|
||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГПОУ «МАКЕЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ПЦК ПРЕПОДАВАТЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙЙ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДК Выпускная квалификационная работа МДК.01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста Тема: «Влияние общеразвивающих упражнений на формирование правильной осанки и стопы у детей старшего дошкольного возраста»
________________ Прокопченко Н.Д. ________________ Кашик С.Р. ________________ Кашик С.Р. г. Макеевка – 2021 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. ГЛАВА 1. Определение понятия «общеразвивающие упражнения» в работе со старшими дошкольниками 1.1. Характеристика общеразвивающих упражнений……………………….. 1.2. Классификация общеразвивающих упражнений………………………... 1.3. Требования к отбору и проведению общеразвивающих упражнений………………………………………………………………… 1.4. Методика проведения общеразвивающих упражнений на занятиях со старшими дошкольниками………………………………………………… 1.5. Значение навыка правильной осанки и стопы в работе со старшими дошкольниками в дошкольном образовательном учреждении……………………………….…….……….………………….. ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 ГЛАВА 2. Экспериментальная проверка роли общеразвивающих упражнений в укреплении здоровья старших дошкольников…………………………………. 2.1.Констатирующий этап …………………………………………………...…. 2.2.Формирующий этап ………………………………………………………… 2.3.Контрольный этап.……………………….….…………………… ………… 2.4. Рекомендации по методике проведения общеразвивающих упражнений со старшими дошкольниками……………………………………………………... ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………...…………………………………….…………..... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..……………………....….. ПРИЛОЖЕНИЯ..…………………………………………………….…………
ВВЕДЕНИЕ «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский Актуальность проблемы. Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, где сказано, что «здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма». [16] В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Однако по данным Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики за последние четыре года количество абсолютно здоровых детей снизилось и увеличилось количество детей, относящихся к категории часто и длительно болеющих, а также имеющих хронические заболевания. Почти 90% дошкольников имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата: нарушение осанки, плоскостопие, слабость мышц брюшного пресса. По данным прогнозов большинство детей – потенциальные больные сердечнососудистыми заболеваниями. Многие дети нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: режим двигательной активности в дошкольных учреждениях часто не соответствует возрастным нормам, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, дополнительные занятия познавательно-развивающего характера). Приведенные данные наглядно указывают на социально-педагогическую направленность проблемы, которую необходимо совместно решать медикам, педагогам и родителям. Автор программы «Здоровый малыш» З.И. Береснёва [3] подчеркивала, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Решить проблему сохранения и укрепления здоровья дошкольников в детском саду и призваны общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения направленно воздействуют на организм в целом, на отдельные мышечные группы и суставы, а также способствуют улучшению координации движений, ориентировке в пространстве, положительно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную функции организма. Объект исследования: Формирование правильной осанки и стопы у детей старшего дошкольного возраста посредством общеразвивающих упражнений. Предмет исследования: Общеразвивающие упражнения в ДОУ как средство формирования правильной осанки и стопы у старших дошкольников. Методы исследования: - анализ научно – методической литературы; -педагогический эксперимент; - наблюдения; - математическая обработка данных. Цель исследования: Теоретическое и практическое обоснование влияния общеразвивающий упражнений в ДОУ на процесс формирования правильной осанки и стопы у старших дошкольников. Задачи исследования: 1. На основе анализа научных источников по теме исследования раскрыть сущность понятий «общеразвивающие упражнения», «правильная осанка», «правильное формирование стопы». 2. Провести диагностику уровня сформированности навыка правильной осанки и стопы у старших дошкольников. 3. Экспериментально проверить влияние общеразвивающих упражнений на формирование правильной осанки и стопы у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза:Мы выходим из предположения о том, что систематическое и методически грамотное проведение общеразвивающих упражнений в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать их правильной осанке и стопы. Теоретической основой работы являются исследования М.Е.Клюева, А.Н. Савчук, Г.Г. Лукиной, М.Н. Алиева, Ю.М. Курпан, Г.П. Лесковой и др. База практики: МДОУ№ 27 комбинированного типа города Макеевки, старшая группа № 3 «Радуга».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 1. Алиев, М.Н. Формирование правильной осанки [Текст] / М.Н. Алиев // Дошкольное воспитание. - 2010. - №2. - С. 17-21. 2. Белякова, Н.Т. Фигура, грация, осанка [Текст] / Н.Т. Белякова. М.: Просвещение, 2008. 48 с. 3. Береснёва З.И.: Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ.- Буденновск / Сфера, 2008.- 32с. 4. Буцинская, П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада /П.П. Буцинская, В.И.Васюкова, Г.П. Лескова.-М.: Просвещение, 2000.-17с. 5. Вавилова, Е.Н. Дошкольный возраст: Учебное пособие. – М.: Физкультура и спорт, 2004.-120с. 6. Ваша осанка: Методические рекомендации / Сост. Гелецкая Л.Н., Красноярск, 2001.-20с. 7. Воспитание правильной осанки [Текст] : под ред. А.М. Шлемина. М.: Просвещение, 2008. 70 с. 8. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. М.: Просвещение, 2008. 272 с. 9. Клюев, М.Е. Формирование осанки ребенка [Текст] / М.Е. Клюев. – Рига: Латв. ун-т, 2010. 63 с. 10.Кравчук, А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания) Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998.-238с. 11.Курпан, Ю.М. Физкультура, формирующая осанку. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 32с. 12.Лескова, Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Учебное пособие. – М., 2003.-160с. 13. Лукина, Г.Г. Проблема профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Г.Г. Лукина, В.И. Осадчук, Е.А.Толоконцева // Физическое воспитание детей дошкольного возраста : теория и практика. – Челябинск: УралГАФК, 2010. – С. 84-91. 14. Лукина, Г.Г. Проблема профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Г.Г. Лукина, В.И. Осадчук, Е.А.Толоконцева // Физическое воспитание детей дошкольного возраста : теория и практика. – Челябинск: УралГАФК, 2010. – С. 84-91. 15.Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений [Текст] / М.Д. Маханева. – М.:АРКТИ, 1999. 16.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992; 2-е изд. , испр. и доп. М., 1994; 3-е изд., стереотип. М., 1995; 4-е изд., доп. М., 1997. 17.Потапчук, А.А.Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. – СПб, : Речь, 2001.-166с. 18.Рунова, М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду [Текст] /М.А. Рунова. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. 19.Савчук, А.Н. Общеразвивающие и специальные физические упражнения для развития двигательных способностей. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004.-160с. 20.Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» [Текст] / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Котова Л.Н, Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Кобзарь О.В., Михайлюк С.И. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.
|
||||||||||||
|