Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конфуцианский канон и его состав. «Пятикнижие» и «Четверокнижие». Образ «благородного мужа» как воплощение этико-эстетического идеала Конфуция и его последователей.



 

Практическое занятие№1

 

Периодизация китайской литературы в древний период. Соответствующие ему виды словесного творчества (миф, обрядовая и гимновая поэзия). Общая картина китайской мифологии (этапы развития, основные мифы).

1. Особенности периодизации древнекитайской литературы.

2. Особенности древнекитайской мифологии. Космогонические мифы.

3. Эпос и источники его изучения. Анализ Книги Перемен, Книги Песен,

Книги Историй.

4. Философские школы древнего Китая.

Литература:

1. Алексеев В.М. Труды по китайской литературе. В двух книгах. Книга вторая. - М.: Восточная литература, 2003. - 511 с.

2. Бамбуковые страницы: Антология древнекитайской литературы/ Пер. с древнекит., сост., ст. И. С. Лисевича. - М.: Наука: АО Астра семь, 1994. -415с.

3. Лисевич И.С. Моделирование мира в китайской мифологии и учение о пяти первоэлементах. Теоретические проблемы восточных литератур. - М.: Наука, 1969. 468 с.

4. Литература древнего Востока (учебник). - М.: Издательство МГУ, 1971.-376 с.

5. Литература древнего Китая: Сб. статей. /Отв. ред. акад. Н.И. Конрад. Сост. И.С. Лисевич. - М.: Наука, 1969. - 288 с.

6. Мифы народов мира. - М.: Советская энциклопедия, 1991. - 503 с.

7. Философия китайского буддизма./ Пер. с кит. Е.А. Торчинова. - СПб. «Азбука-классика», 2007. - 256 с.

8. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии - СПб: Евразия, 1998.-762 с.

9. Хрестоматия по истории Древнего Востока. Под ред. акад. В. В. Струве и Д. Г. Редера. - М.: Наука, 1963. - 412 с.

10. Ю.Юань Кэ. Мифы древнего Китая. - М.: Наука, 1965. - 133 с.

 

Практическое занятие №2

 

Конфуцианский канон и его состав. «Пятикнижие» и «Четверокнижие». Образ «благородного мужа» как воплощение этико-эстетического идеала Конфуция и его последователей.

1. Жизненный и творческий путь Конфуция.

2. Конфуциева «Чуньцю» - характеристика памятника. Его литературное значение. История его комментирования.

3. Общее понятие о конфуцианском каноне.

4. Анализ «Цзо Чжуань».

5. «Изречения» Конфуция, их трактования и пояснения.

6. Образ «благородного мужа» в философии Конфуция.

 

Литература:

 

1. Есипова М.В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древней китайской культуре. // Вопросы философии. - №6. - 1994. - С . 82.

2. Кирилов А. Мудрец из мудрецов Поднебесной. // Эхо планеты. - № 45. - 1999.-С. 26-31.

3. Клепиков В.З. Конфуций выдающийся педагог Древнего Китая.// Педагогика. - № 3. - 2001. - С. 73-80.

4. Конфуцианство. В кн. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М.: Наука, 1991.-413 с.

5. Конфуциева летопись Чуньцю (Весны и осени). / Пер. и прим. Н. И. Монастырева. Исследования Д. В. Деопика и А. М. Карапетьянца. - М.: Наука, 1999.-512 с.

6. Конфуций. Я верю в древность. Пер. И. И. Семененко. - М.: Флинта, 1995.-417 с.

7. Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. - М.: Издательство Московского университета, 1987.- 306 с.

 

 

Практическое занятие №3

 

Авторская поэзия в Китае. Влияние на ее развитие фольклора и ораторского искусства философов. Цюй Юань (340-278 гг.) и собрание «Чуские строфы» («Чу цы», 2 в. н.э.). Понятие «южная школа». Роль в ее создании Цюй Юаня. Творчество Сун Юя.

1. Понятие об авторской поэзии. Развитие индивидуальной поэзии в древнем Китае.

2. Жизненный и творческий путь Цюй Юаня. Понятие «южная школа». «Чусские строфы».

3. Анализ творчества Цюй Юаня на примере произведений «Вопросы к небу», «Элегии».

4. Поэма «Скорбь отлучённого» («Лисао»). Ее основные темы, образы и мотивы.

