Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Примечание



 

ТЕХНИКИ

ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

 

РИСОВАНИЕ

                       

«Свободный рисунок в круге»

 

Цель Налаживание коммуникации, объединение, гармонизация эмоционального состояния.
Материалы Большой лист бумаги в виде крута, краски, кисти, емкость с водой.
Инструкция Детям предлагается по очереди рисовать друг к другу дороги в круге.

«Рисование по сырому листу»

Цель Снятие напряжения, тактильная стимуляция, гармонизация эмоционального состояния, развитие воображения.
Материалы Акварель, кисть, емкость с водой, губка.
Инструкция Попросить ребенка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.

«Водный салют»

Цель  Снятие напряжения, тактильная сти­муляция, отреагирование эмоций, раз­витие воображения

Материалы Акварель, кисть, раковина с водой.

Инструкция Попросить ребенка рисовать на воде, разглядывать получившиеся фигуры.

Примечание Для ввода ребенка в занятие при работе с фобиями можно прочесть сти­хотворение:

 

Страшно очень — не беда,

Пусть поможет мне вода.

Краской крашу, отпускаю,

Не боюсь и не скучаю.

 

 

«Мелки — наперегонки»

Цель                          Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция.

Материалы              Мелки, лист картона.

Инструкция             Ребенок в разном темпе (медленно—быстро) делает штрихи на листе.

 

«Разноцветие камней»

Цель                          Снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого во­ображения.

Материалы             Камни, гуашь, кисть, емкость с водой.

Инструкция             Попросить ребенка раскрасить камни так, как он захочет.

 

«Картины»

Цель Развитие моторики, тактильная сти­муляция, развитие навыков выбора и «принятия границ», гармонизация эмоционального состояния.

Материалы Коробки разных размеров, бумага разной текстуры, краски, кисти, ем­кость с водой.

Инструкция Предложить ребенку выбрать лю­бую из коробок, наклеить бумагу, не выходя за пределы коробки, раскрасить ее по своему усмотрению.

 

«Лицо»

 

Цель                          Познание внутреннего мира ребенка, проработка темы взаимоотношений с родителями.

Материалы             Шаблоны с изображением лиц (женского, мужского, детского), краски, ки­сточки, тени, помады.

Инструкция             Ребенка просят раскрасить шаблоны лиц, при желании прокомментировать свою работу.

 

«Орнамент»

 

Цель                         Развитие моторики, пространственных представлений, чувства ритма, ста­билизация психоэмоционального состо­яния, упорядочивание переживаний.

Материалы             Картинки с орнаментами, материалы для изодеятельности (краски, мелки, пластилин), бумага.

Инструкция             Предложить ребенку рассмотреть

предложенные орнаменты, а затем изо­бразить на основе полученных впечат­лений все, что он захочет.

Примечание             Обратить особое внимание на то, ка-

кой из орнаментов ребенок выбирает (черно-белый, цветной, смешанный).

 

«Семья»

Цель Выявление эмоционального состоя­ния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими от­ношениями, исследование особенно­стей взаимодействия ребенка с миром.

Материалы Шаблоны фигур (женской, мужской, детской), краски, кисточки, емкость с водой.

Инструкция Ребенка просят раскрасить шабло­ны фигур, при желании прокомменти­ровать свою работу.

 

«Зеркальный монстр»

 

Цель                          Снятие напряжения, преодоление тревожно-фобических реакций. С одной стороны, ребенок видит в зеркале свое отражение через нарисо­ванный страх (метафора того, что тело ребенка наполнено страхом), с другой стороны, есть возможность отстранить­ся от страха, сохранить контроль над ним.

Материалы              Зеркало в полный рост ребенка, краски, кисточки, емкость с водой.

Инструкция             Попросить ребенка нарисовать на зеркале то, что его пугает, его страх.

 

 

«Маска»

 

Цель                          Осознание и отреагирование чувств, развитие воображения.

Материалы              Заготовка маске из гипса, гуашь, кисточки, емкость с водой.

Инструкция             Предложить ребенку раскрасить маску так, как он хочет.

