Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Структура образования.. Функции образования.



 

Вопросы к зачету

1. Образовательная система (определение, функции)

Образование, согласно словаря Ушакова, - это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение.

Система образования состоит из:

дошкольных образовательных учреждений (детский сад);

общеобразовательные учреждения (школы);

учреждения высшего профессионального образования (вузы);

учреждения среднего специального образования (ПТУ);

частные образовательные учреждения (лицеи, колледжи, спецшколы);

дополнительное образование (институты повышения квалификации).

Структура образования.

Образование – это социальная система (социальный институт), которая по своей структуре состоит из нескольких образовательных ступеней. В Российской Федерации образование состоит из трех ступеней, которые, в свою очередь, могут делиться на подвиды:

Дошкольное образование (ясли и детский сад).

Общее образование (школа):

начальное (1-4 класс школы);

основное (5-9 класс);

среднее (10-11 класс).

Профессиональное образование:

начальное (ПТУ, профессиональный лицей);

среднее (техникум, колледж);

высшее:

бакалавриат (I-IV курс вуза);

специалитет (V курс);

магистратура (V курс).

послевузовское:

аспирантура;

докторантура.

Есть также еще две обособленные ступени, не входящие напрямую в эту структуру:

дополнительное образование (курсы, кружки);

самообразование (самостоятельное обучение).

Кроме того, образование может иметь пять форм обучения:

очная;

заочная;

экстернатура;

индивидуальный план;

дистанционная форма.

Функции образования.

При изучении функций и целей образования социологи выделяют пять основных аспектов:

Воспитание (выработка культурных и моральных ценностей).

Собственно, обучение.

Подготовка квалифицированных специалистов.

Приобщение к продуктам культуры и технологиям.

Социализация (привитие образцов поведения, социальных норм и ценностей).

 

В повседневной жизни образование чаще всего подразумевает под собой обучение, как педагогический процесс интеллектуального образования обучаемого. Главную ценность образования (обучения) определил еще Пифагор: образованием можно поделиться с кем-нибудь, при этом не утратив его самому.

Образование – еще один ключевой элемент системы человеческого общества, отличающий его от животных.

 

2. Образовательная среда (определение, виды)

Образование личности – это не только процесс освоения определенных образовательных программ под руководством педагогов, это результат действия многих факторов. Само понятие «образовательная среда» говорит о множестве воздействий на личность и охватывает широкий диапазон факторов, которые определяют воспитание, обучение и развитие личности. Под образовательной средой понимается совокупность условий и влияний (педагогических и психологических), которые создают возможность раскрытия уже имеющихся способностей и личных особенностей учащихся, так и еще не проявившихся способностей и интересов.

Я. Корчак выделяет четыре основных типа образовательных сред:

1. Догматическая

2. Карьерная

3. Безмятежная

4. Творческая

Основными являются догматическая, карьерная и творческая образовательные среды, а безмятежная – переходная между ними.

Первая образовательная среда – догматическая – характеризуется полным подчинением человека своим наставникам. Она необходима на первоначальном этапе образования, потому что в ней закладываются ценностные ориентиры, формируется ответственность и дисциплинированность. Однако серьезным ее недостатком является полная пассивность личности. Человек не ставит себе цели и не продумывает путей к их достижению, а делает так, как скажут, потому что так надо.

Вторая образовательная среда – карьерная – является более зрелой. На этом этапе ценностные ориентиры у человека уже сформированы, он знает, к чему стремиться, сам ставит себе цели, следовательно, становится более активным. Однако цели здесь имеют несколько корыстный характер: достичь успеха, признания, получить хорошую должность и т.д. Влияние педагогов здесь существенно меньше, чем на первом этапе.

Творческая образовательная среда является самой совершенной и наиболее эффективной. Здесь человек также сам задает себе цели, однако они существенно отличаются от целей, которые были на карьерном этапе. Они теперь уже не корыстные, а ориентированные на созидание. Карьерный рост и внешняя успешность отходят на второй план, главное – это реализовать себя в своей деятельности и саморазвиться при этом. На этом этапе человек обладает наибольшей свободой и активностью, сам формирует свою образовательную среду, сам выбирает пути и средства для развития. Педагоги здесь выступают в основном в качестве консультантов.

Безмятежная образовательная среда является переходной от карьерной к творческой. В процессе развития человека в карьерной образовательной среде наступает момент, когда человек разочаровывается в своих целях, имеющих внешне-корыстный характер. К этому моменту он уже достаточно много знает и умеет в своей сфере, увлечен своей деятельностью и испытывает удовлетворение непосредственно от нее, а не от каких-то внешних наград и достижений. Вдобавок он уже прошел догматическую стадию и долго трудился в карьерной, поэтому теперь нужен некоторый перерыв. Это и есть безмятежная образовательная стадия, на которой человек, будучи пассивным, переосмысливает свое отношение к деятельности и собирается с силами, чтобы полностью его изменить.

Переход от догматической образовательной среды к карьерной также осуществляется через безмятежную среду. Здесь также человеку требуется время для переосмысления своего отношения к образовательному процессу и изменения его на более эффективный.

Как правило, зрелая личность для своего становления должна пройти через все обозначенные среды. Поскольку образовательный процесс происходит всю жизнь, то и образовательные среды сменяются одна за другой в течение жизни.

Обычно догматическая среда – это детство и ранние школьные годы, когда мы слушаемся своих родителей и учителей и полностью зависим от них. Карьерная образовательная среда – это обычно старшие классы и университетские годы, когда человек движим желанием получить хорошее образование, диплом, для того чтобы найти себя в жизни, получить признание, построить карьеру.

Творческая среда часто наступает, когда человек уже достаточно хорошо ориентируется в своей профессиональной сфере. Это могут быть старшие курсы университета, но для кого-то она может наступить и раньше. Бывают гениальные люди, которые сразу же оказываются в творческой среде. В этом случае для них необходимо только в раннем возрасте пройти догматическую среду (возможно, сочетая ее с творческой), чтобы сформировалась ценностно-нравственная система, а далее они будут развиваться самым эффективным образом, являясь творцами собственной образовательной среды.

Случается также, что человек не достигает творческой среды, а останавливается на карьерной. В этом случае он может добиться больших успехов в обществе, однако его профессиональная деятельность не будет эффективной, т.к. мотивация к ней по большей части внешняя, а не внутренняя.

Надо отметить, что творческая среда, как самая энергозатратная и требующая вдохновения, не является устойчивой. Человек не может пребывать в ней все время. Он периодически впадает в пассивную безмятежную стадию, а из нее, если не находит сил опять вернуться в творческую, может вернуться в карьерную или даже в догматическую, когда, не имея внутреннего побуждения к деятельности и в то же время не желая оставаться пассивным, делает что-то только из-за того, что так надо. Однако если человек в своем развитии когда-либо все же достиг творческой стадии, он снова и снова будет возвращаться к ней, так как уже оценил ее как самую эффективную.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.