрия).

В целом, нужно сказать, что регион испытывает дефицит в ресурсах, а кроме того, он является ярким примером «некомплектности» набора полезных ископаемых. Так, в Польше велики запасы каменного угля, медных руд, серы, но почти нет нефти, газа, железной руды. В Болгарии, наоборот, нет каменного угля, хотя значительны запасы медных руд, полиметаллов.

Климат умеренный морской, умеренно континентальный, на юге переходит в субтропический средиземноморский.

Восточная Европа: общая характеристика

По форме правления все страны Восточной Европы – республики.

Численность населения региона – около 130 млн чел., но демографическая ситуация, непростая во всей Европе, в Восточной Европе самая тревожная. Несмотря на проводимую в течение нескольких десятилетий активную демографическую политику, естественный прирост населения очень маленький (менее 2%) и продолжает уменьшаться. В Болгарии, Венгрии и других странах наблюдается естественная убыль населения.

Население Восточной Европы отличается сложным этническим составом, но можно отметить преобладание славянских народов.

Самые многочисленные народы Восточной Европы:

1. Поляки.

2. Румыны.

3. Венгры.

4. Украинцы.

Жители западной части региона исповедуют католицизм, восточной и юго-восточной – православие.

Самой мощной экономикой в регионе обладает Польша.

По уровню урбанизации лидирует Чехия – 75%. В регионе достаточно много городских агломераций, крупнейшие из них – Верхне-Силезская (в Польше) и Будапештская (в Венгрии).

Страны Восточной Европы сегодня не характеризуются ярко выраженным социально-экономическим единством. В настоящее время большинство стран Восточной Европы показывают рост экономики.

Наилучшие показатели роста экономики в последние 20 лет демонстрирует Чехия

Вследствие дефицита запасов нефти эта область ориентирована на уголь, большая часть электроэнергии вырабатывается на ТЭС (более 60%), но важное место также принадлежит ГЭС и АЭС. В регионе построена одна из крупнейших АЭС – «Козлодуй» в Болгарии.

В послевоенное время отрасль активно росла и развивалась во всех странах региона, причем цветная металлургия опирается в основном на собственное сырье, черная – на импортное.

Отрасль также представлена во всех странах, но наиболее развита в Чехии (в первую очередь, станкостроение, выпуск бытовых приборов и вычислительной техники); Польша и Румыния выделяются выпуском металлоемких машин и конструкций; кроме того, в Польше развито судостроение.

Химическая промышленность региона сильно отстает от западноевропейской вследствие отсутствия сырья для самых передовых отраслей химии – нефти. Но все же можно отметить фармацевтику Польши и Венгрии, стекольную промышленность Чехии.

В структуре хозяйства стран Восточной Европы произошли, под воздействием НТР, значительные изменения: возникли АПК, происходила специализация с/х производства. Наиболее отчетливо она проявилась в зерновом хозяйстве и в производстве овощей, фруктов, винограда.

Структура хозяйства региона неоднородна: в Чехии, Словакии, Венгрии, Польше доля животноводства превышает долю растениеводства, в остальных – соотношение пока обратное.

Вследствие разнообразия почвенно-климатических условий можно выделить несколько зон растениеводства: повсеместно выращивается пшеница, но на севере (Польша, Эстония, Латвия, Литва) важную роль играют рожь и картофель, в центральной части субрегиона культивируются овощеводство и садоводство, а «южные» страны специализируются на субтропических культурах.

Главные культуры, выращиваемые в регионе, – пшеница, кукуруза, овощи, фрукты.

Основные пшенично-кукурузные районы Восточной Европы сформировались в пределах Средне- и Нижнедунайской низменностей и Дунайской холмистой равнины (Венгрия, Румыния, Болгария).Наибольших успехов в зерноводстве добилась Венгрия.

3. Проблемы региона и пути их решения. Внешнеполитические связи стран Восточной Европы.