 

 

«Создание образов в цвете»

 

Цель                          Развитие эмоциональной сферы, отреагирование эмоций, стимуляция.

Материалы             Болванки (деревянные), краски, кисти, емкость с водой.

Инструкция             Специалист подготавливает детей к работе: «Один, два, три, четыре, пять. Вышла кисточка гулять.

Поиграла, по­плясала, захотела рисовать». Далее детям предлагается закрасить болван­ки так, как им хочется. Специалист обращает внимание на характер бол­ванки (характеристика по выбору фигур).

 

 

«Дом для червячка»

 

Цель                          Преодоление страха загрязнения. Получение нового тактильного опыта, проработка темы дома.

Материалы              Яблочки из этюдной бумаги, пастели или акварель, заготовленные червячки из пластилина. Инструкция «Я несчастный червячок, грустный я ползу, Потерял я домик-яблочко, новое ищу». Попросить ребенка сделать новое яблочко для червячка (закрасить ша­блон).

 

 

«Следы»

Цель Отреагирование эмоций, тактильная стимуляция, снятие напряжения и пре­одоление страха загрязнения, подготов­ка к переходу в другое учреждение или приемную семью.

 

Материалы Гуашь, тазик с водой, полотенце, ватман, шаблоны медвежат, 5 карти­нок с изображениями домика, поляны, репродукция картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», дороги и изоб­ражение нового дома, к которому при­креплен шаблон медвежонка.

 

Инструкция Специалист подготавливает детей к работе, рассказывает сказку, держа в руках игрушечного медвежонка и пер­вую картинку с изображением дома (другие изображения последователь­но прикреплены к стене и завешены тканью):

«Жил-был маленький медвежонок. Он был добрым и очень любопытным. Однажды он так увлекся игрой на прогулке, что очень далеко убежал от дома. Мама стала звать его, но найти не могла. Тогда медвежонок стал оставлять на полянке разноцветные следы, чтобы мама обязательно его нашла».

После этого специалисту необходимо предложить ребенку оставлять на бумаге следы своих ножек. Подобные действия детей специалист сопровождает тем, что постепенно приоткрывает каждую из завешенных картин. После этого вновь совершает ритуал оставления следов. В момент, когда ребенок подошел к последней картинке с домом, задать ему вопрос: «Как зовут медвежонка в домике?»

Примечание            Картины — это проекция этапов жизни ребенка из дома ребенка. Жизнь в семье, затем неизвестность, картина Шишкина «Утро в сосновом лесу» — нахождение в доме ребенка с другими детьми, дорога — это будущий путь в другое учреждение или семью, и вновь иллюстрация дома. Надо отметить, что зачастую сессия не заканчивается пятой картинкой. В предоставленное время дети могут брать шаблоны медвежат, ходить с ними от картинки к картин­ке, оставляя следы, снова возвращаться к пятому изображению. В том случае, если арт-терапевтическая деятельность преследует иные психокоррекционные цели, специалист меняет тематику кар­тин, но принцип работы с ними оставля­ет прежним.

 

«Маленький жираф»

 

Цель                          Раскрытие ресурсов у ребенка в возрастном кризисе 3 лет. Тренировка вни­мания и творческого мышления.

Материалы             Акварель, кисточка, емкость с водой, камни, лист бумаги, игрушечный жи­раф и черепаха.

Инструкция             После прочтения сказки «Маленький жираф» (см. Приложение № 3) по­просить ребенка помочь жирафу сде­лать пятнышки светлее, закрасить ка­мушки. Хвалит за то, что ребенок все делает сам.

 

 

«Рисунок глиной»

 

Цель                          Снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.

Материалы              Жидкая глина, большой лист бумаги (оргстекло).

Инструкция             Предложить ребенку окунать пальчики в глину и рисовать по бумаге.

Примечание            Регулируя консистенцию глины, можно работать с совершенствованием механизмов саморегуляции. Для ввода ребенка в работу исполь­зуем стихотворение: Ручки в глину окуну, Лист к ладошке приложу. След остался от руки — Так рисуют малыши.

 

«Рисование на кукле»

 

Цель                          Лучшее познание внутреннего мира ребенка, развитие воображения.

