|
|||
Практическое занятие № 9.. Читатель и его роль в эстетической деятельности. Прочитайте предложенные источники.. Ответьте на тестовые вопросы (письменно).Практическое занятие № 9. Читатель и его роль в эстетической деятельности 1. Концепции «читателя» культуре и литературоведении 2. Креативная функция читателя. Читатель как генерирующий принцип текста. 3. Читатель и исследователь: соотношение подходов.
1. Прочитайте предложенные источники.
1) Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. – М., 2004. – С 348-353. – Ст. «Рецептивная эстетика»; «Рецептивная критика». 2) Иглтон Т. Теория литературы. Введение. – М., 2010. – Гл. «Феноменология. Герменевтика. Рецептивная теория». 3) Зенкин С.Н. Теория литературы: проблемы и результаты / С.Н. Зенкин. – М.: Новое литературное обозрение, 2017. – С. 211-231. 4) Гиршман М.М. Путь к объективности // Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. – 2-е изд., доп. – М., 2002. – С. 512-520. https://www.twirpx.com/file/912605 5) Федоров В.В. Литературоведческий анализ как форма читательской деятельности / В.В. Федоров // Статьи разных лет / В.В. Федоров. – Донецк: Норд-Пресс, 2007. – С. 77-90. [Эл. ресурс: https://vk.com/doc-38734237_203574209 ]. 6) Болотникова Е.А. Проблема читателя и его роль в оценке современного литературоведения// http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/35/1/apgrr_2014_3_05.pdf 7) Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970. – § «О величине энтропии художественных языков автора и читателя» [Эл. ресурс: http://www.e-reading.link/book.php?book=35262]. 8) Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2004. – С. 136-142.
2. Составьте терминологический словарь по теме (письменно): эмпирический читатель, имплицитный читатель, рецепция, герменевтика.
3. Ответьте на тестовые вопросы (письменно).
а) тот читатель, которого себе представляет автор, когда пишет произведение; б) роль, которую отводят читателю текстуальные инструкции; в) читатель, восприятие которого обусловлено конкретной исторической эпохой.
2) Какую рецептивную стратегию представляет в литературоведении Роман Ингарден?: а) декострукцию; б) феноменологию чтения; в) социологический подход к читательской интерпретации.
3) Р. Ингарден считает авторскую деятельность: а) завершающей произведение; б) противостоящей произведению; в) восполняющей произведение.
4) Осмысление читателя В. Изером учитывает: а) внешние социокультурные установки восприятия текста; б) пассивность читателя; в) гендерные различия.
5) У. Эко разделяет произведения на 2 типа, в зависимости от возможностей их восприятия: а) закрытые и открытые; б) классические и авангардные; в) национальные и универсальные.
4. Опираясь на Ю.М. Лотмана, расскажите, что подразумевается под энтропией авторских и читательских ходов (письменно, до 1 страницы)
5. Прочитайте рассказ И.А. Бунина «Кавказ» дважды. Напишите, что именно изменилось в вашем читательском восприятии в процессе перечитывания? Проанализируйте особенности повторного чтения, опираясь на изученные рецептивные концепции.
|
|||
|