|
|||
Карта Русского государства в XYII векеХОД УРОКА | |||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечание |
I. Организационный этап | Учитель заходит в класс и проверяет готовность к уроку (включает компьютер и проектор). Учитель здоровается с учениками. Проверяет присутствующих и отсутствующих на уроке. | Приветствуют учителя, обозначают свое присутствие. | Беседа |
II. Мотивационный этап | «Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой. Но для начала взгляните на экран и ответьте на вопрос: «Что связывает этих изображения?» * на экране по очереди показываются атрибуты царской власти, карта Российского государства XVII века, войско* - «Да, вы все правильно сказали. На экране изображены атрибуты и элементы государства/государственной власти» *учитель переключает слайд, где изображены представители династии Романовых-Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Иван V, Софья Алексеевна, Петр I* «Ребята, все верно. На экране изображены представители одной династии- династии Романовых.» - А кто помнит, что значит термин «династия»? Если у учеников возникают трудности в формулировке определения, то учитель называет определение сам, говоря, что ребята были близки/не близки. На основании полученных ответов, учитель подводит итог и озвучивает тему урока: «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве», и просит записать тему в тетрадь. -Ребята, как вы думаете, о чем пойдёт речь при изучении данной темы?». -Вы все верно сказали, а теперь я на доске запишу вопрос, к которому в конце урока мы ещё раз вернемся» *Учитель записывает вопрос: Почему правление первых Романовых имело важные последствия в истории нашей страны? * | Ученики смотрят на экран и по очереди высказывают свои предположения: это представители одной семьи/ династии (Романовых) и др. варианты. Ученики по очереди, в порядке поднятой руки, отвечают на вопрос: атрибуты царской власти, символы власти, элементами государства/ государственной власти. Ученики по очереди, в порядке поднятой руки, дают определение термину династия (эторяд последовательно правящих монархов из одного рода, сменяющих друг друга праву родства и наследования. В истории России было две династии: Рюриковичи и Романовы.) После объявления темы урока, ученики записывают её в тетради. Ученики высказывают предположения: о жизни царей, о том, как начинался путь новой династии, что изменилось в государственном устройстве при первых Романовых и т.д. Ученики следят за тем, что пишет учитель, читают вопрос. | Беседа, анализ |
III. Актуализация знаний | Учитель спрашивает учеников: Что вы знаете об этой династии? Помните ли вы, кто стал первым российским государем из этой династии? -«Всё верно, родоначальником династии стал Михаил Федорович Романов. Помните ли вы, каким органом он был избран на царствование?». -«Да, он был избран 21 февраля 1613 г, на то время ему было 16 лет». - «А кто вспомнит, что такое «Смутное время и когда, и когда оно было в истории нашего государства?» - Предлагаю взглянуть на карту «Русское государство в XVII веке» и показать на карте, где находятся города, которые были центрами двух ополчений» | Ученики отвечают на вопросы-ответы: (После событий Смутного времени к власти пришла новая династия в 1613 году; Михаил Федорович). Ученики отвечают на вопрос, новый царь был избран Земским собором. Ответы учеников: это период кризиса государственности в России, которая сопровождалась борьбой боярских группировок за власть, народными восстаниями, мятежами, правлениями самозванцев, иностранной интервенцией, упадком экономики страны, с 1598-1613 гг. Ученики, по желанию, выходят к доске и показывают на картах города- Рязань и Нижний Новгород. | Беседа, рассказ, работа с картой |
IV. Первичное усвоение новых знаний | - «А теперь переходим к теме нашего урока». Учитель предлагает записать план урока в тетрадь: 1. Первые Романовы; 2. Земские соборы 3. Боярская Дума; 4. Система приказов; 5. Местное управление; 6. Реформа армии; 7. Соборное уложение. 1. Учитель по очереди знакомит учеников с информацией о жизни первых Романовых и их показывает портреты, опираясь на параграф учебника. 2.Учитель делит ребят на 3 мини-группы и предлагает ответить на вопрос: «Какие же изменения произошли в органах управления в периоды правление Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича?» 1 группа - стр. 38 «Земские соборы» 2 группа - стр. 39 «Боярская дума» 3 группа - стр. 41 «Система приказов» Вопрос ко всем группам: ? О чем говорят такие изменения? Об ослаблении или усиление власти царя? После выступлений учеников им предлагается раздаточный материал- таблицы «Органы государственной власти в России XVII в» «Приказная система при первых Романовых», которые они могут прикрепить в тетрадь. 3. Учитель выдает таблицы «Система местного управления в России в XVII в» и отмечает, что широкие полномочия воевод, сходные с полномочиями кормленщиков, вели к злоупотреблениям, с которыми центральная власть пыталась бороться с помощью регулярной смены воевод раз в 2-3 года, организации «сысков» и т.п. *Вводит на экран фрагмент текста: Августин фон Мейерберг, посланник императора Священной Римской империи Леопольда I Габсбурга, писал: «...