- Рост национализма. Ответной реакцией Европы стала вторая волна национализма (первая была в 20-30-е годы XX века). Популярность ультраправых и правых партий и движений в Европе очень быстро растёт. Например: в 2010 году в Нидерландах "Партия свободы" заняла третье место, получив более 15% голосов, в 2010 году венгерская национал-консервативная партия "Фидес" получила более 52% голосов, ультранационалистическая партия "За лучшую Венгрию" получила 17% голосов избирателей, в Швейцарии запретили строить минареты, идею выдвинула «Швейцарская народная партия", её поддержали более 57% швейцарцев.

Все основные лидеры Европы, главы правительств во Франции, Англии, Германии, Голландии признали провал политики мультикультурности.

Таким образом, народы Европы психологически подготовлены к новым межцивилизационным войнам.

- Экономический кризис. Экономика ЕС держится на Германии и Франции, но вечно это продолжаться не могло, первыми на грани банкротства оказались Греция, Ирландия, Португалия и Испания. Но и ряд других стран также в кризисе, не зря они все спешно сокращают государственные расходы, расходы на оборонные нужды, увольняют государственных служащих.

В Лондоне 26 марта прошли демонстрации, в которых участвовало более 500 тыс. человек, причиной стало урезание бюджетных расходов. В итоге даже начались волнения. Более 200 человек было арестовано. 6 апреля Португалия обратилась к ЕС за финансовой помощью, МВФ и ЕС предварительно договорились предоставить кредит Португалии в размере 80 млрд. евро. Госдолг Бельгии достиг 100% от ВВП (400 млрд. евро) и в 2012 году, по прогнозу экспертов, составит уже 102% – это третье место после Греции и Италии.

Правителям Европы, как и США, больше нет нужды поддерживать высокий уровень жизни европейцев и наличие большого среднего класса, уровень жизни европейцев будет падать и дальше. В итоге упадет как минимум вдвое.

Жак Аттали считает, что уже в 2012-2013 годах острейший экономическо-финансовый кризис в итоге приведёт к политическому кризису и распаду Еврозоны.

По мнению российского эксперта М. Хазина, кризис скорее всего похоронит ЕС. Вполне вероятен распад на индустриальный Север - это, в первую очередь, Германия, Швеция, Швейцария, Франция и северная Италия. И преимущественно сельскохозяйственный Юг, где большую роль играет ещё и туризм: Греция, Испания, Италия, Португалия. Естественно, больше никто не будет содержать и страны третьего типа, в основном, это страны, входившие в бывшую мировую систему социализма. Все реальное производство в этих странах уничтожено (поскольку оно входило в советскую систему разделения труда), а доходы граждан поддерживались за счет роста цен на недвижимость и дотаций ЕС.

- Угроза распада ряда стран. Под угрозой не только судьба Европейского Союза, но и нескольких стран. Противоречия между лидерами нидерландоязычной Фландрии и франкоговорящей Валлонии практически неразрешимы. Бельгия может распасться на две части. В Великобритании может отделиться Шотландия и Уэльс.

Первый кандидат на распад – это Испания, такие регионы, как Баскония и Каталония, уже давно требуют большей автономности. Сепаратистские, националистические настроения присутствуют в Андалусии, Галисии, Астурии, есть и канарский национализм (Канарские острова потребовали автономии ещё в 1933 году). «Железная рука» Франко дала обратный результат, теперь «палку перегибают» в другую сторону, испанские власти всячески потворствуют сепаратистам и регионалистам, в ходе борьбы за парламент правящая партия покупает лояльность региональных депутатов обещаниями об усилении автономии и всегда выполняет эти обещания. В Каталонии уже есть своя полиция, в Басконии «зародыш» армии. В итоге Испания может развалиться на множество независимых государств.

