Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Экономики и Управления персоналом»

 

Вопрос

По дисциплине «Правоведение»

На тему «Источники и формы права»

                                                  

                                              Специальность Управление Персоналом

                              Выполнила:студентка 21ЭП1 группы 1 курса

Юскаева Карина Ринатовна

 

 

 

Пенза

2021

Юскаева

Источники права – это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех.

Источником права является объективная реальность. Его начало заложено в человеческой жизни. Когда право приобретает юридическую силу, у него должна быть доступная форма выражения. Формой права называют внешнюю форму выражения права. Источники права – это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех. За все время существования права, было произведено много разных форм его закрепления. Группа основных источников права состоит из следующих элементов: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт и естественные права. Правовой обычай – это первая форма права в истории. Правовой обычай широко использовался в эпоху феодализма, а возник он в глубокой древности. Его можно считать обычаем, санкционированным государством.

Судебный прецедент еще принято называть юридическим прецедентом. Иными словами – это право судей или судебное право. В данном случае прецедент является судебным решением по определенному юридическому делу. В таких странах как Англия, США, Канада, Австралия судебный прецедент является одним из важных источников права.

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, выраженный в письменной форме, который принимается компетентными государственными органами. Естественные права – это врождённые и права человека, официально признанные государством и закрепленные в Конституции РФ. Сферы общественной жизни, можно назвать предметами ведения, находящиеся в распоряжении одной или другой власти. Нормативные акты

 

Юскаева

делятся на 2 вида: законы и подзаконные акты. Основой такой классификации

послужила юридическая сила нормативного акта. Юридическая сила – свойство официального документа, придаваемое ему издавшим его органам и порядкам оформления.

Нормативно-правовые акты издаются органами местного самоуправления в форме решений. Закон – это нормативно – правовой акт, который принимается органами законодательной власти и обладает высшей юридической силой. Все законы РФ по своей компетенции подразделяются на федеральные законы ( действия идут на всей территории страны) и законы субъектов РФ (масштаб их действия – только территория субъекта Федерации). Так же по значимости законы принято разделять на четыре группы: 1) На самой вершине находится Конституция РФ. Это основной закон государства; 2) На ступеньку ниже располагаются федеральные конституционные законы. Они регулируют вопросы, относящиеся к правовым основам государства; 3) В третью группу входят текущие федеральные законы. Они регулируют всю массу остальных важнейших сторон общественных отношений. 4) Законы субъектов Федерации.

Подзаконный акт – правовой акт органа власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Подзаконные акты исходят не от законодательной власти. Их принимают органы исполнительной власти.

Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают указы и распоряжения Президента РФ. Правительство РФ, а так же правительство субъектов Федерации, издают нормативные акты в форме постановлений. Министерства, федеральные службы, агентства и другие центральные ведомства издают инструкции и постановления. Все остальные

 

Юскаева

законы и подзаконные акты должны приниматься и издаваться только в соответствии с Основным законом, они не могут ему противоречить.

Форма права - специфическое выражение правовых норм, приданием им свойства общеобязательности путем официального закрепления их содержания.
Форма права - специфическое выражение правовых норм, приданием им свойства общеобязательности путем официального закрепления их содержания.
Правило поведения становится юридической нормой после того, как оно облечено в правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте и становится обязательной для исполнения.

Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» - истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

Виды источников права:

1. Правовой обычай - исторически первый источник права - первые законы государства представляли собой санкционированные им обычаи. Обычай приобретает правовой характер после его признания и одобрения государством.

2. «Правовой прецедент» - решение судебных или административных органов

 

Юскаева

по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное

правило при рассмотрении аналогичных дел.
3. Нормативные договоры - это юридические акты, закрепляющие волеизъявление сторон по поводу взаимных прав и обязанностей.

4. Судебная практика - это вторичный источник права, дополняет закон.

5. Религиозные нормы - в первую очередь играют роль в теократическом государстве - принимаемые законы не могут противоречить религиозным нормам.

6. Нормативный правовой акт - акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права, принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а также состоящий в иерархических отношениях с другими актами.

7. Правовая доктрина (теории, учения) - в Древнем Риме суды обязаны были ссылаться при вынесении решений на работы пяти наиболее известных римских юристов - Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана и Модестина. Отечественная наука и практика не признают юридическую доктрину официальным источником права - судья при рассмотрении конкретного дела не вправе в основание своего решения ссылаться на труды ученых или их комментарии.

8. Общие принципы права – отправные, исходные начала правовой системы. При отсутствии законодательной нормы происходит отсылка на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права.


Юскаева

 Правовому обычаю, как одному из источников права, присущ ряд следующих

специфических черт, отличающих ею от других источников:

1. Продолжительность существования

2. Устный характер

3. Формальная определенность

4. Локальный характер


5. Санкционированность государством

Необходимыми основаниями и условиями функционирования юридического прецедента в качестве обязательного источника права являются:

1. Наличие механизма опубликования судебных отчетов, что предполагает общеизвестность прецедентов;

2. Существование оптимальной системы профессиональной юридической подготовки;

3. Эффективно действующая иерархическая судебная власть;

4. Нормативность его содержания;

5. Признание со стороны государства.

Современный нормативный правовой акт обладает следующими признаками:

Юскаева

1. Издается компетентным государственным органом или непосредственно народом в определенном процедурном порядке;

2. Имеет государственно-властный характер;

3. Охраняется государством, в том числе в принудительном порядке;

4. Обладает юридической силой, т. е. способностью реально действовать и порождать юридические последствия;

5. Существует в документальной форме, имеет установленную форму и реквизиты, снабжен указаниями о времени и месте принятия, а также подписями надлежащих должностных лиц, разбит чаще всего на части, разделы, главы, параграфы, статьи и т. п.; содержит четкие положения о том, на какую территорию или какой круг лиц распространяется действие данного акта;

6. Является частью строгой иерархии и системы права.

Система нормативных правовых актов образует иерархический структурный ряд, в котором каждый из его элементов занимает определенное место. Этот структурный ряд состоит из четырех элементов:

1. федеральные законы;

2. указы Президента РФ;

3. постановления Правительства РФ;

Юскаева

4. нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти.
По вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов образуется иерархический структурный ряд, состоящий из восьми элементов:

1. федеральные законы;

2. указы Президента РФ;

3. постановления Правительства РФ;

4. законы субъектов РФ;

5. нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти;

6. нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

7. нормативные акты органов местного самоуправления;

8. локальные нормативные акты.

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации.

Конституция РФ является принята 12 декабря 1993 года по итогам всенародного голосования, и закрепляет широкий круг прав и свобод человека, соответствующий современным мировым стандартам и положениям

Юскаева

международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод человека относятся, в частности, право каждого человека на жизнь, на личное достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.