царства, области и города, подвластные московскому владычеству, управляются наместниками, называемыми у москвитян воеводами, которых управление, однако же, продолжается редко больше трех лет. Они управляют во всем согласно с постановлениями, которые в 1647 году Алексей велел составить по древним неписаным обычаям и, напечатав, хотел сделать общим законом; а так как лица, пользующиеся расположением государя, получают даром его милости, точно водопроводные трубы воду, но никому не отводят ее даром, то необходимо нужно располагать этих любимцев к себе множеством подарков для получения должности».* *на экран выводиться солдат полка нового (иноземного) строя в XVII веке * 4. Учитель задает вопрос: «При каком царе и в каком году появляются стрелецкие полки?» Далее, учитель рассказывает, что происходит усиление централизации в организации вооруженных сил. Поэтому уже с 30-х гг. XVII в. создаются полки «иноземного» строя. 5. Учитель рассказывает о причинах принятия Соборного уложения в 1649 году и его структуре. *На экран выводиться картина Н.Ф. Некрасова «Разработка Соборного уложения» и фотографии современного состояния Соборного уложения 1649 года* Далее на стр.43 просит учеников ознакомиться с фрагмент Соборного уложения и на вопросы: 1. Какие категории владельцев крестьян перечисляются в документе? 2. Как вы оцениваете введение бессрочного? О чем это может говорить? | Ученики записываю план урока в тетрадь. Ученики рассматривают портреты и слушая рассказ учителя задают интересующие вопросы о жизни царей. Ученики, получив задания, читают учебник, а затем анализируют какие изменения произошли в органах управления и выступают с ответом на вопрос. Каждой группе нужно представить свой ответ, а также записать ответы других групп в тетрадь. Группа № 1: Земский собор- сословно-представительный орган: - Увеличение количества представителей из низших сословий. -Стали собираться реже. -Утверждали уже подготовленные царем проекты. -Царь руководит работой. -В 1653 году прекратили функционировать. Ответ группы: (Об усилении. Царь перестает нуждаться в помощи представителей сословий. Действует самостоятельно) Группа № 2: Боярская дума- совещательные орган при царе - Увеличение численного состава и стала громоздкой. - Собираться стала реже. - Появляется «Ближняя» дума. Ответ группы №2: (Эти изменения говорят об усилении власти царя. Роль Боярской думы уменьшается, а влияние «ближней» думы увеличивается). Группа № 3: Приказы- Совещательные при царе -Более 100 -Разные приказы ведали решением одних и тех же или близких по характеру задач -Создание приказа тайных дел (осуществлял контроль за деятельность всех органов власти. Подчинялся только царю). Ответ группы № 3: (Об усилении власти царя. Он держит под контролем деятельность всех органов.) Ученики записывают информацию от учителя. Ученики отвечают на вопрос: при Иване Грозном в 1550 году; Ученики записывают в тетрадь причины и структуру Соборного уложения. Далее, читают фрагмент и отвечают по очереди на вопросы учителя. 1. Ученики слушают рассказ, прочитав текст источника отвечают на вопросы: -Дворцовые, черных волостей. 2. Ученики говорят свои мнение кто за, кто против. -О установлении и оформлении крепостного права | Беседа, работа в группах, работа с учебником, анализ, |
VI. Первичное закрепление | Учитель предлагает закрепить материал, выполнив следующие задания в формате блица: 1. Объясните, по какому принципу собран хронологический ряд: 1613г, 1645г, 1676г. 2. Перед вами портрет человека, укажите в каком веке он правил? 3. В каком году в Москве были сформированы два первых солдатских полка нового (иноземного) строя? 4. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Какие события отечественной истории произошли в год X? (Куликовская битва + Год свержения ордынского ига - поход Батыя на Киев- 7) = Х 5. Сколько лет было Михаилу Алексеевичу, когда он вступил на престол? 6. Расположите на ленте времени в хронологической последовательности следующие события: отмена местничества и принятие Соборного уложения. 7. Какой приказ был создан при Алексее Михайловиче? 8. Назовите дату последнего Земского собора? 9. А теперь вернемся к нашему вопросу и ответим на него: «Почему правление первых Романовых имело важные последствия в истории нашей страны?» | 1. Это начальные даты правления первых Романовых 2. 17 век/ XVII век 3. в 1631 году 4. 1613год- Избрание Земским собором на престол Михаила Романова (1380+1480-1240+7) 5.16 лет 6. 1649 г. 1682г. 7. Приказ Тайных дел 8. 1653 год 9. Ученики отвечают на вопрос, предлагая свои варианты ответа.\ | Выполнение практического задания, беседа, анализ |
VII.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Учитель говорит домашнее задания/ записывает на доске: изучить параграф 18, уметь рассказывать по схеме о политическом устройстве России при первых Романовых, знать термины и даты, записанные в тетради. Отвечает на вопросы учеников, если что-то не понятно. | Ученики записывают домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понятно. | Беседа |
VIII.Рефлексия (подведение итогов занятия) | *выводится слайд, где показаны 3 смайлика* Учитель просит ребят оценить свою работу на уроке при помощи смайлика, который они нарисуют на полях в тетради. | Ученики оценивают результат своей работы и рисуют смайлик в тетради. | Самоанализ, беседа |
Приложения:
Карта Русского государства в XYII веке
Войско в 16 веке:
Атрибуты власти:
Портрет Михаила Федоровича Романова:
Портрет Алексея Михайловича Романова:
Портрет Федора Алексеевича Романова:
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|