Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУТРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУТРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

 “Волжская булгария: от хуннской державы

до казанского ханства»

тематическая экскурсия

 

 

Составитель:

Хисаметдинова Лилия Хамитовна, с.н.с. научно-методического отдела

 

 

Рассмотрено и одобрено

научно-методической комиссией по КОД

протокол №____________________ 2021 г.

 

Казань – 2021

Цель экскурсии:

· познакомить посетителей посредством экспозиции НМ РТ с важными этапами становления государственности Республики Татарстан: Волжской Булгарией и Казанским ханством, а также познакомить с предысторией появления татар и тюркских народов, их расселения на территории Евразии и Поволжья.

Задачи экскурсии:

Ø познакомить с историей появления тюркских народов, их переселении и трансформации, образованием ранних тюркских государств;

Ø показать историю возникновения, становления, расцвета и развития Волжской Булгарии;

Ø рассказать о периоде вхождения Волжской Булгарии в состав Улуса Джучи (Золотой Орды), его распадом и образованием новых государств;

Ø познакомить с исконными ремеслами, промышленностью, культурой и архитектурой городов Волжской Булгарии;

Ø познакомить с эпохой Казанского ханства;

Ø рассказать об истории становления татарского народа и появлении этнонима «татары».

Целевая аудитория:взрослые, учащиеся.

Продолжительность:45 минут.

Введение

Здравствуйте уважаемые гости, добро пожаловать в Национальный музей Республики Татарстан!

Мы с вами находимся в крупнейшем региональном музее России, где хранятся памятники материальной и духовной культуры, они представляет природу, историю, культуру и традиции народов Татарстана и России.

Меня зовут Лилия Хамитовна Хисаметдинова, я проведу вам экскурсию «Волжская Булгария: от Хуннской державы до Казанского ханства» по экспозиционным залам музея. Экскурсия длится 45 минут.

Сегодня мы во время экскурсии познакомимся с важными этапами становления государственности Республики Татарстан: Волжской Булгарией и Казанским ханством, познакомимся с предысторией появления татар и тюркских народов, их расселения на территории Евразии и Поволжья.

Обо всем этом мы будем сегодня говорить.

Экспозиционный зал № 2

Раздел «Ранняя Волжская Булгария (VIII–IX вв.)

