Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. Основные понятия



  СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Цель:дать понятие сущности социальной политики

Основные понятия

Социальная политика, социальная сфера как объект социальной политики, принципы социальной политики, государственная социальная политика, региональная социальная политика, корпоративная социальная политика.

В переводе с греческого политика — искусство управления государством, сложное общественное явление. Существенной характеристикой политики является направленность использования механизма власти на согласование интересов различных социальных групп. Наиболее важными направлениями деятельности государства являются экономическая политика, военная и оборонная политика, политика в области науки и образования, социальная политика.

Важнейшим направлением государственной политики является социальная политика, которая направлена на гармонизацию социальных интересов различных групп населения.

Социальная работа выступает как инструмент социальной политики в сфере поддержки нуждающихся групп населения. Изучение деятельности социальных служб показывает тесную связь между спецификой социальных проблем, возникающих на определенном этапе развития общества, и направлениями социальной политики, ориентированными на разрешение этих проблем.

При развертывании социальной работы учитываются такие факторы, как особенности социального положения и условия жизнеобеспечения различных групп населения на отдельных территориях, наличие материальных и трудовых (профессиональных кадров и добровольцев) ресурсов для оказания различных форм социальной помощи, наличие источников финансирования социальной политики.

В самом общем виде социальная политика определяется как деятельность государства или общественных институтов по удовлетворению социальных потребностей населения. Она призвана обеспечивать улучшение качества жизни населения, способствовать достижению согласия и гражданского мира, регулировать отношения в обществе через гармонизацию интересов основных социальных групп населения.

Социальная политика вторична относительно экономики, которая является материальной основой решения социальных задач. Вторичность ее происхождения не означает ее второстепенность для развития общества. Социальная политика обладает следующими свойствами:

§ универсальностью (всеохватывающий характер воздействия на все стороны социального воспроизводства людей);

§ атрибутивностью (способность сочетаться с любыми общественными отношениями и сферами жизнедеятельности общества).

§ последовательное проведение социальной политики в жизнь способствует политической стабильности и устойчивости развития общества, достижению гражданского мира, обеспечению социальной справедливости.

§ социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий и включает в себя следующие направления:

§ политика регулирования доходов населения (в том числе заработной платы, пенсий, пособий);

§ политика в сфере труда и трудовых отношений (охрана труда, социальное страхование, занятость населения и

§ АР);

§ социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии);

§ основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, спорт);

§ социоэкологическая политика (формирование жизненной сферы и обеспечение экологической безопасности);

§ политика в области инфраструктуры жизнеобеспечения (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание) ;

§ миграционная политика (регулирование миграционных процессов с учетом геополитических интересов страны);

§ политика в отношении отдельных категорий населения (семьи, молодежи, пожилых и инвалидов, проблемных групп населения);

§ развитие социального партнерства как идеология сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности, представленности в обществе.

Социальная политика обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем. Стратегии социальной политики направлены на обеспечение широким слоям населения достойного образа жизни и улучшения его качества.

Объектом социальной политики выступает социальная сфера — относительно самостоятельная область общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы и отношения социальных групп. Это своеобразная система, в которой выделяются:

§ социальная структура общества в виде дифференциации людей по социальным группам;

§ социальная инфраструктура как совокупность отраслей деятельности, способствующих воспроизводству нормальной жизнедеятельности людей;

§ условия жизнеобеспечения населения, включая условия труда, быта, досуга, образования, доступа к ценностям культуры, обеспечение прав и свобод личности.

Социальная сфера, таким образом, предстает как некое пространство, среда обитания людей, в которой каждый человек занимает свое особое место, обусловливающее его положение, статус, социальную роль и качество жизни.

Социальная сфера не застывшая структура социальных связей и отношений. В ней непрерывно протекают сложные, порой весьма противоречивые процессы преобразований под воздействием множества факторов.

В.Н.Ковалев выделяет следующие факторы, воздействующие на социальную сферу:

§ природно-географический фактор (особенности природно-географической среды и ее влияние на занятия и образ жизни населения);

§ социально-демографический фактор (половозрастной состав, численность населения по категориям и группам, рождаемость и смертность, семейные отношения, миграционные процессы, занятость и т.д.);

§ производственно-технологический фактор (степень развития предприятий региона);

§ социально-экономический фактор (особенности функционирования социальной инфраструктуры);

§ социально-правовой фактор (уровень правового самосознания населения);

§ социально-политический фактор (влияние социальной политики на воспроизводство социальных ресурсов);

§ социально-информационный фактор (характер влияния средств массовой информации на социальные отношения и процессы в обществе, регионе);

§ социокультурный фактор (традиции в обществе, наличие учреждений культуры);

§ национально-этнический фактор (влияние национальных интересов различных групп населения, их традиций и обычаев);

§ социально-психологический фактор (проявление переживаний, настроений различных групп населения, учет их образа жизни).

