Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Понятие и сущность конкуренции и монополии.



Тема: Понятие и сущность конкуренции и монополии.

Модели современного рынка.

1) Посмотрите видеоурок «Конкуренция и монополия» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=SBjPHA8D0vM

2) Прочитайте лекцию по данной теме, посмотрите презентацию и сделайте опорный конспект в тетради по плану:

1. Что такое конкуренция ?

2. Формы и методы конкуренции.

3. Модели современного рынка:

Ø совершенная конкуренция;

Ø монополистическая конкуренция;

Ø олигополия;

Ø монополия.

(конспект отправить на проверку преподавателю)

3) Пройдите по ссылке и решите тест по данной теме https://onlinetestpad.com/ru/testview/114061-38-konkurenciya-i-monopoliya

Сделайте скриншот и отправьте результат преподавателю в лс.

 

ЛЕКЦИЯ

Конкуренция и монополия.

Конкуренция является одним из инструментов рынка и в существенной мере определяет возможности рынка к самоорганизации. Кроме того, конкуренция является особенностью рыночной экономики, отличающей ее от командно-административной.

Конкуренция – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров. В зависимости от того, как и между кем ведется такая борьба, выделяют различные виды рынков.

В качестве образца рассматривается экономическая модель рынка совершенной конкуренции. Он обладает следующими характеристиками: большое количество продавцов и покупателей, примерно одинаковые объемы продаж, однородностью товаров. Также необходимыми являются возможность свободного вхождения на рынок и доступность информации.

При таких условиях особенно велика угроза побочных негативных следствий рынка, или экстерналий. Экономисты в качестве иллюстрации такого вида рынка обычно приводят в пример рынок шоколада или рынок цветов. Все остальные виды рынков являются рынками несовершенной конкуренции и более приближены к реальности.

Противоположностью конкуренции, которая, однако, как мы уже говорили, является результатом естественного развития конкурентного рынка, является монополия. В этом случае отрасль исчерпывается единственной существующей фирмой. В этом случае предоставляемые ею блага являются гомогенными, чаще всего фирма при этом является собственником на невосполнимые ресурсы, присутствует эффект масштаба, что означает, что такой вид деятельности целесообразен только в очень крупных размерах.

Также монополизированный рынок означает, что существует практически непреодолимые препятствия для вхождения на него (например, исключительные права от государства, такие как патенты или лицензии). Не исключено и существование нелегальных методов борьбы.

Говорят также о естественных монополиях: считается, что они являются экономически целесообразными, так как связаны с тем, что существует уникальный источник предложения какого-либо природного ресурса. Примером может являться рынок коммунальных услуг в нашей стране.

Другой вид рынка – монополистическая конкуренция – наиболее распространен, к нему относится большая часть малого и среднего бизнеса. Он характеризуется достаточно большим числом продавцов в отрасли и относительно легким вхождением на рынок, информация является свободной, а предоставляемые блага – связанными, но не полностью одинаковыми.

Решающую роль в конкуренции имеют неценовые факторы, такие как реклама, условия продажи и т. д.

В случае, когда конкуренция существует между относительно небольшим числом фирм в отрасли, речь идет об олигополии. Обычно ее возникновение связано с эффектом масштаба и существованием высоких барьеров для входа в отрасль. Это единственный вид рынка, на котором мы наблюдаем необходимость кооперации между фирмами-конкурентами, так как они находятся в сильной взаимозависимости. Целью становится максимизация прибыли на уровне отрасли, а не для одного конкретного продавца. Сокращение количества продавцов в отрасли грозит оставшимся применением со стороны государства антимонопольного законодательства.

В качестве примера можно указать на отечественный рынок операторов мобильной связи или на организацию ОПЕК.

Последним видом рынка является монопсония.

Она отличается от всех остальных тем, что описывает ситуацию существования на рынке единственного покупателя, по крайней мере официального.

Так, например, в рамках национального рынка единственным покупателем на рынке тяжелого вооружения является государство.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.