Ранняя Волжская Булгария     Декорация «Юрта кочевника»   Реконструкция женского костюма тюркских племен   Карта, отражающая расселениетюркских народов     Гуннский казан   Корни татарского народа уходят далеко в глубь истории, в эпоху великого переселения народов – эпохе Хуннской державы в 3-4 веках до н.э. и их расселения на всей территории Евразии. Во II веке н. э. на севере от Китая, в приалтайских степях существовали два крупных кочевых государства: монголоязычные  Сяньби и тюркоязычные Хунну, правителем (шаньюем) которого был Модэ (210-174 г.г.). Между ними шла война, в борьбе с противником хунны вынуждены были отступать на запад. Держава хуннов – первое тюрко-монгольское государство, разделилось на северную и южную части, северная часть двинулась на запад, что вызвало начало Великого переселения народов. Часть  хуннов уходит на запад, к ним присоединяются другие племена.  Они двигались из Азии в Европу, согнали с обжитых мест многие племена, в общий поток были вовлечены и тюркские племена – болгары, сувары, барсилы – далекие предки татарского народа. Прошло время.  Гунны (хунны) переправляются через Волгу, затем через Дон. В 375 году они вторгаются в Западную Европу, были нападения на Римскую империю, в результате нашествия она ослабевает.  В Европе этот народ называли гуннами.  В 4 в. достигнув Европы и смешиваясь с другими потоками, возникает государство Гуннский союз между Дунаем и Волгой. Гуннский союз образовался в 4-5 в. н.э. с центром в Паннонии (Венгрия), при вожде Аттилле гунны достигли наибольшего могущества. После его смерти союз распался (454 г.). Часть племен, передвигавшихся вместе с гуннами, осела и в наших краях. Среди них были и сами гунны (с. Тат. Сунчелеево Аксубайского р-на – гуннские бронзовые котлы). Гунны не были прямыми предками татар, но их продвижение на Запад оставило свой след в истории Среднего Поволжья и его народов. Многие тюркские народы, вовлеченные в Великое переселение народов, стали кочевать. Для них необходимо было жилище, которое быстро собирается, разбирается и перевозится на лошадях и верблюдах. Это юрта. Юрта– древнейшее  удобное жилище кочевого  постоянно странствующего народа. Тюрки-кочевники были искусными воинами. Это переносное каркасное жилище с войлочным покрытием, быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа, легко перевозится на верблюдах и лошадях. Войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод, зимой в ней не холодно, а летом не жарко. Данная юрта тюркская, об этом говорят изогнутая форма жердей. Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет пользоваться очагом. Дым выходит через отверстие в центре купола, не заполняя помещение. Основные части юрты: решетчатые складные стенки; жерди, составляющие купол; круг на вершине купола, скрепляющий жерди; дверца входа (или полог); кошма, покрывающая все сооружение. Внутреннее убранство могло включать сундуки деревянные, круглый низкий стол, треножник для котла. Внутри юрта яркая, завешана коврами, обрешетки не должно быть видно. Юрта состоит из 2 частей: мужская и женская, разделена пологом. Считается, что слово «юрта» тюркского происхождения. Казахи, киргизы, татары («йорт» - «дом»), ногайцы и др. пользуются этим словом, но у каждого из них имеется и свое собственное название для юрты. Переход к витрине женского костюма. На территории нынешнего Татарстана в это время жили финно-угры, предки марийцев, удмуртов и мордвы: азелинская, ананьинская культуры. Перед нами  реконструкция женского костюма,  воссозданной по материаламКайбельского могильника7-8 вв. подобный костюм носили женщины-угры,  древние мадьяры, которые проживали на территории нынешнего Татарстана. Они, с приходом гуннов, уходят на Средний Дунай, затем основывают Венгерское Королевство. В результате постоянного потока и переселения народов, смешивания, по мере появления сильных правителей образовывались новые государства. Переход к карте эпохи каганатов. В 6 веке на Южном Алтае возникает  Тюркский каганат (552-603 гг.), в составе   их были различные объединения татар: отуз татар, токуз татар и др. Занимались они добычей и плавкой железа. Правителем их был Бумын (551 г.), татары считались знатным родом и племенем, их почитали, они искусно вели войны и побеждали.  При Бумыне разгромили жужаней – моноголоязычных племен. Бумын присвоил титул иль-каган,ав 588 году распался на Западный и Восточный каганаты (до 745 г.).  Первое упоминание о племенном объединении отуз-татар зафиксировано на надгробии Кюль-тегина (732 г.), основателя Тюркского каганата. В 6-7 веках на территории Волго-камского бассейна появляется именьковская культура, они первыми начинают обрабатывать земли при помощи плуга. Принадлежность этих племен к народам еще продолжает изучаться. Переход к витрине тюркского война.