Уровень развитости социальной сферы характеризуется системой социальных индикаторов:

§ величина прожиточного минимума;

§ доля населения, находящегося за чертой бедности;

§ величина поляризации доходов (децильный коэффициент);

§ число получающих образование;

§ перечень медицинских услуг, доступных населению;

§ доля безработных в общей численности трудоспособного населения;

§ средняя продолжительность жизни;

§ детская смертность и рождаемость.

Эти показатели выступают в качестве социальных нормативов и рассматриваются как границы социальной безопасности. Интегральным показателем продуктивности функционирования социальной сферы является демографическое состояние общества, включая рождаемость, смертность, продолжительность жизни, миграцию. Социальная сфера должна гарантировать расширенное воспроизводство человеческих ресурсов, их социальное благополучие, предотвращать деградацию отдельных групп населения.

Главными принципами государственной политики выступают: гуманизм и социальная справедливость. Однако логика рыночной экономики, опирающаяся на право частной собственности, во многих отношениях противоречит требованиям социальной справедливости. В этих условиях социальная политика государства призвана вносить необходимые коррективы в систему социально-трудовых и распределительных отношений.

Острейшими проблемами современной России стали снижение уровня жизни населения по имущественному признаку, чрезмерная поляризация доходов. Уровень реальных доходов за последние годы снизился в 2—3 раза. Расслоение общества привело к резкому увеличению доли обнищавших, маргинализирующихся слоев населения при сохранении относительно небольшой доли богатых людей. Разделение людей на имущих и неимущих воспринимается большинством населения как социальная несправедливость. Во многом это обусловлено исторической памятью результатов социальной политики в советский период. Уже к началу 1950-х гг. после разрушительной по своим последствиям Второй мировой войны произошел возврат к довоенным показателям. Были восстановлены 8-часовой рабочий день, отпуска, отменена карточная система на продовольственные и промышленные товары, введенная в годы войны. В течение 1947—1950 гг. розничные цены на товары массового потребления снижались 5 раз и понизились за этот период на 43%. В 1970-е гг. обеспеченность больницами, поликлиниками, детскими садами и яслями, комбинатами бытового обслуживания, библиотеками, стадионами, домами отдыха и санаториями соответствовала показателям самых экономически развитых стран, а по некоторым направлениям значительно их превосходила. Яркий показатель — в первой половине 1960-х гг. в СССР были самая низкая детская смертность в мире (6 7 человек на 1 тыс. человек) и один из самых высоких уровней средней продолжительности жизни — 70 лет.

В новых экономических условиях происходит отказ от понимания социальной справедливости с точки зрения уравнительности, отождествления бесплатности тех или иных благ с их доступностью. Социальная справедливость декларируется как предоставление равных стартовых возможностей, социальных гарантий всем членам общества, обеспечение равной оплаты за равный труд, как предотвращение любой формы дискриминации, необходимость поддержки слабых слоев и групп населения. Происходит отказ от идеологии государственного патернализма; принцип гарантированной социальной защиты всего населения заменяется

принципом адресной социальной поддержки наиболее нуждающихся.

Происходит переосмысление социальной справедливости как фундаментального научного понятия, наполнение его новым содержанием представлений о равенстве, социальных гарантиях, о соотношении ответственности индивида и общества за благополучие каждого гражданина.

В сфере социальной политики находит выражение степень гуманности государства, и чем она сильнее, тем нагляднее гуманистический смысл направленности общественного развития. Главными предпосылками утверждения в обществе принципа социальной справедливости могут стать социальная поддержка нуждающихся, и свобода предпринимательства в условиях рыночных отношений.

Требования к содержанию и методам социальной политики отражаются в следующих принципах.

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важными являются охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Минимальные социальные гарантии включают в себя:

§ минимальный размер оплаты труда;

§ минимальный размер трудовой пенсии;

§ право на получение пособий по социальному страхованию, в том числе по безработице, болезни, беременности

§ и родам, уходу за маленьким ребенком, пособия по мало- обеспеченности и других видов социальной помощи;

§ получение минимального набора общедоступных и бесплатных услуг — образования, здравоохранения и культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Содержание социальной политики раскрывается в системе следующих функций:

§ согласование интересов различных социальных групп;

§ социальная защита населения;

§ управление социальным развитием;

§ прогностическая, предвидение социальных проблем, рисков и конфликтов.