Материалы             Гуашь, кисточки, емкость с водой, кукла.

Инструкция             Попросить ребенка раскрасить куклу так, как он хочет.

 

 

«Разноцветные листы»

Цель Совершенствование механизмов саморегуляции, тренировка последова­тельности действий, погашение гипер­активности.

МатериалыЧетыре больших листа бумаги, гу­ашь кисть, емкость с водой, скотч, нож­ницы

Инструкция Ребенок поочередно закрашивает листы бумаги (красным, желтым, си­ним, зеленым), после чего в этой же по­следовательности вывешивает листы на стену, закрывая один другим

.

.

 

РАБОТА С ПЛАСТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

 

«Пластилин-силач»

 

Цель                          Отреагирование эмоций и агрессивных тенденций, снятие напряжения.

Материалы             Пластилин, лист картона.

Инструкция             Ребенок, отрывая небольшие кусочки пластилина, размазывает их по ли­сту, создавая тоненький слой, при же­лании может соскоблить его с листа с помощью ножечка для пластилина, что требует дополнительных физических и эмоциональных сил.

 

«Чудо-кактус»

 

Цель                          Гармонизация эмоционального состояния, сенсорная стимуляция. Техни­ка направлена на проработку психоло­гических проблем у агрессивных детей. За счет работы с пластилином, сложного для ребенка процесса разминания бло­ков происходит переход внутреннего напряжения в материал. Получившийся кактус является контейнером эмоций ребенка. Колючки служат символом агрессивных реакций ребенка на окру­жающий мир, а момент прикрепления к этим колючкам цветов может нести в себе коррекционное действие.

Материалы             Терапевтическая сказка «Чудо-кактус» (см. Приложение № 3), пластилин, зубочистки, шаблоны цветов из разно­цветной бумаги.

Инструкция             После прослушивания сказки ребенок лепит кактус, протыкает его зубо­чистками, украшает цветами.

Примечание            Дети старшего возраста могут сделать цветы сами из различных материа­лов (бумага, пластилин, гербарий).

 

 

«Кондитер»

 

Цель                         Снятие напряжения, повышение самооценки, исследование чувств и пред­ставлений, связанных с образом дома.

Материалы             Коробка из-под конфет, пластилин, скульптурный пластилин (если позволя­ют физические способности ребенка), гель с блестками.

Инструкция            Попросить детей слепить конфетки, «заселить их в домики», украсить гелем с блестками.

 

РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

 

«Цветной грунт»

 

Цель                         Тактильная стимуляция, развитие воображения.

Материалы             Цветной грунт, поднос.

Инструкция            Попросить ребенка ознакомиться с материалом, порисовать на грунте или что-нибудь из него построить.

 

Манипуляции с природным материалом

 

Цель                          Тактильная стимуляция, развитие воображения.

Материалы             Разнообразный природный материал.

Инструкция             Попросить ребенка ознакомиться с материалом, создать из него картину, разложив на столе или на полу, или ис­пользовать в работе дополнительные художественные материалы (краски, пластилин).

 

ЭЛЕМЕНТЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

 

«Мир из песка»

 

Цель                          Познание внутреннего мира ребенка, тактильная стимуляция.

Материалы             Пленка, песок, игрушки для песочной терапии.

Инструкция             Попросить ребенка ознакомиться с материалом, порисовать на песке или что-нибудь из него построить, сочинить историю для игрушечных персонажей, живущих в песочном мире.

 

«Sandex» (автор художественной техники

И. Быкова-Голдовская) [http://bykova.wedro.org]

Цель Свободное самовыражение, тактиль­ная стимуляция, снятие напряжения

Материалы            Песок, клей ПВА, палочка, бумага.

Инструкция           Попросить ребенка нарисовать все,

что он захочет смесью песка и клея.

 

КОЛЛАЖ

 

«Коллаж на коробке»

 

Цель                        Развитие моторики и пространственных представлений, навыков выбора, выражение чувств и представле­ний, тактильная стимуляция.

Материалы            Коробки небольших размеров, вырезки из журналов, цветная и белая бумага, клей ПВА.