  Реконструкция костюма и вооружения тюркского воина 6-8 вв.      Стремена, предметы вооружения     Карта Эпоха тюркских каганатов и Ранняя Волжская Булгария   Маска погребальная Танкеевский могильник 9-10 вв.   Витрина с гончарными изделиями     Карта     Гончарная посуда   Украшения: подвески, пуговицы     Примерно в это же время на территории появляются тюркоязычные племена(болгары, предки татар и чувашей) на территории края представлено в экспозиции многочисленными археологическими находками, и вооружения тюркского воина VI-VIII вв. Это воин новой формации, воин-степняк, воин-завоеватель.Пластинчатые доспехи отличаются гибкостью и прочностью, вооружение включает меч, маленький лук для конного боя, колчан со стрелами, пику – узкий граненый штык для пробивания доспехов, этот тип древкового оружия сохранился в армиях до 1943 года (кавалерийские пики).Именно гунны первыми изобрели стремена,т.к.до 7 века они не встречаются в раскопках. В целом – по археологическим раскопкам можно судить искусство ведения войны. В экспозиции представлен богатый материал Танкеевского, Кайбельского, Больше-Тарханскогомогильников. Танкеевский могильник – крупнейший на территории Восточной Европы (около 5 тысяч могил) некрополь периода формирования Волжско-Камской Булгарии (9-10 вв.). Создавался он около двух веков и содержит захоронения разных этнических групп (волжско-камских болгар, других тюркских и финно-угорских племён), в том числе языческие и раннемусульманские (10 в.). Находится у деревни Танкеевка Спасского района Татарстана. Материалы могильника помогают понять процесс формирования общеболгарской культуры в результате взаимодействия разных культурных компонентов. Финно-угры и славяне, попав под влияние тюрок, долго сохраняли черты своей исконной культуры. Яркий пример синтеза традиций автохтонного населения и переселенцев – серебряная погребальная маска из Танкеевского могильника. Погребальный обряд с использованием серебряных масок был известен и среди угорских народов, и среди тюрок Центральной Азии. Серебряная маска (IX-X вв.) – специальное лицевое покрытие для умершего человека. Она имеет характерные черты – обозначен контур лица, четко очерчен нос, вырезаны отверстия для глаз и рта. В качестве материалов для создания личины использовали ткани, кожу, бронзу или драгоценные металлы. Ее внешний вид соответствовал статусу покойного. Богатые семьи могли позволить себе позолоченные маски, а менее зажиточные – простые кожаные или меховые.Маска выполнена из серебряных пластин, пришитых на подкладку из китайского шелка. В древние времена серебро считали сакральным металлом, а значит, бывший владелец этой личины обладал высоким общественным статусом. Помимо социального уровня изделия отражали племенную принадлежность. Так, например, обские угры оборачивали свои погребальные маски не тканями, а шкурами мехом внутрь и нашивали на них пуговицы. Согласно языческим верованиям народов Поволжья, духи могли возвращаться в мир живых, наблюдать за людьми и даже разговаривать с ними. Чтобы душа умершего могла «видеть» и «говорить», оставляли отверстия для глаз и рта. Исследуя Танкеевский могильник и другие памятники, археологи обнаружили, что некоторые погребения были оформлены по-разному, хотя и находились недалеко друг от друга. Это доказывает, что в Волго-Камье соседствовало множество культур и религий. Происходит синтез, взаимопроникновение культур и представителей разных цивилизаций: местных финно-угорских племен, пришедших с востока и Алтая тюркоязычных гуннов, пришедших с ними других народов, в том числе и болгар. После распада Тюркского каганата в приазовских степях и на Таманском полуострове под предводительством Кубрат-хана в 632 г. болгары добились независимости, возникло государство Великая Болгария. Ему удалось объединить свою орду с булгарскими племенами кутригуров, утигуров, оногуров и другими племенами, находившимися ранее в зависимости от тюркютов. Великая Болгария стала союзником Византийской империи. Кубрат, сын хана, воспитывался в Византии, как заложник, принял христианство. Столицей Великой Болгарии была Фанагория – античный город на Таманском полуострове. Почти одновременно в прикаспийских степях сложился