Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Беседа в 10-А классе. Я в ответе за свои поступки»



Беседа в 10-А классе

« Я в ответе за свои поступки»

 

Цель: распространение правовых знаний и разъяснение существующего правопорядка.

Задачи:

1. Выработка у подростка не только правовой убежденности, но и ориентация правового сознания личности на творческую инициативу в сфере прав и обязанностей.

2. Привитие чувства долга к соблюдению основных прав и обязанностей граждан

Поведение человека в обществе регулируется различными нормами - прежде всего моральными и юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой необходимость отвечать перед обществом, законом. В этом - одна из важных граней понятия - ответственность. Взрослый человек обладает всей полнотой ответственности. А каков объем ответственности несовершеннолетних? За что отвечаешь ты, еще не достигший 18 лет?

О том, как несовершеннолетний должен относиться к своим правам и обязанностям, какие виды ответственности существуют и в чем они выражаются, мы и поговорим сегодня. Что же значит слово "ответственность"?

Правонарушение - прямое следствие бездуховности, бескультурья, стремления к легкой жизни. Несоблюдение правовой нормы называется правонарушением. Правовая норма может запрещать как действие, так и бездействие, если последнее приводит к общественно опасным последствиям. Самый тяжелый, опасный для общества вид правонарушения - преступление, то есть нарушение нормы уголовного права. К правонарушениям относят также административные и дисциплинарные проступки, нарушения гражданского, семейного, жилищного и другого законодательства. Совершение правонарушения влечет за собой юридическую ответственность. Этот вид ответственности выражается в необходимости отвечать за нарушение правовых норм. Существует несколько видов юридической ответственности. Российским правом предусмотрены уголовная, административная, дисциплинарная и др. виды юридической ответственности. Мы с вами поговорим сегодня об уголовной ответственности несовершеннолетних. В нашей стране подрастающее поколение окружено всеобщей заботой. Государственные органы и общественные организации делают все, чтобы молодые люди получали всестороннее развитие, росли духовно богатыми, нравственно чистыми, физически совершенными. Особое внимание государство уделяет борьбе с правонарушениями несовершеннолетних. В этих закрытых учебно-воспитательных учреждениях они учатся, работают, участвуют в общественной деятельности. За воспитанниками осуществляется строгий надзор, они обязаны неукоснительно подчиняться требованиям специального режима. Итак, на подростков, отклоняющихся в своем поведении от норм жизни, наше общество, прежде всего, старается воздействовать воспитательными мерами, предоставляя им возможность для исправления. Однако не все несовершеннолетние правильно понимают гуманную правовую политику нашего государства. Некоторые из них, несмотря на предупреждения, повторно совершают правонарушения; поступки других нельзя квалифицировать иначе, как тяжкое преступление. В таких случаях в действие вступает уголовный закон, предусматривающий различные виды уголовного наказания. Уголовное наказание в нашей стране выполняет не только функцию кары, принуждения, но имеет и воспитательное значение. Уголовная ответственность, как форма принуждения, в применении к несовершеннолетним преследует цель вернуть их на правильный путь, показать пагубность, опасность для них самих и для общества, их преступных деяний. Назначая уголовное наказание, суд исходит из того, что несовершеннолетний правонарушитель осознает противоправность своего поступка и сделает из случившегося соответствующие выводы на будущее. Уголовную ответственность несут не все дети несовершеннолетние, а только те, которые достигли определенного возраста. Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет. Их перечень строго ограничен, к ним относятся:

· убийство;

· умышленное причинения тяжкого вреда здоровью, средней тяжести;

· похищение человека,

· изнасилование,

· насильственные действия сексуального характера,

· разбой,

· кража,

· грабеж,

· вымогательство,

· угон,

· злостное хулиганство;

· умышленное уничтожение или повреждение имущества, повлекшее тяжкие последствия;

· хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых или наркотических средств;

· заведомо ложное сообщение об акте терроризма,

· вандализм и др.

У многих подростков могут возникнуть естественные сомнения: перечисленные преступления настолько серьезны, что трудно представить себе ребят, которые могли бы их совершить. Однако практика показывает, что такие случаи, хоть и редко, но бывают. И подчас серьезное преступление начинается с шалости.