Инструкция           Предложить ребенку наклеить вырезки из журналов, цветную или белую бумагу на коробки, не выходя за преде­лы коробки.

 

«Аппликация на сосуд»

 

Цель                        Формирование чувства защищенности, развитие мелкой моторики.

Материалы            Баночки из-под шампуней или кремов, клей ПВА, краски, кисти.

Инструкция           Попросить ребенка выбрать понравившуюся баночку и обклеить ее кусочками бумаги, при желании раскрасить.

Примечание           Баночку можно украсить пластилином (намазывание), использовать бусинки, зернышки (техника В. И. Крю­ковой).


Данная техника за счет того, что используется такой материал как вата (шерсть), сохраняющий тепло рук после работы с ним, позволит не только увеличить объем сенсорной информации, но и подарить ощущение дополнительной защиты. Это происходит из-за того, что мягкий и теплый слой из ваты словно служит одеждой для изначально «обнаженных», «беззащитных» персонажей. Учитывая то, что в процессе работы происходит проекция внутреннего мира ребенка на композицию, то можно рассчитывать и на позитивное действие самой композиции и материала на внутреннее ощущение психологической защищенности и комфорта

Цель                          Выражение эмоций, познание внутреннего мира ребенка, сенсорная сти­муляция, развитие воображения. Ком­пенсация материнской депривации.

Материалы Вата, клей ПВА, шаблоны (лебедь, волк, медведь, лиса, заяц, солнце, дере­во, облака), гуашь, кисточки.

Инструкция Наклеить вату на шаблон облака, за­тем закрасить гуашью нужного цвета, затем та же работа с шаблоном солн­ца. Далее ребенок из представленных животных выбирает понравившееся и проделывает те же действия с ватой и красками. Та же работа проводится с деревом. В конце сессии все элементы расположить на одном листе (столе). Ребенок может рассказать об отдельных элементах и о своей работе в целом.

Примечание

Обратить внимание на наличие на картине облаков или тучи. Важен выбор животного, характеристики которого могут помочь в понимании внутренне­го мира ребенка. Кроме того, шерсть (вата) может выступать в качестве шку­ры, а именно оболочки, защитного эле­мента. Цвет листвы дерева также имеет значение, поскольку может говорить о том, на какой психологической стадии жизненного цикла находится ребенок.

 

ЭЛЕМЕНТЫ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ И СКАЗКОТЕРАПИИ

 

Манипуляции с игрушками

Цель Выражение эмоций, познание внут­реннего мира ребенка, получение данных его взаимодействия с миром, развитие во­ображения.

Материалы Поднос с игрушками

Инструкция Предоставить ребенку возможность поиграть с предоставленными игрушками

Примечание Показ спектаклей детям также будет терапевтичным. Например, спектакль «Капризка» (см. Приложение № 3).

 

 

«Свободная тема»

Цель Свободное самовыражение, разви­тие инициативы и воображения, сен­сорная стимуляция, психоэмоциональ­ная разрядка.

Инструкция Предложить ребенку сделать все, что он захочет с материалом, имеющимся в кабинете арт-терапии.

 

«Мягкая кукла»

Учитывая то, что дети из неблагопо­лучных семей находятся в состоянии ма­теринской депривации, в работе с ними необходимо устанавливать взаимосвязь «мать—дитя». А именно использовать техники, элементы в которых имеют глубокий символический смысл, дарую­щие чувство любви, искренней, крепкой и неразрывной привязанности.

Цель Терапевтическая работа с материнской депривацией, сенсорная стимуляция, гар­монизация эмоционального состояния.

Материалы Набитая зернами кукла, на груди которой есть карман в виде сердца с вложенным в него маленькой куколкой из той же ткани. Клубок шерстяных ниток.

Инструкция Ребенок кладет маленькую куклу в карман большой куклы и нитками при­матывает их друг к другу. Важно, чтобы нитка не обрывалась.

ПримечаниеВзрослые дети сами могут шить ку­клу и/или набивать ее зернам. Выбор зерен также может иметь для них осо­бое значение, поэтому важно предло­жить ассортимент (кофе, горох, рожь).