и Хазарский каганат. В 7 веке начинаются арабо-византийские войны, неудачные для Византии. Булгары вместе с Византией потерпели поражение, ослабли, после смерти Кубрата Великая Болгария распалась, ее территорию  между собой поделили его сыновья: Батбаян (Батбай), Котраг, Аспарух, (Кубер, Альцек). Каждый из сыновей Кубрата возглавил свою собственную орду, и ни у кого из них в отдельности не достало сил, чтобы соперничать с хазарами. Болгар стали беспокоить воинственные соседи, добиваясь их подчинения себе. Большая часть болгар вместе с Батбаем(Безмер), старшим сыном Кубрата, осталась на исконных землях. Вскоре они заняли Крымский полуостров и Приднепровье (Полтава – клад «Сокровища Кубрат-хана»). Эти группы стали хазарскими данниками и впоследствии были известны под именем «чёрных болгар». Они упоминаются в договоре князя Игоря с Византией. Игорь обязуется защищать византийские владения в Крыму от нападений чёрных болгар. Аспарух–второйсын Кубрат-хана, вынужден был увести своих подданных на берега Дуная. Здесь болгары, покорив славян, создали в 681 году новое государство – Дунайскую Болгарию. С течением времени булгары слились со славянами, из их смешения и вошедших в его состав различных славянских и остатков фракийских племен сложилась болгарская нация. Сын Кубрата - Котраг перешёл Дон. Возможно, именно эта группа булгарских племён двинулась на север и обосновалась впоследствии на средней Волге и Каме, где возникла Волжская Булгария. Часть болгар покидает земли и поднимается вверх по Волге. В середине 8 века они достигают территории современного Татарстана. Восточными соседями болгар были тюркоязычные хазары, после гуннского нашествия они осели в Прикаспии, а после распада Тюркского каганата создают Хазарский каганат. Наивысшего могущества достигает в 8 – начале 10 века.     В начале 8 века начинаются завоевательные походы арабов, каганат был на их торговом пути, они добивались принятия ими ислама. С другой стороны, Византия поддерживая хазар, требовала принятия их христианства, были попытки принять ислам, но позже отказываются. Христианство также не прижилось, в результате в Хазарском каганате исповедовались все религии, но основной религией примут иудаизм. Идут продолжительные арабо-хазарские войны. В 737 году была взята  и разрушена столица каганата – Семендер. Каган уходит на Дон и на нижнюю Волгу. Хазары захватывают земли болгар, оставшихся после распада Великой Болгарии, строят новую столицу на нижней Волге – Итиль. Четвёртый сын Кубрата – Кубер (Кувер) со своей ордой осел в Македонии. После неудачной попытки захвата города Салоники он исчезает со страниц истории, и его люди объединились со славянскими племенами Македонии. Пятый сын Кубрата - Альцек ушёл со своей ордой в Италию. Он устроился во владениях лангобардов и попросил землю у короля в обмен на военную службу. Король Гримуальд отправил булгар к своему сыну Ромуальду в Беневенто, Ромуальд принял булгар хорошо и дал им земли. Он также распорядился, чтобы титул Альцека был изменен с герцога, как называет его историк Павел Диакон, на княжеский (гастальдия – должность правителя страны). Болгары, в поисках независимости, поднялась на север по Волге, встретив здесь исконные племена финно-угров и пришлых славян: ослабленных азелинцев (азелинцы – предки мари) и именьковцев, после их длительного противостояния и междуусобных войн. Болгары были язычниками и поклонялись древней религии тюрок – тенгрианству. Волжские Булгары прославились гончарным искусством. Массовое производство гончарных сосудов именно для продажи и является одним из признаков создания государства. Когда появляется государство, появляется рынок и для массового производства  необходимо было производить много, поэтому используют гончарный круг. Поэтому одним из важных предметов, говорящих именно о формировании государства, является булгарская глиняная посуда, изготовленная уже не вручную, а на гончарном круге. Наряду с коренными финно-угорскими народами существенную роль в регионе стали играть тюркоязычные племена, в том числе и булгары.Тюркские племена небольшими группами приходили на территорию края в 7-9  веках. Племена болгар, обладавшие опытом государственного строительства, ведения войны и торговли, создали на территории Волго-Камского бассейна государство Волжская Булгария, одно из крупнейших государств Восточной Европы, возникшее в междуречье Волги и Камы (карта). О культуре и быте волжских булгар мы узнаем в следующем разделе нашей экспозиции. Переход.

