|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Используя ресурсы Интернета и другие источники информации, выпишите рекомендуемые суточные нормы потребления основных питательных веществ (белков, жиров, углеводов) и общую их калорийность для мальчиков и девочек 13 лет.. Дополнительная
09.11.2021г. Тема: Физиология питания. Расчёт калорийности блюд. Цели урока: · дать общее понятие о калорийности блюд; · познакомить с суточным расходом энергии человека в зависимости от различных факторов; · научить рассчитывать калорийность блюд; · прививать чувство меры; Тип урока: комбинированный. Ход урока. Чтобы человек был здоров и надолго сохранил работоспособность, он должен получать с пищей все необходимые вещества и в нужном количестве. Изучением этой проблемы, как мы уже говорили, занимается наука, которая называется физиология питания. Она изучает условия оптимального усвоения организмом питательных веществ в соответствии с возрастом, полом, состоянием здоровья человека, характером трудовой деятельности, режимом питания и др. В состав пищи входят различные питательные вещества растительного и животного происхождения. Это белки, жиры, углеводы, а также минеральные вещества, витамины и вода (рис. 4.1). Белки активно участвуют в обмене веществ и необходимы для построения новых клеток и тканей. Помимо молока и молочных продуктов, главными источниками белков являются продукты животного (мясо, рыба, яйца) и растительного (горох, фасоль, соя) происхождения. Жиры — источник энергии и регулятор проникновения в клетки воды, солей и других важных веществ. Человеку необходимо употреблять жиры как животного (сливки, сметана, сало, сливочное масло), так и растительного (растительное масло, орехи) происхождения. Однако следует помнить, что чрезмерное употребление жиров при водит к увеличению массы тела. Углеводы — основной источник обеспечения организма энергией. Они помогают организму лучше усваивать жиры. Источники углеводов — продукты растительного происхождения. Это пшеничный и ржа ной хлеб, мучные и кондитерские изделия, крупы, фрукты, ягоды, картофель, сахар. В продуктах животного происхождения содержание углеводов невелико. Важным условием правильного обмена веществ в организме является наличие в пище минеральных солей, которые регулируют обмен веществ, а также витаминов, о чём мы уже говорили в 5 и 6 классах на уроках технологии. В организме человека питательные вещества подвергаются сложным изменениям, в результате которых они постепенно превращаются в вещества самого организма, его клеток и тканей, т. е. усваиваются им. Этот процесс называется ассимиляцией. Одновременно с образованием в организме новых клеток и тканей происходит постепенное разрушение старых. Процесс распада веществ, входящих в состав клеток и тканей, называется диссимиляцией. Диссимиляция сопровождается выделением энергии, затрачиваемой на работу органов и поддержание постоянной температуры тела. Оба процесса взаимосвязаны и называются обменом веществ. Только правильно организованное и своевременное питание, включающее сбалансированный комплекс питательных веществ, позволяет человеку надолго сохранить здоровье и работоспособность. Калорийность блюд. Калорийность — это энергетическая ценность пищевых продуктов или рациона питания, т. е. количество энергии, содержащееся в питательных веществах, получаемых человеком с пищей. Энергия, которая содержится в углеводах, жирах, белках, измеряется килокалориями (ккал). Процесс преобразования этих веществ в организме напоминает процесс горения, поэтому питательные вещества часто называют «топливом» для организма (табл. 4.1). Таблица 4.1. Расчёт калорийности каши манной молочной
При окислении в организме калорийность 1 г углеводов составляет 4,1 ккал, 1 г жиров — 9,3 ккал, 1 г белка — 4,1 ккал. Следовательно, высококалорийными являются продукты, содержащие большое количество жиров (их употребление в пищу следует ограничивать). Энергетическая ценность пищи рассчитывается по процентному содержанию в ней углеводов, жиров, белков и коэффициентам физиологической энергетической ценности. Существуют справочные таблицы калорийности продуктов. Для того чтобы правильно, рационально питаться, желательно заранее составлять своё меню. Это поможет разнообразить питание и правильно регулировать состав пищевых веществ. Важное значение имеет режим питания, который определяет количество приёмов пищи, а также интервалы между ними, правильное распределение рациона в течение дня. Для взрослых людей рекомендуется трёх-, четырёхразовое питание, для детей и подростков — четырёх-, пятиразовое. Специалистами в области питания были разработаны суточные наборы продуктов для школьников. В них содержится нормированное для каждой возрастной группы количество энергии и пищевых веществ. День школьника начинается с домашнего завтрака. Первый завтрак должен быть плотным и калорийным. Рекомендуемые блюда, которые несложно приготовить утром: молочная каша, сосиски, омлет, кофе, какао, чай, бутерброды. Обед может включать закуску, первое, второе и сладкое блюдо. За- куска перед первым блюдом способствует выделению желудочного сока и лучшему перевариванию мясных и рыбных блюд. На закуску рекомендуются салаты и винегреты из сырых или варёных овощей, заправленные растительным маслом. Первое блюдо — суп мясной, рыбный, на курином бульоне, вегетарианский. Второе блюдо — отварное или тушёное мясо, рыба с гарниром из овощей или круп. Если суп был заправлен вермишелью или крупой, гарнир ко второму блюду должен быть из овощей, и наоборот. На сладкое — кисель, компот, желе. Полдник может состоять из стакана молока, кефира с булочкой, фруктов. Ужин должен быть лёгким — крупяное, овощное, творожное блюдо, чай или молоко. Для того чтобы правильно составлять меню, надо знать необходимый набор продуктов на один день для взрослого человека и подростка. Очень важно знать и совместимость продуктов. Правильное или неправильное сочетание продуктов оказывает сильное влияние на здоровье человека. Работа всех органов человека и систем жизнедеятельности постоянно требует определённого количества энергии. Пищеварение отнимает у организма энергии больше, чем любая физическая нагрузка (бег, езда на велосипеде и т. д.). Чтобы получать дополнительную энергию, человеку следует употреблять легкоусвояемую пищу, на переваривание которой организм затрачивает меньше энергии и времени, а также правильно сочетать продукты. Условия, необходимые для переваривания различных видов продуктов, различаются. Для расщепления белков необходима кислая среда, для углеводов — щелочная. Если мы одновременно едим пищу, содержащую много белков и углеводов, то какие-то из этих веществ усвоятся хуже. Так, съеденное на пустой желудок яблоко покидает его уже спустя 15—20 мин, если съесть его после мяса, оно задержится в желудке и станет причиной брожения и гниения. Основные принципы здорового питания.Энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма — сколько надо есть. Химический состав пищевых продуктов должен соответствовать физиологическим потребностям организма — что надо есть. Пища должна поступать в организм регулярно, в определённом ре- жиме — как надо есть. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Используя ресурсы Интернета и другие источники информации, выпишите рекомендуемые суточные нормы потребления основных питательных веществ (белков, жиров, углеводов) и общую их калорийность для мальчиков и девочек 13 лет. Дополнительная информация https://yandex.fr/video/preview/?filmId=17138426607264657815&from=tabbar&reqid=1636382449412933-2044040175850288982-sas2-0767-275-sas-l7-balancer-8080-BAL-4250&suggest_reqid=334440774159645569724671548182083&text=Физиология+питания+8+класс
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|