 


ТЕХНИКИ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕМОЙ РАССТАВАНИЯ, ПОКИНУТОСТИ

 

«История рыбки»

 

Цель                         Познание внутреннего мира ребенка, получение данных его взаимодей­ствия с миром, сенсорная стимуляция, развитие воображения, совершенство­вание механизмов саморегуляции, гар­монизация эмоционального состояния.

Сессия № 1

Материалы             Сказка «История рыбки» (первая часть), шаблоны рыбок, пластилин, ли­сты бумаги, краски, кисточки, цветы (объемные, шаблоны, гербарий). Текст сказки см. в Приложении № 3.

Инструкция После прочтения первой части сказ­ки ребенку предлагают сделать работу, отражающую то, что он услышал. Ребе­нок может использовать любой из пред­ставленных материалов.

Сессия № 2

Материалы Работа, которая была сделана на про­шлой сессии, краски, кисточки, береза.

ИнструкцияПри этом ведущий помогает инс­ценировать сюжет сказки (например, дует, как ветер).

Сессия № 3

Материалы Ящик для песочной терапии, песок, фигурка лягушонка, икринка, три рыб­ки, береза, камни, магнитофон, аудио­кассета со звуками журчания воды.

ИнструкцияВ ящике для песочной терапии из пе­ска, камней и воды ведущий делает два озера. После прочтения третьей части сказки ребенку предлагают соединить озера между собой, обыграть то, что было отражено в сказке. В качестве до­полнения используется элемент музыкотерапии.

 

ТЕХНИКИ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕМОЙ ДОМА

 

Символическое значение понятия дома

 

Употребляя термин «невербальная коммуникация», мы обычно имеем в виду «систему символов, знаков, жестов». По мнению К. Г. Юнга, символом называется термин или образ, обладающий особым дополнительным значением, помимо своего общеупотребительного смысла [Юнг, 1991]. Символическая коммуникация может принимать разно­образные формы. Это могут быть слова-символы, предме­ты-символы и рисунки-символы. Эмоционально-символи­ческая коммуникация спонтанна и поэтому предоставля­ет возможность катарсиса, освобождения своих эмоций и чувств, не причиняя вреда окружающим. Символическая экспрессия является способом контроля своего эмоцио­нального состояния. В отличие от словесной экспрессии, она не вызывает осуждения, а следовательно, и страха быть неправильно понятым. Кроме того, этот способ всегда до­ступен и может быть использован в любой жизненной си­туации [Пурнис, 2003].

Изображение домов является значимым символом во всех культурах, естественным элементом детских игр. В строительстве дома заключается человеческая задача, осмысленная цель его существования. Дом — достаточно емкий символ. С одной стороны, дом строится как умень­шенная модель Вселенной, с другой стороны, с ним иногда сравнивают человеческое тело, обладающее пятью чувства­ми и семью отверстиями. И дом, и двор, и город символизи­руют освоенные, «одомашненное» пространство, где чело­век находится в безопасности. Дверь и порог дома — место перехода из защищенного пространства в незащищенное [Андреева, 2004].

 

Использование картонных коробок детьми

 

Изображение домов являются значимым символом во всех культурах, естественным элементом детских игр. Изображения могут быть связаны с попыткой визуализа­ции понесенного детьми ущерба вследствие разрушения их родных домов. Через изображение домов дети могут выразить и осознать свои переживания, тем самым прийти к примирению с проблемой [Копытин, 2002].

В ряде случаев дети сами используют картонные короб­ки в своих играх. Коробки нередко являются материалом для игр у детей дошкольного возраста, превращаясь в ме­тафору защиты. Даже простое накладывание коробок друг на друга или попытка ребенка залезть внутрь способствуют развитию сенсомоторных навыков, дают выход энергии, структурируют поведение детей. По мнению Б. Малери и Р. Мартин, игры с коробками не только способствуют развитию воображения, но и могут служить средством пси­хологической защиты, развития инициативы, а также по­могать специалисту в установлении контакта с аутичными детьми [Малери, Мартин, 2000].

