|
|||
Вопросы к экстерну по детской литературеВопросы к экстерну по детской литературе 1. Детская литература и круг детского чтения. Специфика детской литературы. 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений Основные требования к литературному произведению для детей дошкольного возраста. 3. Устное народное творчество. Малые жанры русского фольклора и использование их в работе с детьми (песни, потешки, пестушки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки идр.) 4. Народные сказки о животных. Особенности жанра (простота морали, лаконичность, особенности композиции, устойчивость характеристик, воплощение в образах зверей типичных человеческих характеров). Анализ 2-3 сказок. 5. Волшебные народные сказки. Особенности жанра (ведущая идея сказок, воплощение в героях лучших человеческих качеств, национальный колорит, элементы лиризма, композиция сказок). Анализ 2-3 сказок на выбор. 6. Авторские сказки, их особенности. Писательские приемы создания сказок: портреты героев, поступки, речь персонажей. Сказки русских писателей - классиков XIX века (по выбору А. Погорельский, В.Ф. Одоевский, В.А. Жуковский, В.И. Даль, С.Т. Аксаков, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.М. Гаршин и др.). 7. Авторские сказки, их особенности. Писательские приемы создания сказок: портреты героев, поступки, речь персонажей. Сказки писателей XIX века нашей страны (по выбору A.M. Горький, К.Г. Паустовский, В.П. Катаев, Д. Хармс, А.Н. Толстой, В.Сутеев, Е.Шварц и др.). 8. Авторские сказки, их особенности. Богатство тематики, идеи гуманизма в сказках Р.Киплинга, Д. Родари, А. Линдгрен, Ю. Тувима, Т. Янссон и др. Анализ 2-3 сказок по выбору. 9 Литературные сказки Ш. Перро, братьев Гримм, Х.-К. Андерсена, художественные особенности их сказок (богатство содержания, увлекательность сюжета, образы положительных и отрицательных персонажей, юмор в сказках). Анализ 2-3 сказок. 10. Сказки А.С. Пушкина. Особенности композиции и стиля сказок (народность, сочетание волшебного, бытового и сатирического начал, богатство, выразительность языка, красочность пейзажа). Гуманизм сказок А.С. Пушкина. Анализ 2-3 сказок по выбору. 11. Лирика А.С. Пушкина в детском чтении. Высокое мастерство в описании картин природы, гуманизм и поэтичность в изображении чувств человека. Значении поэзии А.С. Пушкина для нравственно-эстетического воспитания детей. Анализ отдельных стихотворений и отрывков из поэм, доступных детям дошкольного возраста. 12. Творчество В.А. Жуковского для детей. Традиции народных песен, сюжетность, музыкальность и ритмичность в лирических стихотворениях «Жаворонок», «Птичка», «Котик и козлик», и фрагмента из сказки «Мальчик с пальчик». 13. Сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок». Народность идей и образов; герой сказки, воплощение в нем лучших моральные качеств русского народа. Волшебные образы в сказке. Поэтическое мастерство П.П. Ершова. 14. Пейзажная лирика русских поэтов XIX начала XX века (Ф.И. Тютчев, А.К.Толстой, А.А. Фет, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, А.Блок, С. Есенин и др.). Анализ 3-4 произведений по выбору. 15. Произведения о детях и для детей в творчестве Н.А. Некрасова. Образы простых людей и крестьянских детей. Картины русской природы. Лиризм, юмор, простота и напевность стиха. Анализ произведений «Дедушка Мазай и зайцы», отрывок из поэмы «Крестьянские дети». «Мороз Красный нос» и др. 16. Роль A.M. Горького в становлении литературы для детей: организаторская работа, требования к детской литературе. Произведения о детях и для детей. Анализ 2-3 произведений. 17. Стихотворения о детях А.Л. Барто. Сюжетность, искренность и непосредственность, любовное отношение к ребенку, лиризм и юмор (циклы стихов «Игрушки», «Машенька», «Машенька растет», «Кто как кричит» и др.). Сатира и юмор в стихотворениях «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Снегирь», «Болтунья» и др. Воспитательная ценность произведений А.Л. Барто. 18. Традиции устной народной поэзии и классической литературы в творчестве С.Я. Маршака. Тематическое и жанровое многообразие его произведений. Воспитание любви к природе. Юмор и сатира. Сказки С.Я. Маршака. Конкретность поэтических образов, четкость ритма, разнообразие рифм. Анализ 2-3 произведений. 19. Веселые сказки К.И. Чуковского. Гуманизм сказок. Богатство авторской фантазии, ритмичность, юмор в сказках. Анализ 2-3 произведений. 20. Малые жанры в поэзии К.И. Чуковского: небылицы, перевертыши, загадки, прибаутки («Чудо-дерево», «Путаница», «Радость» и др.). 21. М.М. Пришвин - тонкий знаток русской природы. Глубина наблюдений писателя над природой и животным миром в рассказах «Золотой луг», «ребята и утята», «Еж», «Журка», «Лисичкин хлеб» и др. Богатство и красочность языка произведений писателя. 22 .Традиции устного народного творчества и классической русской литературы впроизведениях В.В. Бианки. Воспитание наблюдательности и бережного отношения к природе. Композиционная четкость сказок и образность языка. 23. Е.И. Чарушин - писатель и художник. Основные темы в творчестве Е.И. Чарушина для детей. Короткий реалистический рассказ - основной жанр его произведений («Волчишко», «Медвежата», «Что за зверь», «Большие и маленькие» и др.). Своеобразие творческой манеры писателя. 24. Природа - источник прекрасного. Человек и природа. Произведения современных писателей для детей (К.Г. Паустовский, Н. Соколов-Микитов, Н. Сладков, С. Сахарнов, С. Баруздин и др.). Анализ 2-3 произведений. 25. Произведения зарубежных детских писателей (А. Милн, Ю.Тувим, Р. Родари, А. Линдгрен, Т. Янссон, П. Трэверс, С. Лагерлеф, Д. Харрис и др.).
|
|||
|