|
|||
Общенародный русский язык и его разновидностиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Практическое занятие № 2 Общенародный русский язык и его разновидности А. Теоретическая часть 1. Понятие об общенародном языке. 2. Признаки литературного языка и его разновидности. Литературный язык и язык художественной литературы. 3. Устная и письменная формы русского литературного языка. 4. Территориальные диалекты русского языка. 5. Просторечие. 6. Социальные и профессиональные жаргоны. Арго. Темы для сообщений: (по выбору) Литературный язык в старорусский период (к. 14 – н. 17 вв.). Русский язык в Петровскую эпоху, реформы Петра I в области русской письменности. Деятельность М.В. Ломоносова в сфере становления системы норм литературного языка. Б. Практическая часть Задание 1. С помощью словарей распределите приведенные ниже слова на группы в соответствие со сферой употребления. Рыбарь, пимы, деяние, арбитраж, грядущий, мимикрия, шкот, гузка, зерцало, пужнуть, грымза, дармоед, депозит, баз, деревенщина, дерзание, задворок, ортодокс, закосить. Задание 2. Найдите в примерах слова ограниченного употребления. Укажите, каково их значение, а также где (в авторской речи, в диалогах героев) и как (с пояснением, без пояснений) они использованы. 1. – Скоро ли станция, ямщик? – Не скоро еще, – до метели вряд ли доехать, – вишь закуржавело как, сивера идет. ...К вечеру становится все холоднее. Слышно, как снег под полозьями поскрипывает, зимний ветер – сивера – гудит в темном бору... (Кор.). 2. Мне случалось раза два в лето приезжать в Грязнуху со специальной целью поохотиться на гусей, укрывающихся по «ситникам» и «лавадам» озера Вежая. Ситник – высокая и жесткая трава, похожая на камыш; ею зарастают озерные берега на большое пространство, иногда в несколько верст. Из ситника же образовались живые плавучие острова – это и есть лавады (М.-С). 3. Сотник рванулся, в воздухе повис стонущий крик: «Сполох! Изме...» (Шол.). 4. – Нет, нет, – поспешно ответила Нина. – Мне очень хорошо. Неужели мы с тобой в Тригорском?... Они прошли в столовую. Там две деревенские девушки кормили лыжников обедом. Девушки говорили по-местному: «Цорный хлеб», «Цай», «Опоцка». Этот цокающий говор казался необыкновенно милым (Пауст.). 5. – Дай сказать-то! Кончу я молоть, тогда ты засыпешь, а зараз слухай! (Шол.). 6. Над болотом – лава. Шириною в три доски, она уходит вдаль... (Сол.). 7. Токсическое (отравляющее) действие пенициллина еще не было полностью изучено в те годы, и ни один человек на земле не имел никакого представления, убьют ли эти дозы Володю или вернут ему жизнь (Кас.). 8. Ее завораживали их таинственные названия – морена, гнейсы, аркозовые песчаники, карбоны (Кетл.). 9. – Любил я больно работу, – говорил он, – у меня эдак завсегда. Да не для себя одного робил. Я боевой был. Для общества радел. Я больно людей-то жалел (И. Смольников).
|
|||
|