 

Детский рисунок

 

Изображение домов было одной из самых популярных тем в рисунках беженцев. Наиболее близка эта тема ока­залась детям. Такие изображения давали возможность по­вторного переживания драматического опыта, благодаря чему личность могла ощутить свою силу и превосходство над обстоятельствами. Для некоторых детей изображения могли быть связаны с попыткой визуализации перенесен­ного ими ущерба, связанного с разрушениями их родных обителей, — того ущерба, который им было трудно чем-либо восполнить. Через повторное изображение своего жилища дети могли прийти к примирению с утратой [Кал-манович, Ллойд, 2000].

Учитывая то, что дети из неблагополучных семей, нахо­дящиеся в доме ребенка, так же страдают от потери родного дома, то в работе с ними имеет смысл обратиться к рисунку в целях компенсации данной проблемы. Следует отметить, что техника «Рисование на майке» может помочь ребенку выразить свои переживания, страхи, позволяет испытать чувство комфорта и безопасности [Кэдьюсон, 2001]. Майка имеет тесный контакт с телом, поэтому использование дан­ного материала дает ребенку возможность спроецировать свой внутренний мир на тему творческой работы. Кроме того, психоаналитики подтвердили эмпирически, что дом вызывает ассоциации с телом [Пурнис, 2005]. Использование в данной технике шаблона крыши дает возможность ребенку самому достроить собственный дом, рождает ощу­щение дома в себе. Кроме того, дети оставляют на майке отпечатки своих рук. В индийской традиции рука — знак могущества и силы. Кисть символизирует духовное нача­ло, этот знак сопоставим с магическим жестом отпугива­ния злой, нечистой силы [Николаенко, 2005]. Кисть имеет 5 пальцев, а на древнем языке тасманийцев «5» означало слово «человек» [Тэйлор, 1896].

Изобразительный материал, используемый в данной технике, представляет собой гуашь, которая ассоциирует­ся с грязью, кровью, экскрементами, что, в свою очередь, имеет непосредственное отношение к телу человека. Таким образом, и материал, и предмет отображения на данном ма­териале может помочь в исследовании вопроса идентифи­кации дома и осознании себя в нем.

 

Песочные манипуляции

 

Создавая свой мир, ребенок чувствует себя волшебни­ком, преодолевает комплекс плохого художника. Песок символически может передать чувства бесконечности, зыбкости и равнодушия. Создание песочной компози­ции позволяет обнаружить скрытое «Я», понять существо и особенности переживаний ребенка. Кроме того, созда­ется дополнительный акцент на тактильную чувствитель­ность, «мануальный интеллект» ребенка, что позволяет

более интенсивно и гармонично развиваться познаватель­ным процессам [Зинкевич-Евстигнеева, 2005].

Именно поэтому можно проводить коррекционные, раз­вивающие и обучающие занятия, в основе которых лежит спонтанность проявлений ребенка. В этом случае затраги­ваются несколько аспектов работы с детьми: проективной психодиагностики; психокоррекции и психотерапии; пси­хопрофилактики; обучения. Все четыре аспекта проявля­ются как в индивидуальных, так и в групповых занятиях, без ограничений возраста. В процессе обоснования работ важны интуитивно-эмоциональное ощущение арт-терапев-та, анализ расположения фигурок в песочнице и их симво­лическое значение [Зинкевич-Евстигнеева, 2001].

 


ТЕХНИКИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПРОБЛЕМ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДОМА У ДЕТЕЙ

 

«Строительство дома из песка»

Цель Лучшее познание внутреннего мира ребенка, получение данных о его взаи­модействии с миром, развитие вообра­жения, идентификация дома.

 

Материалы Песок, игрушки, цветные фигурки из бумаги (люди, звери, дома, машины, деревья, облака, солнце и т. п.).

 

Инструкция Ребенка просят построить дом из песка, при заселении дома использо­вать цветные фигурки. По завершении строительства ребенок должен ответить на вопросы арт-терапевта: «Крепко ли стоит дом?», «Что станет с домом в пло­хую погоду?», «Чем же можно помочь дому?».

 

 

«Строительство дома из коробок»

ЦельРазвить инициативу и воображение ребенка, сенсорная стимуляция, уста­новление контакта с детьми. Диагно­стика.

