Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практические задания



 

Практическое занятие №4

Тема: Системный подход в экологическом образовании дошкольников средствами игры

 

Цель: систематизировать знания об играх как средстве экологического воспитания;

Упражнять в самостоятельной разработке целей и содержания дидактических игр для детей дошкольного возраста. 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Классификация игр в экологическом образовании дошкольников.

Согласно классификации С.Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы:

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), - самостоятельные игры (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерские, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые);

2) игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, - организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, - народные игры.

Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.). Центральное звено таких игр - правила - является главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.

Организация игр с правилами предполагает участие в них взрослого - особенно важна его роль на первых этапах, когда вводится новая игра и дети должны понять ее содержание и правила, а затем усвоить их, чтобы легко применять на практике. В игре взрослый выполняет две роли: равноправного с детьми участника и организатора. Взрослый является носителем игровых умений, поэтому беспрекословное и постоянное выполнение им правил - это главное условие организации и проведения таких игр.

Усвоение правил, подчинение им своего поведения детям дается нелегко: они быстро начинают замечать нарушение правил партнерами и не замечают своих нарушений. Поэтому повторение правил, терпеливое их разъяснение довольно долго являются организационным моментом.

В экологическом воспитании игры с правилами дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под категорию.

2. Использование игр в экологически мотивированной деятельности детей

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. «Она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания: игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения Игра — это эмоциональная деятельность: играющий ребенок доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой, по мнению С. Н. Николаевой, в большой степени зависит от их эмоционального отношения к педагогу, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта — игру и ознакомление с природой, заключается в том, чтобы игра погружала детей в любимую деятельность и создавала благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, который в рамках экологического образования является конечным результатом. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра — есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

В экологическом образовании дидактические игры помогают детям уточнить, закрепить, расширить, систематизировать имеющиеся у детей знания о природе, а также дают возможность детям оперировать самими предметами природы (семенами, плодами, овощами, фруктами), сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Практические задания

1. Изучить содержание статей в периодических изданиях. Сделать краткие тезисы.

Сегодня экологическое образование дошкольников — это важное направление дошкольной педагогики. Исследования Л. С. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, П. Г. Саморуковой, А. М. Федотовой, И. А. Хайдуровой показали, что в дошкольном возрасте, в детстве, складывается начальное ощущение окружающего мира, закладываются главные представления о природе, формируются основы экологического сознания. Ученые доказали, что оптимальной формой ознакомления дошкольников с природой являются игры и игровые обучающие ситуации . Усвоение знаний о природе при помощи игр, вызывающих эмоциональный отклик, влияет на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Важна сторона явления: экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорее войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, которые затрагивают лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника . Многие ученые давали определение понятию «игра». Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, раскрывает все виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взрослого, он и то и другое делает для удовольствия, для игры, не для того, чтобы что-нибудь получить. Все это называют игрой. Игра вместе с трудовой деятельностью и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Именно в игре ребенок развивает способность и создает системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывая их. В игровой деятельности зарождаются и разграничиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игровой деятельности зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда, обучения. Использование игровых приемов, дидактических игр делает обучение в этом возрасте сообразным природе ребенка. Игра непосредственно влияет на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками, умениями, знаниями.

Экологические игры по развитию и формированию правильного отношения к окружающей природе содержат сюжет, используют роли, правила или же содержат только задания. Действия в таких играх могут быть обозначены текстом, который и определяет последовательность игры. Игры, предложенные воспитателями ДОУ, помогут дошкольникам любить родной край и окружающую как живую, так и неживую природу. Дидактические игры занимают значительное место в системе экологического образования дошкольников. В процессе которых обучение осуществляется опосредовано, через различные элементы занимательного и, одновременно, познавательного материала, с которым взаимодействуют дети.

Таким образом, можно сделать следующий вывод о том, что экологическое образование детей дошкольного возраста необходимо строить на игровой основе — с большим включением в педагогическую деятельность разных видов игр. В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется желание беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, принимать участие в установке нормализации жизнедеятельности существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

2. Разработать    схему для систематизации представлений детей о каком-либо объекте наблюдения, используя прием «Системный оператор                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          » (См. Приложение 1).

Системное мышление по отношению к объектам рукотворного и природного мира имеет свои характерные особенности.

1. Последовательность мыслительных операций по систематизации объектов рукотворного мира.

Сведения об объектах систематизируются с помощью таблицы, которая называется «системным оператором». Его минимальная модель 9 экранов.

Первым шагом работы с системным оператором является обозначение рукотворного объекта и определяет его функции .

Далее рассматриваются части (подсистема) выбранного объекта, которые позволяют ему выполнить функцию .

На экране 3 рассматриваются окружения (надсистема), в которой выполняется функция выбранного объекта.

Экран 4 позволяет обозначить прошлое объекта по выполненной функции (система в прошлом), его части (экран 5) и место его функционирования (экран 6).

В экране 7 определяются перспективы развития данного объекта по его функции (система в будущем), части (экран 8) и место (экран 9).

Объект как система может быть описан полностью при сравнении с другими объектами по определённым признакам.

Ребёнок успешнее воспринимает логику системного мышления, если использовать рифмовку:

«Что-то» в сокращении (автор к.п.н. М.С. Гафитулин, Жуковский)

Если мы рассмотрим что-то… (объект)

Это что-то для чего-то… (функция объекта)

Это что-то для чего-то… (подсистема объекта)

Это что-то часть чего-то… (надсистема объекта)

Чем-то было это что-то… (прошлое объекта)

Что-то будет с тем что-то… (будущее объекта)

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри.

Вывод:

Изменение живого объекта зависит от следующих условий: свет, тепло, вода, пища, воздух.