- Проблема старения и сокращения белого населения. По данным ООН к 2050 году население Германии сократится с 82 миллионов человек до 71 миллиона, в Италии - с 57,5 миллиона до 43 миллионов человек, в Испании - с 40 миллионов до 31 миллиона.

 

4. Интеграционные процессы, их цель и формы стран Восточной Европы.

Когда существовал социалистический лагерь, то была предпринята попытка объединить их в единый блок не только политически, но и экономически. Организацией, регулирующей экономическую деятельность социалистических стран, стал созданный в 1949 Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Его следует признать первым послевоенным интеграционным блоком, опередившим появление ЕЭС. Первоначально он создавался как организация социалистических стран только Восточной Европы, но позже в него вошли Монголия (1962), Куба (1972) и Вьетнам (1978). Если сравнивать СЭВ с другими интеграционными блоками по доле мирового экспорта, то он находился в 1980-е на втором месте, далеко отставая от ЕЭС, но опережая следующий за ним ЕАСТ, не говоря уже о блоках развивающихся стран. Однако за этими внешне привлекательными данными скрывались серьезные пороки «социалистической» интеграции. Поэтому уже в 1960-1970-е позитивный потенциал развития СЭВ оказался исчерпан, в дальнейшем товарооборот стран Восточной Европы с СССР и друг с другом начал постепенно снижаться, а с Западом, наоборот, расти.

Распад СЭВ в 1991 показал, что тезис советской пропаганды об интегрированности национальных социалистических экономик в единую целостность не выдержал испытания временем. Помимо чисто политических факторов, главной причиной распада СЭВ стали те же причины, из-за которых не функционируют большинство интеграционных группировок стран «третьего мира»: ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Социалистические страны Восточной Европы свое участие в СЭВ использовали для стимулирования своего экономического развития в основном за счет материальной помощи СССР - в частности, через поставки дешевого (в сравнении с мировыми ценами) сырья. Когда же правительство СССР попыталось ввести в СЭВ оплату товаров не по условным, а по реальным мировым ценам, то в условиях ослабевшего политического диктата бывшие советские сателлиты предпочли отказаться от участия в СЭВ. Они создали в 1992 собственный экономический союз, Центрально-европейское соглашение о свободной торговле (CEFTA), и начали переговоры о вступлении в ЕС.

В 1990-2000-е надежды на экономическую интеграцию России со странами Восточной Европы оказались окончательно похороненными. В новых условиях некоторые возможности для развития экономической интеграции сохранялись только в отношениях между бывшими республиками СССР.

Первой попыткой создания на постсоветском экономическом пространстве нового жизнеспособного экономического блока был Союз независимых государств (СНГ), объединивший 12 государств - все экс-советские республики, кроме стран Балтии. В 1993 в Москве все страны СНГ подписали договор о создании Экономического союза для формирования на рыночных основах единого экономического пространства. Однако когда в 1994 была предпринята попытка перейти к практическим действиям, создав зону свободной торговли, то половина стран-участниц (включая Россию) посчитали это преждевременным. Многие экономисты полагают, что СНГ и в начале 2000-х выполняет главным образом политические, а не экономические функции. На неудачу этого опыта повлияло во многом то обстоятельство, что интеграционный блок попытались создать в разгар затяжного экономического спада, длившегося почти во всех странах СНГ до конца 1990-х, когда преобладали настроения «каждый сам за себя». Начало экономического подъема создало более благоприятные условия для интеграционных экспериментов.

Следующим опытом экономической интеграции стали российско-белорусские отношения. Близкие отношения России и Белоруссии имеют не только экономическую, но и политическую основу: из всех постсоветских государств Белоруссия в наибольшей степени симпатизирует России. В 1996 Россия и Белоруссия подписали Договор об образовании Сообщества суверенных республик, а в 1999 - Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления. Таким образом, не пройдя последовательно всех интеграционных ступеней (не создав даже зоны свободной торговли), обе страны сразу приступили к созданию политического союза. Такое «забегание вперед» оказалось не слишком плодотворным - по мнению многих экспертов Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. - М., НП «III Тысячелетие». 2001., Союзное государство России и Белоруссии существует в первые годы 21 в. скорее на бумаге, чем в реальной жизни. Его выживание в принципе возможно, но необходимо подвести под него прочную основу - пройти последовательно все «пропущенные» ступени экономической интеграции.