 

Материалы Коробки больших размеров, клей, природный материал, карандаши, игрушки, заготовленные из бумаги фи­гурки (люди, звери, дома, машины, де­ревья, облака, солнце и т. п.).

ИнструкцияИз предложенных коробок пред­лагается построить дом, по желанию украсить его и «заселить» различными игрушками [Кэдьюсон, 2001].

 

«Рисование дома»

 

Цель                         Лучшее познание внутреннего мира ребенка, развитие воображения.

Материалы             Бумага, краски, шаблоны домиков из картона белого цвета.

Инструкция             Нарисовать дом, возможно использование шаблонов.

 

«Рисование на майке»

 

Цель                          Развитие воображения, раскрепощение, идентификация дома (при ри­совании руками на данном предмете одежды произойдет осознание наличия «дома в себе»), телесная проработка проблемы.

Материалы Майки, гуашь, игрушки, шаблон крыши дома из разноцветного картона (красный, желтый, синий, зеленый, ко­ричневый).

Инструкция Испытуемого просят, используя лю­бые цвета, рисовать руками на майке. Затем ребенок при желании может при­крепить шаблон крыши к майке, харак­теризует получившийся дом, рассказыва­ет, кто живет в доме, чем он занимается.

Примечание Для осуществления дипломного ис­следования в технику «Рисование на майке» [Кэдьюсон, 2001] были внесены дополнения в виде использования ша­блонов крыши дома и возможности «за­селения» созданного дома игрушками.

 


ТЕХНИКИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДОМА У ДЕТЕЙ

 

«Образы „Дом, дерево и кто-то"»

Цель Визуальная проработка символов, связанных с понятием дома, развитие воображения, коррекция проблем, свя­занных с идентификацией дома.

Материалы Картинки с образами дома, дерева, людей. Кубики из серии «Кто, где жи­вет?» с изображением зверей и мест, в которых они живут.

Инструкция Попросить посмотреть на разнооб­разие картинок, прочувствовать харак­тер изображения. Вспомнить и сказать, кто из животных где обитает.

 

«Творческая работа по мотивам сказки»

Цель Лучшее познание внутреннего мира ребенка, развитие воображения, пере­нос эмоционального состояния на героя сказки, коррекция проблем, связанных с идентификацией дома.

Материалы Текст сказки, глина, картонные ша­блоны дома или небольшие коробки

Инструкция Детям читают сказку, после чего про­сят их слепить из глины главного героя и заселить его в дом.

 

«Волшебное тесто и тени»

Цель Развитие воображения, принятие своей тени и теней родителей, как по­зитивных символов, их объединение. Коррекция проблем, связанных с иден­тификацией дома.

Материалы Пластик (клей ПВА + мука + гу­ашь), «волшебные» емкости с раствора­ми: любовь, доброта и защита. Шаблоны дома, мамы, папы и ребенка из картона, зубная щетка, кисточка, металлический шпатель, гуашь.

Инструкция Попросить ребенка в приготовлен­ное тесто добавить «волшебные» рас­творы. Затем, отрывая небольшие ку­сочки от теста, прикреплять их к шабло­ну дома. Поместить шаблоны родителей и ребенка (в проем двери) в дом. С по­мощью щетки и шпателя забрызгать дом гуашью. Затем снять шаблоны ро­дителей и ребенка, рассмотреть образо­вавшиеся тени.

 

«Гнездо и скорлупа»

Цель                          Развитие воображения, оказание помощи в правильном построении от­ношений с женщиной-матерью, кор­рекция проблем, связанных с иденти­фикацией дома.

Материалы             Белая и коричневая скорлупа, гнездо, шаблон яйца, природный материал (шишки, гриб-чага, кора дерева, мох и др.), шаблоны родителей и ребенка, пластилиновые шарики.

Инструкция             Попросить ребенка с помощью пла-

стилиновых шариков прикрепить яич­ную скорлупу к шаблону яйца. Затем попросить ребенка украсить гнездо природными материалами, поместить яйцо, шаблоны родителей и ребенка в гнездо.