Семиклассник Геннадий Ж. давно мечтал пострелять из отцовского охотничьего ружья. Но отец запрещал это делать, потому что несовершеннолетние не имеют права пользоваться огнестрельным оружием. Дождавшись, когда дома никого не было, он взял из сейфа ружье, набил карманы патронами и отправился в рощу, устроил из консервной банки мишень и принялся упражняться в стрельбе. Оказавшийся рядом рабочий сделал подростку замечание и посоветовал отнести ружье домой. Подросток не послушался и продолжал стрелять. Тогда рабочий попытался отнять у него ружье, чтобы отнести его участковому инспектору. Завязалась борьба. Дуло ружья оказалось на уровне груди рабочего. Мальчик случайно нажал на курок, раздался выстрел. Рабочий был смертельно ранен и через день скончался в больнице. Неосторожное убийство? Да. Но обратите внимание на то, что к нему привело. Подросток нарушил правила пользования огнестрельным оружием, он не имел права пользоваться ружьем. Рабочий пытался пресечь преступную шалость подростка, выступил в роли защитника закона. Несовершеннолетний совершил второй проступок, не подчинившись справедливому требованию взрослого. Выстрел, унесший человеческую жизнь, был в какой-то мере следствием этой цепочки правонарушений. Когда у человека случается сердечный приступ, его жизнь зависит от того, как скоро прибудет медицинская помощь. Вы бежите к таксофону. Вот она будка. Но, что вы видите? С аппарата свисает сиротливо обрезанный провод. Трубки тоже нет. Кто-то варварски испортил телефон, "позаимствовал" трубку. Вы бежите к следующему телефону, теряете время, а больной остается один на один со своей болезнью. Далеко не всегда запоздалая помощь может спасти ему жизнь. Подростки, которые портят телефонные аппараты, срезают трубки, делают ложные сообщения о готовящихся террористических актах, отнюдь не шалуны, не озорники, даже если им самим это кажется всего лишь развлечением. Они совершают уголовное преступление, повреждают и похищают государственное имущество, мешают людям пользоваться общественной телефонной связью. Тот, кто портит телефонный аппарат, может косвенным образом способствовать гибели человека, не получившего вовремя медицинскую помощь. Не менее опасны для людей и такие "игры", как бросание камней в окна электричек, подкладывание на рельсы различных предметов. Подростки, которые видят в этих действиях признак какой-то особенной смелости, забывают о том, что, играя подобным образом, они наносят государству большой материальный ущерб, создают опасность для здоровья пассажиров. Органы милиции ведут борьбу с этими правонарушениями, но важно вам самим осознать общественную опасность подобных действий, понять, что целясь камнем в окно проходящего поезда, мешая его движению, они поднимают руку на все общество, становятся его врагами, преступниками.

      Самым распространенным преступлением среди несовершеннолетних является кража.Младшие подростки, совершающие такие преступления, как хулиганство, кража, грабеж, чаще всего идут на поводу у более взрослых друзей по уличным компаниям, которые бессовестно используют их в своих корыстных целях. Младшие члены таких отрицательно направленных групп ошибочно считают, что послушание старшим, даже самым испорченным - это закон дружбы. Многие из них не находят в себе силы, чтобы отказаться от того, что их заставляют делать. Им льстит фальшивое доверие старших. А оно оказывается, как правило, обыкновенной спекуляцией на дружбе, чтобы выгородить себя, облегчить достижения своих низменных целей. В судебной практике известны случаи, когда взрослые члены уголовных групп заставляли несовершеннолетних друзей брать на себя чужую вину, сознаваться в том, что совершили другие. Такова истинная цена дружбы, которую навязывают несовершеннолетним и опытные правонарушители. Об этом не стоит забывать ребятам, доверчиво присоединяющимся к сомнительным уличным компаниям. Как показывают исследования, далеко не все подростки осведомлены о том, с какого возраста наступает уголовная ответственность. Многие из них считают, что предстать перед судом за правонарушения могут только совершеннолетние, т.е. достигшие 18 лет. Некоторые учащиеся не имеют четкого представления, что за правонарушения уголовную ответственность несут они сами. Иные полагают, что за их проступки должны отвечать взрослые. Так, на вопрос: кто должен нести ответственность за хулиганство несовершеннолетних? - лишь 17 % из 2000 школьников ответили: "Сами несовершеннолетние". Порою на уроках, на лекциях ученики задают вопрос: почему несовершеннолетние подлежат уголовной ответственности, ведь они же еще не стали взрослыми? При определении возраста, с которого наступает уголовная ответственность, действующее законодательство учитывает прежде всего возрастные возможности и особенности несовершеннолетних. 14 лет- это старший подростковый возраст. Достигнув его, ребята уже вполне осознают последствия своих действий и поступков. Они уже достаточно осведомлены о том, за какие поступки наказывают, и какие действия поощряют. Их жизненный опыт включает обыденные представления о простых нормах морали, о правовом регулировании - со стороны государственных органов - общественной жизнью. Достаточно высока мера их личной ответственности за свои поступки. В этом возрасте активно складывается мировоззрение.

Так что же такое мораль? Под моралью понимается множество норм, в том числе запретов, принятых в обществе. Например, защищая слабого, Человек совершает моральный(нравственный) поступок. Большинство людей такой поступок одобрит, потому что люди, в основном, стремятся к добру. И наоборот, совершая поступок, не одобряемый в обществе(аморальный), человек чувствует всеобщее осуждение. Моральные нормы, в отличие от юридических, нигде не записаны. Однако они более действенны. Можно определённо сказать, что если бы люди научились соблюдать моральные нормы, законы бы не потребовались.

     Некоторые могли бы назвать это идеалистической утопией, приводя массу аргументов в пользу большей действенности юридических норм по сравнению с моральными. Эти люди, как правило, сторонники жёстких мер. Но история показывает нам, что в прошлом отсутствовало даже понятие о правовых нормах, законах и, тем не менее, общество развивалось и строило свои взаимоотношения на моральных нормах. Конечно, это основано прежде всего на крепких обычаях и традициях, а также на сплочённости человеческих общностей.

     Мы уже говорили о том, что основной базой выработки у подростков нравственности является семья. А всегда ли мы сами являемся носителями норм нравственности? Давайте проведём небольшое тестирование самооценки и назовём его так: «Умеете ли вы правильно оценивать поступки людей?»

     Один из основных факторов совершения подростками правонарушений – чувство безнаказанности. Подросток может совершить проступок, ещё не подозревая о его аморальности. Взрослые, прежде всего родители и учителя, должны адекватно реагировать на него, принимая соответствующие меры по недопущению подобного в дальнейшем.

Подведение итогов занятия

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.