5. Жизненный и творческий путь Сун Юя.

6. Поэма «Изменения» (или «Девять изменений», «Цзю бянь»)

7. Творческое использование мифа и форм философского диалога («Горы высокие Тан», «Святая фея», и др.).

Литература:

1. Алексеев В.М. Китайская литература. - М.: Наука, 1978. - 397 с.

2. Кравцова М. Б. Поэзия Древнего Китая: Опыт культурологического анализа. - СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. - 544 с.

3. Литература древнего Востока (Тексты). - М.: Издательство МГУ, 1984.

593 с.

4. Литература древнего Востока (учебник). - М.: Издательство МГУ, 1971. -376с.

5. Литература древнего Китая: Сб. статей. /Отв. ред. акад. Н.И. Конрад. Сост. И.С. Лисевич. - М.: Наука, 1969. - 288 с.

6. Померанцева Л.Е. Еще раз о гимновой природе «Лисао» Цюй Юаня // Восток. - №2. - 1995. - С 23 - 28.

7. Цюй Юань. Лисао. - СПб.: Альфа, 2000. - 317 с.

 

 

Практическое занятие №4

 

Литература эпохи империи (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.). «Жизнеописание Цюй Юаня и Цзя И» в «Исторических записках» Сыма Цяня. Творчество Сыма Сянжу и других ханьской одописцев (Мэй Шэн, Ян Сюн и др.). «Музыкальная палата» («Юэфу»). «Девятнадцать древних стихотворений» - попытка создания нового поэтического канона.

 

1. Особенности литературы эпохи Империи

2. «Жизнеописание Цюй Юаня и Цзя И» в творчестве Сыма Цяня

3. Понятие Ханьской оды. Творчество Сыма Сянжу и других ханьских одописцев (Мэй Шэн, Ян Сюн и др.).

4. Фу как малый (искусственный) эпос.

5. «Юэфу» как новый «Ши Цзин».

6. «Девятнадцать древних стихотворений».

 

Литература:

1. Алексеев В.М. Китайская литература. - М.: Наука, 1978. - 397 с.

2. Литература древнего Востока (Тексты). - М.: Издательство МГУ, 1984. - 593 с.

3. Литература древнего Востока (учебник). - М.: Издательство МГУ,

1971.-376 с.   ; ,

4. Литература древнего Китая: Сб. статей. /Отв. ред. акад. Н.И. Конрад. Сост. И.С. Лисевич. - М.: Наука, 1969. - 288 с.

5. Поэзия и проза Древнего Востока. - М; Художественная литература, 1973.-549 с.

6. Юэфу. Из древних китайских песен. Пер. Б. Б. Бахтина. - М.-Л.: Наука, 1959. - 468 с.

 

Практическое занятие №5

 

Ханьская проза. Сыма Цянь (145-90). Его биография. «Исторические записки». Композиция произведения. «Исторические записки» как синтез историографических, философских, поэтических традиций древнего Китая.

1. Особенности ханьской прозы.

2. Жизненный и творческий путь Сыма Цяня.

3. Анализ «Письмо к Жэнь Аню» Сыма Цяня.

4. Анализ «Исторических записок». Композиция произведения.

5. «Собственное послесловие» («Цзы сюй») к произведению как самостоятельное литературное произведение. Отражение в нем ханьского стиля.

6. Раздел «Жизнеописания» («Ле чжуань»).

7. «Исторические записки» как синтез историографической, философской, поэтической традиций древнего Китая.

 

Литература:

1. Алексеев В.М. Китайская классическая проза. Переводы. - М.: Наука, 1958.-349 с.

2. Кроль Ю.Л. Сыма Цянь - историк. - М.: Наука, 1970. - 447 с.

3. Литература древнего Востока (Тексты). - М: Издательство МГУ, 1984. - 593 с.

4. Литература древнего Востока (учебник). - М.: Издательство МГУ, 1971.-376 с.

5. Литература древнего Китая: Сб. статей. /Отв. ред. акад. Н.И.Конрад. Сост. И.С.Лисевич. - М.: Наука, 1969. - 288 с.

6. Померанцева Л.Е. Апология Сыма Цяня (письмо Сыма Цяня к Жэнь Аню). Проблемы восточной филологии. - М.: Наука, 1979. - 312 с.

7. Сыма Цянь. Исторические записки. - М.: Наука, 1996. - 513 с.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.