Примечание            Гнездо состоит из ветвей. Ломаные

ветки могут означать проявление агрес­сии по отношению к женщине. Учиты­вая то, что дети из неблагополучных семей носят в себе обиду на мать, то работа с подобным материалом может помочь в правильном построении отно­шений с женщиной-матерью. Объеди­нение ломаных ветвей в гнездо может даровать ощущение гармонии, целост­ности самостоятельных деталей.

 

«Ракушка и ребенок»

Цель Развитие воображения, стимуляция позитивных взаимоотношений в систе­ме «мать—дитя», объединение двух са­мостоятельных единиц.

Материалы Шаблоны с композицией ракушки и ребенка, гуашь, кисточка, вода, ли­сточки растений

Инструкция Попросить ребенка гуашью за­красить пустые места в изображении (желтой — лицо ребенка, а синей — ра­кушку) . Затем поместить композицию в круг, выложенный из листочков расте­ний разных размеров. Листья — китай­ская эмблема счастья, часто символизи­руют множественность человеческих жизней. Таким образом, мы символиче­ски объединяем мать и дитя одним про­странством, заключая их метафорой счастья.

Примечание По контуру изображения ракуш­ки и ребенка растереть пластик (клей ПВА + мука). Перед использованием подождать, пока он застынет.

 

 

«Каменный дом»

 

Цель                          Развитие воображения, сенсорная стимуляция, коррекция проблем, свя­занных с идентификацией дома.

Материалы             Камни, гуашь, кисточка, емкость для воды, ракушка, жемчужина.

Инструкция              Попросить ребенка познакомится с камнями, подержать в руках, постро­ить из них дом. При желании можно покрасить камни гуашью. Затем позна­комиться с ракушкой и жемчужиной, поместить их в каменный дом.

 

 

«Сам я дом»

 

Цель                          Развитие воображения, коррекция проблем, связанных с идентификацией дома.

Материалы              Майки с отпечатками рук, которые использовались для диагностики, кар­тины с пейзажами (река, лес, пустыня), стихотворение «Сам я домик».

Инструкция             Ребенок надевает майку с отпечатками своих рук, колпак как крышу дома. Выбирает себе место, где хочет жить (любой пейзаж). Затем выполня­ет танцевальные движения под чтение стихотворения «Сам я домик»:

Сам я домик: крыша есть,

 Двери есть, и окна есть.

Теплоты во мне не счесть.

Радость есть, и нежность есть.

Чтобы счастье мне найти,

Нужно долго мне идти

По дорогам, по долам,

Ножкой топать тут и там.

Выбрать место и присесть.

Вот теперь и счастье есть!

 

 

«Одежда для дома»

Цель Развитие воображения, сенсорная стимуляция, коррекция проблем, свя­занных с идентификацией дома.

 

Материалы Небольшая коробка, газеты, ленточ­ки, лоскутки бумаги, листочки, клей.

Инструкция Попросить ребенка обклеить короб­ку лоскутками бумаги, газетой и другим материалом. Заселить домовенка в ко­робку-дом.

 

«Цветущий домик»

Цель Развитие воображения, позитивно­го отношения к собственному дому, его одушевление. Закрепление в сознании понятия о том, что гармоничная сре­да внутри способствует росту цветов, созданию красоты, любви. Коррекция проблем, связанных с идентификацией дома.

Материалы Объемные шаблон дома, гуашь, пла­стилин

Инструкция Ребенок раскрашивает шаблон дома в любой цвет, лепит из пластилина розы и прикрепляет их к домику.

 

«Я и фотография»

Цель Формирование Я-образа, повыше­ние самооценки, расширение кругозо­ра, налаживание коммуникации.

Материалы Цифровой фотоаппарат.

Инструкция Специалист фотографирует ребен­ка в процессе арт-терапевтической дея­тельности, после чего показывает малы­шу снимки на цифровом фотоаппарате [Сучкова, 2006, 2008].

 

Автор данной книги особенно рекомендует использо­вать техники для работы с темой расставания, покинутости и техники для работы с темой дома в арт-терапевтической практике с детьми из сиротских учреждений и детьми из неблагополучных семей, имеющих нарушение привязан­ности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.