|
|||
Подведение итогов ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 6. Подведение итогов · Подведение итогов Акции состоится в январе 2022 года. · Участники Акции получат дипломы, которые будут высланы на указанный в сопроводительном документе адрес электронной почты или почтовый адрес в срок до 30 января 2022 года.
Приложение
1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ ТАКТИЛЬНЫХ РУКОДЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ При создании тактильных рукодельных изданий следует учитывать ряд условий безопасности, при соблюдении которых создаваемые книги/пособия не будут оказывать отрицательного воздействия на процесс чтения и здоровье ребенка: • не допускается использование в иллюстративном материале острых, колющих, режущих деталей и предметов, которыми ребенок может поранить руки; • не допускается использование токсичных клеящих веществ и предметов, изготовленных из токсичных материалов; • с учетом возрастных особенностей ребенка не следует использовать в качестве съемных элементов иллюстрации мелкие предметы, которые ребенок может положить в рот; • необходимо предусмотреть возможность санитарной обработки издания.
К ТАКТИЛЬНЫМ РУКОДЕЛЬНЫМ ИЗДАНИЯМ
• легкость — обеспечивает возможность удержания издания без дополнительных усилий, что дает ребенку возможность полностью сосредоточиться на содержании книги/пособия; • прочность — исключает возможность деформации издания в результате физического воздействия на него при тактильном обследовании и его многократном использовании; • размер — влияет на комфортность осязательного восприятия ребенком. Оптимальные параметры для книжного издания/пособия находятся в пределах от 210х250 мм до 230х297/300 мм и являются наиболее удобными для обследования всей поверхности листа. Оптимальные размеры отдельных предметов/фигурок, используемых в качестве пособия при обучении ребенка чему-либо, варьируют от 9 до 30 см; • объем — влияет на информационную нагрузку ребенка и не должен превышать 5–6 листов (10–12 страниц); • материалы, используемые для создания тактильных рукодельных изданий, должны быть приятными для осязания и не вызывать негативных ощущений. Предпочтение отдается экологически чистым природным материалам.
• не следует использовать различные декоративные элементы (рамки, виньетки, и т. п.), которые не несут смысловой нагрузки и усложняют процесс тактильного обследования; • цвета расходных материалов, используемых для оформления изданий, не должны быть яркими и резкими до боли в глазах. Не рекомендуется также использовать материалы темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, которые дети со зрительной патологией путают с черным и темно-коричневым цветами. Кроме того, для лучшего восприятия иллюстративного материала (а значит, и его понимания) используемые цвета должны контрастировать между собой. Правильно выбранный цвет стимулирует зрительное восприятие и активизирует зрительные функции; • не рекомендуется использовать глянцевую бумагу или какой-либо другой материал, создающий блеск (в том числе золотистый или серебристый), вызывающий неприятные, а порой и болевые ощущения в глазах.
4.1. Виды изобразительных средств. В практике специальных библиотек для создания иллюстраций к книгам и пособиям используются следующие виды изобразительных средств: • объемные модели, специально созданные или подобранные в качестве иллюстрации к тексту; • барельефные изображения; • аппликационные изображения; • рельефные изображения (силуэтные и контурные), а также различные комбинации перечисленных видов изобразительных средств. 4.2. Основные требования к объемной/рельефной иллюстрации/изображению: • контраст фона и предмета по цвету и на ощупь должен быть предельно четким; • для более точного узнавания предметов (а также для формирования у ребенка адекватных представлений об этих предметах) изображения должны быть максимально реалистичными, чтобы у ребенка не складывалось искаженного представления об окружающей его действительности. Например, при создании образа собаки следует показать все четыре лапы, два уха, хвост и т. п. Все части тела человека или животного должны иметь правильное пропорциональное соотношение; • следует избегать сложных ракурсов в изображении предметов; • материал, используемый для создания объекта обследования, по своей фактуре должен соответствовать реальным предметам или быть максимально к ним приближен; • цвета в изображении людей, животных и предметов должны соответствовать естественным, т. е. природным; • при повторении какого-либо персонажа/предмета на нескольких листах/страницах издания следует сохранять единый размер изображаемого объекта, чтобы ребенок не путал его с другим предметом; • рекомендуется размещать на листе/странице небольшое количество предметов, чтобы ребенок мог сконцентрировать свое внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали; • при размещении на одном листе/странице двух и более предметов следует соблюдать естественные пропорции изображаемых объектов. Например, кошка и мышка не должны быть одного размера; • изображаемый объект не должен превышать размера детской ладони; • следует избегать мелких деталей, трудных для тактильного обследования ребенком; • в целях развития моторики и усиления игровой компоненты рекомендуется использовать съемные предметы, прикрепленные к странице с помощью шнурков, липучек, кнопок и т. п., а также всевозможные карманы, мешочки, кошельки, которые можно открывать и закрывать, что-либо в них класть и вынимать; • в ряде случаев целесообразно делать подвижными отдельные детали обследуемого объекта, что повышает ценность иллюстрации в смысле формирования у ребенка предметной деятельности и/или образов действия. Например, стихотворные строчки «Головой кивает слон. Он слонихе шлет поклон» или «Наш ослик, совсем как живой, умеет кивать головой» можно проиллюстрировать с помощью изготовления подвижного элемента — кивающей головы. 5. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТАКТИЛЬНЫХ РУКОДЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ 5.1. Обложка • Для изготовления обложки рекомендуется использовать легкий картон, обтянутый мягкой, приятной на ощупь тканью спокойных тонов, не раздражающих и не перегружающих зрение ребенка: белого, синего, серого, зеленого; обычную плотную или брайлевскую бумагу; • не рекомендуется изготавливать обложку издания из пестрых материалов (ткани, бумаги, картона), т.к. шумовой фон затрудняет прочтение необходимых титульных сведений; • надписи на обложке издания выполняются ярким четким шрифтом без утончений (например, Arial) полужирного прямого начертания кеглем не менее 20 пунктов. При исполнении надписей в технике аппликации, вышивки, бисероплетения и т. п. буквы должны прочно крепиться и иметь четкий контур; • не рекомендуется в качестве материала для создания обложки использовать термобумагу с воспроизведенным на ней плоскопечатным текстом, т.к. полученное выпуклое буквенное изображение не имеет четкого контура и вызывает трудности при тактильном обследовании обложки; • во избежание потерь съемных предметов или деталей, использованных в иллюстрации, следует создавать обложку, застегивающуюся на пуговицы, липучки или завязывающуюся на тесемки; • на последней странице обложки следует поместить карман для методических, практических рекомендаций по использованию издания, аудиоматериала, записанного на кассетах или компакт-дисках, а также идентификационного листа, содержащего информацию об издании, и других необходимых материалов. 5.2. Страница • страницы издания могут быть как бумажными (обычная плотная или брайлевская бумага), так и изготовленными из легкого картона, обтянутого тканью; • цвет ткани, используемой при изготовлении страниц, должен отвечать тем же требованиям, что и для изготовления обложки; • уголки страницы следует делать закругленными; • для укрепления страницы следует использовать кант, желательно более яркого или темного, чем основной фон, цвета, контрастирующего с основным фоном. Такое оформление облегчает использование дефектного зрения при восприятии иллюстрации и повышает качество этого восприятия; • внизу каждой страницы для распознавания верха и низа издания прочно пришивается выпуклая тесьма или шнурок; • не рекомендуется склеивать вместе отдельные страницы с воспроизведенным на них брайлевским текстом, т. к. под влиянием влажности и температурных факторов бумага может покоробиться, что затруднит процесс чтения текста. 5.3. Переплет Основным условием для любого вида переплета, используемого при создании тактильных рукодельных изданий, является его прочность, а также возможность перелистывания и удержания страниц в удобном для чтения положении без дополнительных усилий. Наибольшее распространение в практике издательских комплексов специальных библиотек получили пружинные переплеты, прошивные корешки с бумажными/картонными покровными сторонками, прошивные корешки с тканевыми покровными сторонками и картонно-тканевые переплеты с петлями для крепления страниц из тесьмы или шнура. Некоторые библиотеки используют также архивные папки-файлы для хранения документов в качестве готовых обложки и переплета. 5.4. Футляр Для некоторых изданий, состоящих из отдельного предмета или набора предметов, создаются футляры/коробки, где хранятся все входящие в состав издания предметы, в т.ч. методическое, практическое пособие/руководство и т. п. Параметры футляра/коробки определяются для каждого конкретного издания отдельно. Материал для его изготовления выбирается прочный, приятный на ощупь, спокойных тонов, не раздражающих и не перегружающих зрение ребенка. На крышке футляра располагается этикетка, где четким шрифтом воспроизводятся основные сведения об издании. Подробные сведения об издании размещаются на идентификационном листе, вложенном в футляр/коробку. 6. ТЕКСТ В ТАКТИЛЬНЫХ РУКОДЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЯХ В зависимости от объема издания и выбранного для его оформления вида иллюстративного материала текст может быть расположен: • на отдельной странице издания; • на странице, где расположен иллюстративный материал, и строго соответствовать тому, что изображено на этой странице; • в виде отдельной книжки, а также звукозаписи на аудиокассетах или компакт-дисках (в комбинированных и комплексных изданиях). Не рекомендуется: • в художественных текстах (в т.ч. сказках) искажать и сокращать текст оригинала; • в подписях к иллюстрациям опускать слова, важные для формирования у детей правильного представления об окружающих предметах; • многоколонный набор текста (кроме стихов).
7. ТРЕБОВАНИЯ К ШРИФТОВОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ИЗДАНИЙ Для шрифтового оформления изданий используется комплекс параметров, определяющих удобочитаемость текста с целью предупреждения отрицательного воздействия процесса чтения на здоровье ребенка. В зависимости от задач, поставленных перед создателями тактильных рукодельных изданий, текст может быть записан: • рельефно-точечным шрифтом; • укрупненным шрифтом; • параллельно рельефно-точечным и укрупненным шрифтами. 7.1. Рельефно-точечный шрифт При создании изданий для детей, начинающих читать по системе Брайля, рекомендуется: • устанавливать бóльшее расстояние между строками (7,3 или 9,8); • использовать одностороннюю печать. Издания для слабовидящих детей печатаются четким, контрастным и ярким шрифтом на однотонном поле без шумового эффекта. Рекомендуется использовать: • шрифты без утончений (например, Arial) нормального или полужирного прямого начертания; • кегль шрифта не менее 18 пунктов. Не рекомендуется использовать: • цветные и рисованные шрифты; • выворотку шрифта (белый шрифт на черном, сером или цветном поле); • укрупненный шрифт на термобумаге, т. к. получаемое объемное изображение буквенных символов не имеет четкого контура и не пригодно ни для тактильного, ни для зрительного прочтения.
|
|||
|