Экспозиционный зал № 3

«Средневековая история Татарстана»

Раздел «Волжская Булгария»

Раздел «Улус Джучи (Золотая Орда)»

Раздел «Средневековая кладовая»

Особая кладовая «Денежное обращение, торговля и торговые пути края в X–XV вв.»

Раздел «Казанское ханство (1438–1552)»

 

«Средневековая история Татарстана»   Карта Волжско-Камской Булгарии     Макет булгарского поселения Первые болгары появились на Средней Волге в 7 веке. Было 4 волны переселения. Отправиться в столь долгий путь их вынудил разгром Великой Болгарии хазарами. Через сто лет, в 737 году, крупное поражение от арабов терпят хазары, в зависимости от которых оказались приазовские болгары. Теснимы хазарами, болгары большими группами вновь уходят на Среднюю Волгу. Последнее переселение болгар в наши края было вызвано мощным наступлением на Хазарский каганат тюркоязычных печенегов. Произошло это в конце 9 – начале 10 века. Завершающим этапом в образовании Волжской Булгарии явилось начало 10 века. На берегах Волги и Камы строятся города и крепости, появляются первые булгарские монеты. Волжская Булгария занимала обширные земли. К 12 веку границы государства раздвинулись еще больше: на севере доходили до реки Казанки, на юге – до Самарской Луки, на западе до реки Суры, на востоке до реки Зай. Население было разноплеменным: булгары, сувары(савиры), баранджары, берсула(барсилы), билеры, эсегелыи др. Во второй половине 10 века из них сложилась единая булгарская народность и называли их общим именем «булгары». Более чем на 200 лет Волжская Булгария становится центром экономической и культурной жизни региона, местом, где встретились цивилизации Запада и Востока. Булгары окончательно переходят на оседлый образ жизни, у них сразу появляются крупные города, а потом села. Волга – торговый путь. Волжскую Булгарию называли страной городов. Самыми крупными были города Булгар, Биляр и Сувар, возникшие в X в. и являвшиеся в разное время столицами государства. В начале 11 столетия возникает военная крепость и торговое поселение Казань. На окраине булгарских земель выделяются городки – военные крепости с мощными оборонительными сооружениями (одна из них, по-видимому, Иске Казан) – карта. На торговом пути можно частично распродавать товар: нужно где-то сложить, построить место для хранения и продажи, временное жилье – так возникают торгово-ремесленные слободы, а вокруг их – города. Потом вокруг городов появляются маленькие села. Волжский и Камский путь, который стали контролировать булгары, издавна был важной торговой артерией. Здесь на торжищах можно было встретить и купцов из Хорезма и Багдада, и жителей глухих прикамских лесов, и воинственных русов. Города Волжской Булгарии Болгар, Джукетау (Жукотин), Сувар, Кашан, Керменчук, Казань, Ошельявлялись важнейшими торгово-экономическими, ремесленными и культурными центрами Евразии. Переход к дому булгар.
Жилая постройка булгарской культуры второй половины 11 – начала 12 в.   Реконструкция Ислам становится неотъемлемой частью в жизни волжских булгар, внутреннее помещение в домах по канонам ислама делится на две половины: на женскую и мужскую части. Устройство жилища и повседневный быт булгар представлены реконструкцией дома второй половины XI – начала XII вв.(автор К.А. Руденко, археолог, доктор исторических наук; реконструкция выполнена в масштабе 1:1, из натуральных материалов на основе археологических раскопок Остолоповского селища, с. Речное, Алексеевский район РТ). Жилая постройка представляет собой срубный дом с двускатной крышей. Размер помещения 3х3 м. В южной части находился вход с несколькими ступеньками (у дальней стены!). В женской половине находилась печь, сложенная из известняковых камней, скрепленных глиняным раствором. Она использовалась для отопления жилища и приготовления пищи. Рядом с печью над входом сделаны полати. По периметру стен установлены нары-лежанки. Для посуды использовались настенные полки, для одежды – крючки и колышки на стенах. Крупную домашнюю утварь и хозяйственный инвентарь хранили в сенях. В верхней части стен были вырублены небольшие оконца, через которые выходил дым при топке печи (после топки затыкали соломой). Раньше их затягивали бычьим пузырем. Света они пропускали немного, и помещение было довольно темным. Для освещения использовали жировые глиняные светильники (рядом с мужчиной и ребенком) или лучинами (мужчина стругает). Пол был земляным, покрывался соломенными циновками, поверх которых в холодное время года настилали войлок. По археологическим находкам реконструирована глиняная посуда, предметы быта, детские игрушки. Найденные на территории усадьбы кости диких и домашних животных, зерна злаков позволили представить продукты питания обитателей дома, объекты охотничьего промысла (рассказать о быте, домашних животных, ремеслах, исходя из «наполнения» дома). Вся необходимая утварь и орудия труда произведены местными ремесленниками. По предметам в доме мы можем представить, как жили эти люди: занимались охотой, рыболовством, собирательством, возделывали землю, держали домашних животных. Переход к портрету Алмуша.
