![]()
|
|||
Образцы ситуаций для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося
Образцы ситуаций для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося Ситуация 1. Современным специалистам нужны следующие качества. 1) Наличие глубоких макроэкономических познаний. 2) Детальное знание рынка, законов его развития, специфики и динамики рыночных отношений в России и в других странах. 3) Стремление к доскональному освоению узкой специальности, являющейся для конкретного работника основной. 4) Свободная ориентация совокупности рыночных отношений, в их взаимозависимости и взаимообусловленности. Кроме того, обязательны такие качества, как предприимчивость, ответственность, честность, принципиальность, скромность, физическое здоровье. Вопросы: 1) Какими дополнительными качествами надо обладать современному специалисту, чтобы он был на «высоте положения»? 2) Какие особые качества необходимы специалисту в России?
Ситуация 2. Конфликты в коллективе могут стоить менеджеру немалых нервов, фирме - убытков. Поэтому лучше, если руководителю удается вовремя их распознавать и сделать соответствующие выводы. Признаки конфликтов, как правило, одни и те же: - дело, над которым работает коллектив, перестает быть общим. Каждый трудится сам по себе. Дружеская помощь оказывается «не в ходу»; - сотрудники перестают доверять друг другу, делиться рабочими и личными планами; - во время разговоров сотрудников большое внимание уделяется негативным фактам. Собеседник скорее выскажет замечание в адрес коллеги, чем тепло отзовется о нем. Каждый из этих признаков - серьезный настораживающий сигнал, но уладить конфликт еще не поздно. Для этого придется чуть-чуть изменить принятый вами режим работы. Например, распределять задания не «тет-а-тет», а на общем собрании, ввести в практику открытый обмен мнениями, регулярное совместное подведение итогов. Иногда и руководитель, сам того не замечая, может спровоцировать конфликт. Поэтому, прежде чем начинать действовать, проанализируйте собственное поведение. Помните: вам в качестве руководителя недопустимо: - скрывать какую-либо деловую информацию от своих подчиненных; - высказывать особое расположение кому-либо из сотрудников; - безропотно отдавать людей «на растерзание» вышестоящему начальству; - недооценивать профессионализм своих коллег. Вопросы: 1) Что должен делать менеджер для того, чтобы в коллективе не возникало конфликтных ситуаций? 2) Если уж конфликтная ситуация стала реальностью, то как управлять? 3) Каковы должны быть ваши действия как менеджера при разрешении конфликта?
Ситуация 3. В практике менеджмента известны два основных способа руководства людьми: через прямое использование власти или через отказ от нее. Вопросы: 1) какой способ управления сотрудниками фирмы вы полагаете предпочтительным: приказывать или советоваться с подчиненными, как эффективнее решить ту или иную проблему? Поясните свой выбор. 2) В чем вы видите преимущества неформального управления по сравнению с директивным?
Ситуация 4. В российской практике бизнеса все чаще используются различные нововведения в мотивации труда, чтобы сделать его более плодотворным, эффективным. Среди таких инноваций - установление для конкретного работника нестандартного, льготного рабочего режима. Этот вид мотивации у нас используется пока мало. Тем не менее он считается одним из эффективных, особенно на малых частных предприятиях, среди лиц таких профессий, как врачи, юристы, преподаватели, управляющие, технические работники, и в сфере обслуживания. Работники назначают себе рабочие часы по своему усмотрению, лишь бы они устраивали компанию и их было достаточно, чтобы выполнить требуемую работу. Один трудится с 8 до 16 час, другой - с 12 до 20 час. Если вы справляетесь с работой скорее, ваше дело - идти домой или работать дополнительно. В некоторых компаниях имеется четыре или даже пять смен. Иногда гибкие смены приводят к сокращенной рабочей неделе, обычно четырехдневной, с тремя выходными. Некоторые компании установили «материнские смены», которые приспособлены к часам посещения школы детьми. Женщина не покидает организацию во время вынашивания и раннего воспитания детей. Многие предприятия дают возможность студентам работать во время «окон» в их учебных расписаниях. Гибкие смены снижают уклонение от работы, опоздания и текучесть рабочей силы, повышают настроение и производительность труда. Вопросы: 1) Если руководство фирмы предложило бы вам гибкий график трудовой деятельности, как бы вы на это отреагировали и почему? 2) Как вы полагаете: в чем интерес руководства компании при предоставлении работникам льготного режима работы? 3) Если бы вы были руководителем, то каким образом организовали бы работу по контролю за количеством и результатами труда сотрудников?
Ситуация 5. Менеджер должен уметь нравиться людям, вызывать у них положительные эмоции. Проанализируйте следующие предложения: 1) Вырабатывайте у себя положительное отношение к своим ближним. 2) Относитесь к окружающим с интересом. 3) Внимательно слушайте собеседника. 4) Пытайтесь поставить себя на место другого. 5) Всегда будьте готовы оказать другому помощь. 6) Признавайте достижения и сильные стороны других людей, выражая это, например, комплиментами. 7) Чаще называйте в разговоре своего собеседника по имени. 8) Ведите себя вежливо и корректно по отношению к окружающим. 9) Будьте в общении непринужденны и естественны. 10) По возможности настраивайтесь на радостный и оптимистический лад. 11) Будьте энергичны и уверены. 12) Выражайте свои мысли точно и внятно. 13) В беседе с окружающими чаще употребляйте местоимения «ты» и «вы», а не «я» и «мы». 14) Критические замечания высказывайте сдержанно и доброжелательно. 15) Постоянно повышайте свой образовательный уровень. Вопросы: 1) Что из предложенного вы уже применяете и что намерены использовать в ближайшее время? 2) Какие еще соображения в формировании личного «имиджа» представляются вам важными?
|
|||
|