Таким образом, на постсоветском экономическом пространстве действуют как факторы притяжения (прежде всего, заинтересованность в рынках сбыта для товаров, малоконкурентных на Западе), так и факторы отталкивания (экономическое неравенство участников, различия их политических систем, стремление избавиться от «гегемонизма» крупных и сильных стран, переориентироваться на более перспективный мировой рынок). Лишь будущее покажет, будут ли доставшиеся от советской эпохи интеграционные связи продолжать отмирать или удастся найти новые опоры для экономического сотрудничества

5. Отношения с Россией стран Восточной Европы.

Формирование отношений между Российской Федерацией и странами Восточной Европы происходило в условиях серьезных социально-экономических преобразований во всех странах, переориентации их внешних связей. Отношения между Россией и этими странами и сейчас, в первом десятилетии XXI в., нельзя охарактеризовать как нормальные и конструктивные. Для политических отношений часто характерны недоверие и подозрительность обеих сторон. Со стороны восточноевропейских государств это обусловливается недавним историческим опытом, неопределенностью будущего России. С российской стороны вызывает настороженность вступление большинства стран Центральной и Юго-Восточной Европы в НАТО. Только к концу первого десятилетия XXI в. появляются обнадеживающие тенденции улучшения отношений.

Почти со всеми странами Россия расширяет региональное, инвестиционное сотрудничество, растет число создающихся крупных инфраструктурных объектов. Расширение контактов на всех уровнях между Россией и странами Восточной Европы, а также динамика экономических отношений между ними позволяют сделать вывод о завершении былого этапа «отчуждения» и начале качественного нового этапа в их взаимоотношениях. Стабильная прагматическая база этих отношений открыла новые возможности для широкого политического диалога и сотрудничества со всеми государствами ЦВЕ. Практически завершено обновление договорно-правовых основ отношений России со странами ЦВЕ. Становятся регулярными встречи на правительственном и парламентском уровнях, устанавливаются отношения между общественными организациями, возобновляются культурные связи.

Территориальная близость, традиции давних исторических связей, а главное - интересы взаимовыгодного сотрудничества сегодня и завтра все больше приводят и Россию, и страны ЦВЕ к осознанию необходимости развития всесторонних добрососедских отношений: и политических, и экономических, и научных, и культурных.

Восточная Европа – это новая геополитическая реальность. Географически расположенная между Российской Федерацией и Европейским союзом, она обладает целым рядом интересных черт. Это и осознание каждой из трех стран своей культурной, цивилизационной принадлежности к Европе, и ориентация на создание национального государства как важнейшей задачи. И здесь один из наиболее интересных примеров – это Белоруссия. С учетом расположения и позиции России основой политики безопасности Украины и Молдавии де-факто становится «нейтралитет» между НАТО и РФ. Это, скорее, квазинейтралитет: холодной войны, противостояния между Россией и Западом в Европе нет.

Уход России из Восточной Европы сопровождается ростом конфронтации с восточноевропейскими странами. Эта конфронтация влечет за собой рост политических рисков на пространстве Казахстана–Средней Азии–Закавказья–Украины. В частности, в случае прекращения транзита российской нефти через Беларусь неизбежен приход в Беларусь нефти через Украину из региона Каспийского моря. Таким образом, при любом развитии ситуации вокруг белорусских нефтепроводов они сохранят стратегическое значение для РФ. Сегодня они работают на укрепление политической роли России в Восточной Европе и сдерживание напряженности в регионе Каспия.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.