Волжская Булгария Портрет эмира (хана) Алмуша     Картина В.Л. Лаптева «Прибытие посольства во главе с Ибн-Фадланом»   Замок Абу-Бекра Ближний Восток Волжская Булгария 1146 – 1147 г.г. Управлялось государство как раннефеодальные государства. Во главе стоял правитель эмир,раньше его называли эльтебер–предводитель, глава.Первым известным эмиром был Алмуш. В поисках союзников для борьбы с хазарами булгары приглашают к себе посольство Багдадского халифа аль-Муктадира. Каганат стоял на торговых путях арабов, которые к тому же были заинтересованы в распространении ислама. В мае 922 года прибывает посольство Багдадского халифа (картина В.Л. Лаптева) с секретарем Абу Али Ахмет Ибн-Фадлан, он оставил подробные записки о нравах и обычаях булгар. Булгария раньше была в вассальной зависимости от Хазарского каганата: участвовала в военных операциях, выдавала данников, заложников, но к 10 веку каганат ослабевает, и Булгария, дабы укрепить свою независимость, государственной религией принимает ислам (получает поддержку халифата). Эльтебер (вассальный титул, «предводитель воинов», до 9 в.) Алмуш стал эмиром (с 9 в.) Джафаром. Ислам привносит новую духовную культуру, грамотность, распространяется арабская графика: в витрине – «Китаб» («Книга»), первая научная Грамматика арабского языка 8 века, автор – арабский филолог Сибавейхи (12 в. – нач. 13 в.), страницы Корана, как иллюстрации к теме «Культура ислама». Рядом – список 19 века труда «История Булгарии» Хисаметдина аль-Муслими (популярная татарская историография, раскритикованная специалистами, начиная с Марджани). Бронзовый замок мастера Абу-Бекра, сына Ахмеда, изготовленный в 1146/47 г., – единственное подписное изделие, найденное в Биляре, первый письменный памятник Булгарии, своего рода «рекламная надпись». На нем выгравировано: «Постоянная слава и мирный успех, и счастье всеобъемлющее, и величие, и благосостояние (да будут) владетелю сего замка».
Витрины с представленными ремеслами   Сельхозорудия: косы, лемех от плуга, рало, серпы   Гончарная посуда     Зерна злаков     Комплекс ювелирных украшений     Фигуры  языческих идолов   Амулет «Молот Тора»   Медная посуда     Булгары очень отличались от других народов развитым уровнем ремесленничества и торговлей изделиями, этим они превосходили среди других. Изделия же мастеров пользовались популярностью далеко за пределами своих городов. В экспозиции представлены разнообразные изделия мастеров-ремесленников Волжской Булгарии. Были развиты черная металлургия, кузнечное дело, ювелирное, бронзолитейное, гончарное (появляется гончарный круг и изделия делают на продажу), кожевенное, стеклоделие, косторезное и деревообрабатывающее ремесла. Разнообразные изделия булгарских ремесленников во множестве представлены в экспозиции. Уровень развития государства определяется не в последнюю очередь уровнем развития ремесел. Основу Булгарской коллекцииархеологического фонда музея составили средневековые находки из собрания А.Ф. Лихачева (его коллекция насчитывает 40000 предметов). Они доказывают, что Волжская Булгария была высокоразвитым государством, вела активную торговлю с окружающим миром, поддерживала культурные связи с другими странами:каролингский меч с клеймом Ульфбрет (Франция), пояс наборный викингов. Булгарские кузнецы делали высококачественное оружие, бытовые предметы, пользовавшиеся спросом как в самой Булгарии, так и за границей: ножницы, проколки, рыболовные крючки, замки, ключи, фигурки лошадей, клещи, ювелирные изделия. Сельхозорудия: косы, лемех от плуга, рало, серпы (земледелие, скорее всего, переняли от именьковцев, т.к. сами больше скот разводили). «Булгары – народ земледельческий и возделывают всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и другие», - писал ученый-энциклопедист 10 века Ибн-Русте. Стеклянные изделия: поливная керамика, инструментарий стеклодувов, бусы, подвески, фрагменты стекол 10 – нач. 13 вв. Обработка кожи. Изделия косторезов: заготовки, проколки, наконечники стрел, предметы туалета, гребни, пуговицы, копоушки, ногтечистка, застежки. Булгары были знамениты и своейгончарной посудой, изготовленной на гончарном круге. На керамике встречаются рунические символы, которые, так же как идолы и амулеты, являются остатками языческих верований, или же делались на заказ. Украшения и предметы бытовой культуры других народов: финно-угорские подвески, погремушки, браслеты, шиферные пряслица, древнерусская керамика. Предметы духовной культуры: языческие идолы, нательные кресты, амулеты «тенгри», обереги и пр. В витрине мы видимзерна злаков, выращенные и собранные во времена Волжской