|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа №3Практическая работа №3 Тема: Складкообразовательные движения Цели: Научиться выделять элементы складок, их типы и особенности при нанесении на геологическую карту. Оборудование лаборатории: дидактический материал для выполнения практической работы: геологические карты, схемы, практическое и методическое руководство по выполнению практической работы, горный компас, линейка, рабочая тетрадь, карандаш, ручка. Краткое изложение темы: СКЛАДКИ Складками называются изгибы слоев горных пород. Складка представляет, таким образом, изгиб слоя, который может иметь любое положение в пространстве. Изгиб слоя может быть направлен вниз, вверх и в любую сторону. Складки образуются от весьма различных причин и имеют разнообразные формы и размеры. Складчатые формы возникают не только в слоистых породах: в складки могут быть смяты плоские и линзообразные тела и массивы как осадочных, так и изверженных горных пород. В большинстве случаев складчатые формы — это признак изменения первоначального горизонтального или полого-наклонного залегания горных пород. Элементы складок В каждой складчатой форме выделяются следующие ее части или элементы (рис. 3). Крылья — боковые части складки, представляющие две более или менее ровные, часто плоские противоположные части изогнутого слоя или тела горных пород.
Рис. 3 Схематическое изображение двух смежных складок с указанием их элементов Замок — место перегиба или перехода одного крыла складки в другое, является местом смыкания крыльев складки. Ядро — внутренняя часть складки, заключенная между ее крыльями и замком. Угол складки или угол при вершине складки представляет собой двугранный угол, составленный продолженными до пересечения поверхностями ее крыльев. Вершина складки в таком случае будет представлять точку максимума перегиба на поперечном сечении замка складки. Осевая плоскость (поверхность) — плоскость, или поверхность, делящая складку вдоль на две части так, что угол при вершине складки делится ею пополам. Шарнир складки — след от пересечения поверхности любого слоя складки осевой плоскостью (поверхностью). Шарнир складки представляет линию, проходящую через точки максимума перегиба поверхности наслоения одного слоя. В каждой складке можно показать столько шарниров, сколько наблюдается в ней слоев. Шарниры складок могут воздыматься, погружаться, изгибаться и разветвляться. Ось, или осевая линия складки — линия пересечения осевой поверхности складки с горизонтальной поверхностью. Ось складки в отличие от шарнира может располагаться как в одном слое, так и соединять точки максимумов перегиба тех слоев, которые пересекаются горизонтальной поверхностью (поверхностью рельефа местности). Угол падения крыла складки с горизонтальной плоскостью измеряется линейным углом, составленным линией падения поверхности крыла с ее проекцией на горизонтальную плоскость. Угол может изменяться в пределах от 0 до 90°. В опрокинутых крыльях складок этот угол все равно не будет превышать 90°. Типы складок Всё складчатые формы делятся по расположению в них слоев горных пород на две группы: группу антиклинальных и группу синклинальных складок. Антиклинальная складка характеризуется тем, что, какую бы она ни имела форму, всегда ядро ее будет слагаться относительно более древними слоями, чем крылья. Синклинальная складка имеет в своем ядре относительно более молодые породы, чем на крыльях. Складки в земной коре редко сохраняются в полной своей форме. Обычно они в поверхностной части Земли срезаны (эродированы). Антиклинальные формы срезаны в своей сводовой замковой части, сложенной относительно более молодыми породами, а в ядре обнажают более древние, а синклинальные складки бывают эродированы в своих боковых частях и ядра в них, сложенные более молодыми породами, сохраняются лучше, чем породы на крыльях. Поэтому при реставрации полных форм складок необходимо учитывать относительный возраст и падение слоев в оставшихся частях складок и восстанавливать срезанные (разрушенные) части. Восстановленные — уничтоженные эрозией части складок, изображенные на разрезе пунктирными линиями, называются «воздушными» складками. Особенно следует показывать «воздушные» складки у срезанных форм на геологических разрезах. Иногда на геологической карте некоторые формы нескладчатого залегания горных пород выглядят подобно складкам. Так, например, залегающие горизонтально на холме или на вытянутой гряде слои горных пород будут вырисовываться в плане в виде синклинальной складки и, наоборот, обнажающиеся в оврагах, ложбинах и долинах более древние горизонтально залегающие породы будут иметь в плане конфигурацию ядра антиклинальной складки. Аналогичное сходство со складчатыми формами могут иметь по этим же причинам и полого наклонные слои. Поэтому, если на геологической карте не указаны элементы залегания слоев или отсутствуют горизонтали рельефа местности, то необходимо для заключения о формах залегания пород проанализировать рельеф местности по отдельным абсолютным высотным отметкам, по расположению оврагов, долин рек и другим географическим элементам. Пример выполнения работы: Результаты определений записать в таблицу
Задания для практической работы и содержание отчета: По предложенным образцам определить складчатое нарушение, изучить и зарисовать его в рабочей тетради, (типы пликативных нарушений: прямые, косые, опрокинутые, лежачие, перевернутые, изоклинальные, купола, флексуры, сундучные, коробчатые) подписать все их элементы (крылья, замок, ядро, угол, вершина, осевая плоскость, шарнир, осевая линия). Изучить способы изображения складок на геологической карте. Форма контроля знаний: проверка рисунков, схем, индивидуальный устный опрос. Практическое занятие № 3 Складкообразовательные движения Вариант №1
Практическое занятие № 3 Складкообразовательные движения Вариант № 2
Практическое занятие № 3 Складкообразовательные движения Вариант № 3
Практическое занятие №3 Складкообразовательные движения Вариант № 4
Практическое занятие № 3 Складкообразовательные движения Вариант № 5
Практическое занятие № 3 Складкообразовательные движения Вариант № 6
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|