           Игра «Дерево» (старшая группа)

Цель: Учить самостоятельно выстраивать линию развития любого объекта живой природы. Побуждать устанавливать причинно-следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями, в которых он находится.

Яблонька

- что это? (дерево).

-какое оно? (красивое, живое, хвойное или лиственное)

 - что делает? (растет, развивается)

- из чего состоит? (корни, ствол, ветви, листья, хвоя, плоды)

 - как вы думаете, как называется это дерево?

 - где находится (варианты ответов)

 - чем дерево было в прошлом? (семенами, ростком)

 - где оно могло находиться раньше? (в лесу, парке, саду)

 - раз мы уже знаем, что это яблоня, какой она будет летом, а какой она станет зимой?

- останутся ли плоды на дереве?

-какого цвета листья осенью? Летом?

Учебно-исследовательские задания:

1. Подобрать 5 стихотворений об осени, предающих различное эмоциональное состояние автора к этому времени года.

Е. Трутнева «Осень»;

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое

У берёзки на плечах.

У калины и рябины

Вьются стаями дрозды...

Под окошком георгины

Красотой своей горды.

 

А. С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Е. Трутнева «Листопад»

Под ногой похрустывают льдинки,

Ничего не видно. Темнота.

И шуршат листочки - невидимки,

Облетая с каждого куста.

Осень ходит по дорогам лета,

Всё притихло, отдыхать легко.

Только в небе празднично от света –

Небо все созвездия зажгло!..

С золотыми листиками схожи,

Звёзды с неба сыплются… летят...

Будто в тёмном, звёздном небе тоже

Наступил осенний листопад.

К. Бальмонта «Осень»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

А. Толстой «Осень»

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

2. Составить описательный рассказ об одном из представителей растительного мира (на выбор, возрастную группу детей указать). Разработать опорную схему (6 позиций) с использованием приема ТРИЗ – технологии «Да-нет».

Подготовительная группа.

У нас в детском саду-целый «одуванчиковый ковёр» .Этот цветок, как только не называют, но мы его знаем, как одуванчик. Уже в конце марта, начале апреля можно увидеть ярко жёлтые головки этого цветка на проталинках. Цветки у этого растения ярко-желтые, издалека кажется, будто маленькие цыплята «рассыпались» на траве. Если рассматривать цветок одуванчика вблизи, можно увидеть, что он представляет собой корзинку, в которой плотно-плотно растет множество крошечных желтеньких цветочков. Высота растения от 10 до 30 см. Корень сильный, вертикально расположенный, белый в разрезе. Листья по форме рассеченные, формируют прикорневую розетку. Цветки желтого цвета, собраны в розетки. Основное цветение — в апреле-мае, может цвести до осени. Научное название растения Мать-и-мачеха. Плоды состоят из семянки с хохолком, созревают в июне-июле .Одуванчик очень любят пчелки, они так и кружат около него, ведь не все растения распускаются так рано весной. Одуванчик через несколько недель меняет своё «жёлтое платьице» на белое. Одуванчик является лекарственным растением. Он помогает при температуре, является противомикробным средством, чистит кровь, у него ещё много полезных свойств. А ещё из цветов одуванчика получается вкусное варенье.

По-моему, одуванчик самый красивый и необычный цветочек.

На лужайке, возле леса,

Желтые, как солнышко.

Носит одуванчик, жёлтый сарафанчик,

Подрастет, нарядится в новенькое платьице,

Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.

Опорная схема.

Цель: Развивать умение всесторонне видеть характерные свойства предметов. Учить системному анализу в рассуждениях, поиске истины.

Правила игры: На заданный вопрос ребенок получает один из вариантов ответов: «Да», «Нет». Можно играть командами, подгруппами. Вопросы может задавать один ребенок или вся команда поочередно.

«Да-нет» с объектами, которых нет в ближайшем окружении.

В связи с тем, что значения признаков объектов могут быть разными, и с целью более точного описания объекта необходимо загадывать конкретный объект в конкретном месте в конкретное время. Например:

«Угадай часть объекта».

Игровое действие: загадывающий просит угадать часть объекта. (Загадан объект – глаза обезьяны, сидящей на дереве в Африке). Ребенок берет схему одного из признаков, формулирует вопрос. Вопросы, на которые отвечают «да»:

 - По цвету это коричневое?

 - Это живая природа?

-Это дикое животное?

 - По размеру оно больше человека?

 Ребенку предлагается собрать информацию об объекте и сделать предварительное описание объекта: дикое животное коричневого цвета, по размеру больше, чем человек.

 - У него есть хвост?

 - Оно живет в Африке?

- Оно сидит на дереве?

 - Это обезьяна?

Ребенку предлагается собрать информацию об объекте и сделать предварительное описание объекта: Обезьяна – дикое животное коричневого цвета, по размеру больше, чем человек; живет в Африке и сидит на дереве.

 - Это верхняя часть обезьяны?

 - Эта часть находится на голове?

 - Эта часть находится на лице выше носа?

 - Это глаза?

Результат : рассматривается картинка с изображением обезьяны, сидящей на дереве. Обращается внимание детей на ее глаза. Обсуждается, какой вопрос дал возможность понять ребенку (признак места, что это за объект).

 

Литература:

1. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12. Классификация игр, тематика игр, методические рекомендации, распределение игр по дидактической задаче.

2. Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52. Проведение занятий с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ дает возможность превратить изучение темы в увлекательное «мыслительное конструирование».

3. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41. Примеры дидактических игр из трех групп: для обогащения экологических представлений, для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, для приобщения к экологически ориентированной деятельности…

4. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49. Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. В статье даны примеры дидактических игр.

5. Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОО г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.