Булгарии. Зерна сохранились благодаря тому, что при пожаре покрылись копотью, сажей, землей и горели без доступа кислорода, поэтому законсервировались. Ювелирное искусство: литейные формы для воска, матрицы, молоточки, бронзовые браслеты, зооморфные замочки, крючки, пряжки, подвески, копоушки. Комплекс ювелирных украшений включает: височные кольца, шумящие подвески, браслеты, перстни, шейные и нагрудные украшения, наборные пояса, пряжки. Мастера изготавливали украшения из меди, бронзы и серебра. В экспозиции также представлены экспонаты, связанные с культурой и религией. Население края было многонациональным, здесь жили финно-угорские, славянские и тюркские племена. Большая часть населения исповедовала ислам, но были и племена, придерживающиеся языческих верований. Можно было встретить представителей различных стран. Поэтому рядом с фигурами языческих идолов мы видим христианские кресты. Обратите внимание на экспонат «Молот Тора», такие амулеты носили представители скандинавских стран. Фонды музея обладают прекрасной коллекцией медной булгарской посуды: котлами, кумганами. В них не только носили воду и готовили пищу, но и зарывали клады. Переход к реконструкциям костюмов воинов.
Реконструкция костюмов воина-викинга и булгарского воина-всадника   шахматы, шашки, кости, чернильница и писала, нож для бумаги   Скульптура Кул Гали   Витрина с произведениями Кул Гали, шахматы Средневековье – время военных столкновений и битв, купцы были и торговцами, и воинами одновременно. В экспозиции можно видеть реконструкции комплексов вооружения воина – викинга XI-XII вв. и торговца.В булгарских городах можно было встретить и скандинавского воина-наемника, и торговца из Индии или Самарканда. Викинг – морской воин. Кольчуга надевалась на кафтан, обязателен меч и щит, нож скрамосакс – атрибут свободного человека, щит. Если викинги вешали на борта корабля щиты, значит, идут не с добрыми намерениями. У купца обязательны весы и гирьки, так как монеты разных правителей принимали на вес. Сдачу могли отрезать. В витрине – предметы импорта: стеклянные и керамические бусы, сфероконус, зеркало, браслеты, янтарь, фрагменты поливной керамики и пр. Волжская Булгария имела военно-дипломатические, экономические и культурные связи с русскими княжествами, государствами Востока и Западной Европы, поэтому здесь можно было встретить представителей различных стран: Скандинавии, Хорезма, Багдада, Китая, Индии и др. Для сопровождения странствующих торговцев на протяжении долгого опасного путешествия, их охраны в Волжской Булгарии уделяли особое внимание подготовке военных, так как основу экономического успеха составляла внутренняя и внешняя торговля. Для чего и было развито военное дело. Торговцы привозили на территорию края различные товары: янтарь, украшения и многое другое.  Волжская Булгария была страной высокой духовной культуры эпохи средневековья. На развитие культуры большое влияние оказывали мусульманские страны Востока.Еще в начале 10 в. в булгарских городах и селах при мечетях были начальные школы, где обучали основам религиозных знаний, арабской письменности, которая постепенно вытесняла более древнюю – руническую. Посвящали свободное время чтению книг, писали стихи, играли в шахматы, играли на музыкальных инструментах. Поэт 13 века Кул Гали родился на территории Волжской Булгарии, точный год его рождения не известен, предполагаемая дата – 1183 год. Умер в Биляре (по некоторым источникам – в 1236 году, во время захвата города войсками монголов). Кул Гали был знаменитым поэтом той эпохи, известность получил благодаря поэме «Сказание о Юсуфе», стал первым в будущем татарским писателем и получил широкую известность, его называют основоположником татарской литературы. Основной посыл этой поэмы состоит в том, что человек, который прошёл через все невзгоды и лишения, но сумевший сохранить любовь к миру и людям, сохранивший человеческое достоинство обязательно будет многократно вознаграждён за терпение и добро. До наших дней не сохранилось оригинала этой замечательной поэмы, написанной в 1233 году, но известно более 200 рукописных копий поэмы. Упоминание о Кул Гали открывает перед нами трагическую страницу истории Волжской Булгарии. В первой половине 13 века Азию и Европу постигло монгольское нашествие. Начиная с 1229 г. монголы предпринимают попытки завоевать эти земли, в 1229 году доходят до Яицких степей (Урал) и Волги, а через 3 года в 1332 году доходят до Биляра, но булгары оказали сопротивление и монгольские войска получили серьезный отпор. Переход к реконструкциям костюмов воинов.