Социальная политика характеризуется определенной системой структурных элементов и основными механизмами. Важнейшими из них являются:

§ разработка и реализация социальных программ;

§ установление единой системы социальных гарантий, подкрепленных бюджетным финансированием;

§ формирование государственных фондов и внебюджетных негосударственных фондов.

Главной целью социальной политики является гармонизация общественных отношений, осуществление мер по сохранению и укреплению существующего общественного и государственного строя. К базовым целям социальной политики относят:

§ достижение стабильности и динамичности социального развития;

§ обеспечение материальных и культурных потребностей населения;

§ обеспечение высокого уровня и качества жизни;

§ поддержка и социальная защита слабых групп населения.

В зависимости от того, от кого исходят конкретные меры и мероприятия, направленные на жизнеобеспечение населения, кто их главный инициатор (субъект), различают следующие виды социальной политики: государственная, региональная, муниципальная, корпоративная или социальная политика организации.

Центральное место в социальном регулировании принадлежит государству в лице его представительных и исполнитель- пых органов всех уровней, которые формируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию и тактику. Управление социальным развитием осуществляется путем проведения не только социальных реформ, но и реформ во всех сферах жизнедеятельности общества в целом.

Реформа социальная — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны (порядков, институтов, учреждений) или всех сторон общественной жизни при сохранении существующего общественного строя. Как правило, положительно влияет на общественные процессы, в том числе и в социальной сфере. Однако это зависит от целей, задач, от того, в чьих интересах осуществляется реформа социальная.

К сфере социальной политики государства относятся пенсионное обеспечение, социальное страхование, санаторно-курортные и оздоровительные услуги, услуги социальных служб, медицинское обслуживание, транспортные услуги, охрана окружающей среды, обустройство мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев.

Государственные органы власти обеспечивают правовые механизмы реализации социальной политики, которые позволяют определять правила социального поведения населения, обеспечивать социальную защиту всех нуждающихся, стимулировать социальную солидарность населения и т.д.

Государственная социальная политика — это действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные социальные результаты.

Проблемы и перспективы государственной социальной политики отражаются:

§ в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

§ в бюджетных посланиях Президента Правительству РФ;

§ в постановлениях Государственной думы и Совета Федераций Федерального собрания РФ;

§ в федеральных законах РФ.

В декабре 1993 г. была принята Конституция РФ, в которой основные социальные права были закреплены в пунктах законодательства РФ об охране здоровья граждан, Кодексе законов о труде РФ, Кодексе о браке и семье, Жилищном кодексе, законах

«О государственных пенсиях в России», «О занятости населения РФ» и др.

В зависимости от своевременности принятия или корректировки действующих государственных программ социальная политика может быть: упреждающей, запаздывающей, догоняющей. В зарубежном опыте достаточно примеров упреждающей социальной политики, которая выражается в системе превентивных мер. Так, в современной Германии много внимания уделяется молодежной политике, учитывающей весь спектр потребностей молодых граждан страны, включая различные этнические группы. Для запаздывающей социальной политики характерно отставание от удовлетворения насущных потребностей граждан, что ведет к «маршам голодных кастрюль», забастовкам и манифестациям.

По временному критерию можно выделить:

§ долговременную государственную социальную политику (наличие фундаментальных целей и обеспеченность соответствующими ресурсами);

§ текущую социальную политику, которая выражается в конкретных социальных мероприятиях для всего населения или определенных социальных слоев;

§ ситуативную социальную политику, которая осуществляется в экстремальных условиях (стихийные бедствия).

Для реализации социальной политики государство формирует специальные структуры по оказанию помощи нуждающимся и выделяет соответствующие ресурсы (финансовые, материальные, кадровые, информационные и др.). Реальная конкретная социальная политика осуществляется на региональном, муниципальном и корпоративном уровнях.

Целью региональной социальной политики является сведение к минимуму социально-экономического неравенства регионов (территорий) в составе государства. Субъектами региональной национальной политики являются центральные и территориальные (региональные) власти. Ведущими направлениями региональной социальной политики являются:

§ формирование регионального законодательства, которое не вступает в противоречие с федеральным;

§ разработка и осуществление социальных программ, в том числе целевых программ развития регионов;

§ осуществление гибкой системы социальной поддержки нуждающихся с ориентацией на обучение населения навыкам самообеспечения;

§ прогнозирование социальных рисков в ближайшей и отдаленной перспективе для оперативного реагирования.

§ социальной защиты населения играют региональные социальные программы. Это связано со значительной дифференциацией жизни людей на различных территориях, в том числе в поселениях сельского и городского типов. Характер обеспечения различных социальных групп значительно отличается. Учет этих различий требует введения региональных социальных норм и нормативов, определяющих необходимый объем социальной помощи.

