|
||||||||||
Биология 11 класс. Практическая работа №1Биология 11 класс. Практическая работа №1 Тема. Выявление гомологичных и аналогичных органов, рудиментов и атавизмов. Цель работы: научиться определять гомологичные, аналогичные органы, рудименты и атавизмы у животных и растений, установить их значение в доказательстве эволюции. Ход работы: Задание 1 Завершите предложения, вписав необходимые термины или понятия. 1. Органы, имеющие единое происхождение, общий план строения, но выполняющие разные функции, – … 2. Органы, имеющие разное происхождение и внутреннее строение, выполняющие сходные функции и имеющие внешнее сходство, –… 3. Недоразвитые органы современных организмов, имевшиеся у предковых форм и утратившие в процессе эволюции свое значение у потомков, – … 4. Признаки предков, утраченные в ходе эволюции, появляющиеся у некоторых особей данного вида, – … 5. Процесс длительного исторического развития организмов, – … Задание 2 Из приведенных примеров выберите гомологичные и аналогичные органы (ответ оформите в виде таблицы): а) жабры речного рака и жабры щуки; б) усики гороха, колючки барбариса, колючки кактуса; в) усики винограда, шипы розы; г) крыло птицы и крыло стрекозы; д) колючки боярышника и колючки ежевики; е) плавательный пузырь окуня и легкие ящерицы.
Задание 3 Из приведенных примеров выберите рудименты и атавизмы (ответ оформите в виде таблицы): а) многососковость у человека; б) трехпалость у лошади; в) остатки тазовых костей в скелете китов и питонов; г) крылышки у нелетающей птицы киви; д) отсутствие зубов у муравьеда; е) недоразвитие глаз у пещерной саламандры и крота; ж) наличие хвоста у человека.
Задание 4 Определите какие органы изображены на рисунках. Аргументируйте свой ответ.
1. Видоизмененные конечности насекомых. 2. Крыло бабочки, птицы, летучей мыши.
3. Колючка-побег, лист, кора. 4. Видоизмененные побеги. Задание 5 Объясните, почему гомологичные и аналогичные органы, рудименты и атавизмы считаются доказательствами эволюции. Запишите вывод о проделанной работе.
|
||||||||||
|