Улус Джучи (Золотая Орда)     Реконструкция костюмов булгарского и золотоордынского воинов   Осенью 1236 г.монгольские войскапосле тщательной подготовки под предводительством Бату-хана,цель которого – завоеватьВолжскую Булгариюизатем идти дальше, наносят решающий удар. Несмотря на отчаянное сопротивление, Булгария была завоевана монголами. Города и села были разрушены. Началась новая страница в ее истории. В 1240-1260-х г.г. монгольские завоеватели создают государство Улус Джучи(через 200 лет назовутЗолотой Ордой) с центром в Поволжье и столицей в г. Булгар. Как и все население Улуса Джучи, народы бывшей Волжской Булгарии стали называться татарами, хотя булгары долгое время сохраняли свой первоначальный этноним. В 10-13 вв. существовал целый ряд татарских государств на территории Монголии. Татары (черные, белые, дикие) оказались в составе монгольского государства и участвовали в военных походах. Население татар было многочисленным в армии, чем самих монголов. Татары – это символ знатности и могущества, это военно-служилое сословие, составлявшее элиту общества. Чингисхан еще при жизни определил уделы (улусы) своим сыновьям. Западные земли империи (в том числе территория Волжской Булгарии) вошли в состав Улуса Джучи (Золотой орды), старшего сына Чингиз-хана. Старшим сыном и приемником Джучи был знаменитый хан Бату. Территории Среднего Поволжья вошли в состав одного из величайших государств Евразии эпохи средневековья – Золотой Орды. Монгольская империя образовалась в результате завоевательных походов монгольских племен под предводительством Чингиз-хана и его приемников в первой половине XIII века. До 1266 г. улус был частью Монгольской империи, но уже в период правления хана Менгу-Тимура (1266-1282) стал самостоятельным государством. Наибольшего развития Золотая Орда приобретает во времена правления Узбек-хана (1313-1341) и Джанибек-хана (1342-1357). В 1312 г. при хане Узбеке Золотая Орда приняла ислам в качестве государственной религии. Верховными правителями были ханы из рода Джучи. Роль центрального органа власти выполнял ханский совет (диван), в который входили представители четырех правящих родов. Столицы Золотой Орды – Сарай (основан в начале 1250-х годов ханом Бату) и Сарай аль-Джадид (с начала 1340-х годов), а также другие крупные города (Булгар, Сувар, Хаджи-Тархан, Крым, Укек и др.) становятся важнейшими торгово-экономическими, ремесленными и культурными центрами Евразии (на пересечении торговых путей: Волжского и Шелкового). В городах жили кыпчаки (половцы), булгары, русские, выходцы из Средней Азии, Кавказа, Крыма. Период первой половины XIV века принято считать временем расцвета золотоордынского государства. Облик булгарского и золотоордынского воиновпредставлен реконструкцией костюмов и вооружения. Монгольское завоевание нанесло большой урон экономике края, города были разграблены и сожжены. О Биляре в Лаврентьевской летописи сообщается: «В лето 6744 [1236 г.] …приидоша от восточные страны в Болгарьскую землю безбожнии Татарии и взяша славныи Великий град Болгарскыи и избиша оружьем от старца и до сущаго младенца и взяша товара множество, а город ихъ пожгоша огнемъ и всю землю их ихъ поплениша». Биляр погиб, люди покинули его. Этот регион был хлебной житницей Улуса Джучи, а эпоха Золотой Орды стала временем расцвета городской цивилизации в Поволжье. Переход к дому булгар.
Интерьер средневекового дома 13-14 века   Майоликовые плитки, резьба по камню   На территории Болгара выявлено более двадцати крупных кирпичных и каменных зданий, имеющих сложную планировку, системы отопления, водоснабжения и канализации.  В Болгаре для украшения зданий использовали одноцветные майоликовые плитки, настенные росписи и цветную штукатурку, резнуюилиштампованную терракоту. Широко была распространена резьба по камню. Узоры состояли из растительных и геометрических орнаментов с эпиграфическими надписями религиозного содержания. В усадьбах знатных горожан в центре находился многокомнатный дом на мощном цоколе с толстыми стенами. В интерьере большую часть занимали нары–суфа, под которыми были устроены каналы для отопления горячим дымом– каны, поступавшим от печи, вделанной в край суфы. Булгар имел архитектурный облик восточного города, на площадях находились фонтаны, имелись общественные бани, места для омовения и досуга. Показателем высокого уровня культуры и благоустройства являются фрагментыуличных фонтановибанных водоемовиз резного белого камня, каменные плитыс цветным поливным покрытиемдля облицовки стен зданий,надгробные плитыс вырезанным орнаментом и эпитафиями. Развитие ремесел подтверждают многочисленные предметы из металла, бытовая утварь. В городах продолжились традиции обработки меди и бронзы. Литье чугуна в Булгаре началось на 100 лет раньше, чем в Европе. Переход к витринам.
  Фрагменты  банных сосудов из резного белого камня, трубы, каменные плиты   Макеты Малого минарета и Черной палаты в Булгаре     Скульптурные портреты булгарина, армянина и китаянки     Картина «На главной улице Болгара», Н.Ф. Калинин, 1941 г.   Фрагме


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.