Для снижения уровня бедности населения в рамках Федерального закона «О государственной социальной помощи» (1999 г.) предусмотрена адресная социальная помощь малоимущим как форма региональной социальной помощи. Система государственной социальной помощи по бедности имеет заявительную форму и увязывается с уровнем нуждаемости, размером регионального прожиточного минимума, экономическими возможностями и демографической ситуацией в регионе. В ее основе — региональные бюджетные источники финансирования, что обусловливает ее крайне небольшие размеры. Категории нуждающихся, кроме общей характеристики уровня их прожиточного минимума, имеют также широкий спектр социально-психологических особенностей, учет которых необходим для повышения эффективности социальной помощи.

Эффективное управление социальным развитием в регионе невозможно осуществлять вне муниципальной социальной политики. Органы местного самоуправления в рамках своей компетенции осуществляют многогранную деятельность по управлению социальным развитием. Находясь наиболее близко к населению, они владеют достоверной информацией о проблемах и нуждах людей. Многие федеральные и региональные социальные программы размещаются на муниципальном уровне. Органы местного самоуправления осуществляют адресную социальную помощь и призваны не только реализовывать социальную политику в пределах своих территориальных образований, но и формировать стратегию и тактику проведения социальных мероприятий в пределах установленных полномочий и возможностей использования собственных средств. Региональные и местные органы власти сталкиваются постоянно с проблемой ограниченных финансовых Ресурсов и множеством неотложных социальных проблем населения. Социальный блок является самым обременительным для В настоящее время для Российской Федерации важную роль в системе местных бюджетов. К основным задачам органов местного самоуправления в области социальной политики относят:

§ поддержку «слабых» социальных групп населения;

§ сохранение единого социального пространства муниципального образования;

§ формирование среды обитания, приемлемой для нормальной жизнедеятельности человека и его воспроизводства.

На территориях муниципальных образований осуществляется работа по реализации социальных льгот лицам, имеющим право на их получение; ведется работа по формированию компьютерного банка данных всех получателей льгот. Условием «социального благополучия» на местном уровне выступает консолидация органов власти всех уровней, социальных служб, общественных организаций, профессиональных групп по решению социальных проблем на основе имеющихся ресурсов.

Корпоративная социальная политика представляет собой систему мер социального характера, которые организация предоставляет своим сотрудникам и членам их семей помимо заработной платы. Ее целью является ориентация на привлекательность организации для ее сотрудников за счет учета их потребностей и интересов. Социально ориентированные предприятия и организации разрабатывают собственные социальные программы, которые включают в себя следующие мероприятия:

§ меры в области безопасности и охраны здоровья;

§ профилактика конфликтов в сфере трудовых отношений;

§ консультативные услуги;

§ различные виды помощи сотрудникам и членам их семей в трудных жизненных ситуациях.

Добровольные социальные меры должны быть гибкими и экономически оправданными.

Социальное развитие общества во многом определяется эффективностью социальной работы. Социальная работа является способом реализации социальной политики, поэтому эта деятельность динамична и изменчива. В отличие от социальной работы социальная политика более устойчива, носит долговременный характер. В то же время характер и направленность социальной работы влияют на ориентиры социальной политики. Если социальная политика определяет перспективные цели социального развития, то на уровне социальной работы осуществляются различные виды помощи и поддержки нуждающихся.

Социальная работа с ее обширной сетью центров социальной помощи населению оказывает активное воздействие на социальную политику, поскольку осуществляет обратную информационную связь в системе управления социальными процессами. Чем глубже изучены и осмыслены жизненные потребности различных групп населения, тем полнее они отражаются в задачах социальной политики. Социальная политика становится более реалистичной. Важное значение в социальной работе имеет анализ общественного мнения и социальных ожиданий населения. Этот аналитический материал используется органами государственного управления при обосновании мероприятий социальной политики на различных уровнях.

Таким образом, целенаправленная социальная политика на всех уровнях жизнедеятельности государства приводит к:

§ повышению качества жизни населения;

§ усилению влияния института социальной работы;

§ сохранению и развитию важнейшего ресурса — человеческого потенциала;

§ расширению различных форм социального партнерства и становлению гражданского общества.

В настоящее время в российской практике социальной работы основная функция — компенсирующая, т. е. поддержка наиболее проблемных групп населения. Зарубежными специалистами подчеркивается значение интеграционного подхода, в рамках которого ведущее значение имеет профилактическая и психосоциальная работа, направленная на активизацию индивидуальных ресурсов клиентов. Государство обязано создать условия для развития трудовых, творческих способностей человека, что предполагает и повышение ответственности человека за свою судьбу.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.