|
||||||||||||||
Обобщение и повторение. Древнерусская литератураСтр 1 из 3Следующая ⇒ Обобщение и повторение Древнерусская литература
Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета – мировая история, и тема эта – смысл человеческой жизни. Д.С. Лихачёв Древняя Русь X-XI вв была одной из самых могущественных держав в Европе. Единое раннефеодальное государство наших предков складывалось вокруг Киева и Новгорода. Особое значение имел Киев – политический центр Древней Руси. Принятие христианства при Владимире Святославовиче (988 г.) укрепило политические, экономические и культурные связи Древней Руси с Византией, Болгарией, Венгрией, Чехией, Польшей. Невиданный по тем временам экономический взлёт Киевской Руси породил её богатую и самобытную культуру. Скандинавы называли Русь « Градаринией» - страной Городов. Стольный Киев славился своими крепостями, соборами, дворцами. X-XI вв- возникновение письменности древнерусской литературы. Вспомните, какие произведения древнерусской литературы вы изучили? Какие жанры процветали в это время? // Летописи, хождения, жития, поучения,… Вспомните, что такое: - Летопись – - Хождения- - Жития- - Поучения- Вспомните, какие сюжеты использовались в древнерусской литературе? // - подвиги князей (летописи) - нравственно-религиозная проповедь как основа древнерусской литературы (житие) - войны (повести) «Характерная черта древнерусской литературы – повторяемость в разных памятниках ситуаций, сравнений, метафор. Это объясняется этикетностью её: герой поступает так, как следует себя вести в соответствующей ситуации».
М.В.Ломоносов А.С. Пушкин сказал: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым университетом». Всё творчество Ломоносова - и поэтическое, и научное – явилось своеобразным «культурным откликом » на грандиозные государственные преобразования России начала 18 столетия. Его художественные открытия не канут в Лету, эстафету примет Державин, а спустя столетье – Жуковский, Пушкин, Лермонтов. В 16-17 веках церковнославянский язык существовал в качестве языка книжного, но разговорно-народная речь вторгается в него. Ломоносов предложил упорядочить и ограничить использование старославянских слов в русском литературном языке. Теория «трёх штилей».
В русской поэзии Ломоносов, прежде всего, утвердился своими одами. Научные рассуждения писались по-латыни, с ними знакомились немногие; публицистика в русской печати лишь начинала делать первые шаги, поэзия общественных тем не затрагивала. Ода – торжественное стихотворение, посвящённое какому – то историческому событию или герою.
Мы прочитали «Оду на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» Обращаем внимание на то, что поэт связывает процветание государства с « возлюбленной тишиной», то есть с миром. Он прославляет мирную тишину и Елизавету. Имя «Елизавета» по – древнееврейски означает «божья благодать», то есть тишина, покой. В «поучении царям», обращённом к Елизавете, автор ожидает заботы о благе народа. Славянизмы в языке произведения для придания стилю особой торжественности. Использование мифологических образов для олицетворения сил природы). В начале оды звучит тема мира, потому что мир является главным условием процветания страны. Надежды автора связаны не только с правлением Елизаветы, но и с внутренними силами народа российского. Петр I первым призвал науки на русскую землю, это национальный герой, утверждающий славу России на суше и на море. В оде, посвящённой Елизавете, так много внимания уделяется Петру I, потому что в ней Ломоносов хочет видеть преемницу дел великого отца. Ломоносов воспевает обширность России, её природные богатства, трудолюбие и одаренность народа. Смысл страстного обращения поэта к российской молодёжи: подлинную славу России добудут её сыны, овладевшие науками.
Ода Ломоносова – это гимн Родине, утверждение безграничных возможностей России, ее творческих сил; прорицание будущего Родины.
Г.Р.Державин Стихотворение «Властителям и судиям» Стих является вольным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственными мыслями – возмущением по поводу власть предержащих. Написано оно было в 1780 году и после больших усилий со стороны поэта всё же опубликовано в газете “Санкт-Петербургский Вестник”. Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.
|
||||||||||||||
|