|
|||
Литература (минимум) по теме Философия гуманитарных
Примерные планы семинаров для аспирантов по разделу «Общие проблемы философии науки» (общий объем часов для семинаров – 36 часов) (Семинары по общим проблемам – 24 акад.часа, заключительные занятия нужно провести по философским проблемам конкретных наук – 12 час.)
Базовая литература 1. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005; 2-е изд. М., 2006. 2. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006 3. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В.В.Миронова. М., 2006. 4. Философия науки. Хрестоматия. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005; 2-е изд. М.,2007. 5. Философия. Методология. Наука. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005 или Философия науки. Методология и история конкретных наук. М., 2007.
Учебная литература по всему курсу 6. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000. 7. Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. М., 2002 8. Современная философия науки. Хрестоматия / Сост. А.А.Печенкин. М., 1994. 9. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995. 10. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ века. М., 2000. 11. Философия и методология науки. Ч. 1-2. (Авт. Колл.: Девятова С.В., Кезин А.В., Кузнецова Н.И., Купцов В.И. и др.). М., 1994. 12. Философия науки / Под ред. С.А.Лебедева. М., 2004. 13. Философия науки. Словарь основных терминов / Под ред. С.А.Лебедева. М., 2004. 14. Философия науки. (Институт философии РАН). Вып. 1 – 10. М., 1995 – 2004. 15. Философия и методология познания / Под ред. В.Л.Обухова, Ю.Н.Солонина и др. Спб, 2003. 16. Философские проблемы конкретных областей знания / Под ред. В.В.Миронова. М., 2005. 17. История и философия науки. Введение в специальность / Под ред. А.Д.Урсула. М., 2006. 18. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория. М., 2006. 19. Кохановский В.П. Пржеленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. М.- Ростов на Дону, 2005.
Тема 1. Современная философия познания как общетеоретическая основа философии науки. Природа знания.
1. Философия познания: диалог подходов. Значение эпистемологии для научного познания. 2. Понятие субъекта и объекта познания. Субъект-объектные отношения в научном познании. 3. Чувственное и логическое (абстрактное) познание. Логическое познание в научно-исследовательской деятельности. 4. Знание, его природа и типология. 5. Рациональное и иррациональное в научном познании. 6. Проблема истины в эпистемологии и философии науки.
Основная литература Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005. С. 11-87, 150-164 или М., 2006. С. 19-87, 154-166. Философия науки. Хрестоматия. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005. C. 11-51, 66-82, 95-108, 481-489, 779-787.
Литература дополнительная Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В.В.Миронова. М., 2006. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006. Субъект, познание, деятельность. К 70-летию В.А.Лекторского. М., 2002. Теория познания: В 4 тт. М., 1991-1992. Философия. Методология. Наука. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. Вартофский М. Модели. Репрезентации и научное понимание. М., 1988. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977.
Тема 2. Основные операции познавательной деятельности и их роль в научном познании. 1. Познание как отражение. Критический анализ концепции. 2. Репрезентация как познавательный способ представления объекта. 3. Категоризация - всеобщая процедура познавательной деятельности. 4. Интерпретация как научный метод и познавательная процедура. 5. Конвенция как универсальная процедура познания и коммуникации.
Основная литература Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005. С. 88-128 или М., 2006. С.88-134. Философия науки. Хрестоматия. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005. С. 81-94, 114-122, 574-578. Литература дополнительная Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. Вартофский М. Модели. Репрезентации и научное понимание. М., 1988. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В.В.Миронова. М., 2006. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006. Философия. Методология. Наука. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005.
Тема 3. Предмет философии науки. Основные концепции философии науки. Позитивистская традиция в философии науки
1. Наука как предмет исследования для разных дисциплин: философии науки, методологии науки, истории науки, социологии науки, культурологии, науковедения. Специфика философского осмысления феномена науки. 2. Базовые подходы к исследованию науки: интернализм - экстернализм, кумулятивизм и антикумулятивизм, нормативизм – дескриптивизм. 3. Возникновение философии науки. Основные философские концепции науки. 4. Образ науки в позитивизме 19 века. 5. Наука и философия в неопозитивистском дискурсе. 6. Развитие философии науки в постпозитивистских концепциях.
Основная литература Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005. С. 3-9, 197-208 или М., 2006. С.8-16, 197-220. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006. С. 5-90, 209-228. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ века. М., 2000. С. 156-192. Философия науки. Хрестоматия. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005. С. 153-159, 240-252, 268-290, 327-334, 343-351, 392-408, 415-418, 499-503, 566-573.
Литература дополнительная Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995. Поппер К. Логика и рост научного знания: Избр. Работы. М., 1983. Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы. Киев, 1997. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. Маркова Л.А. Наука: история и историография наука ХIХ – ХХ вв. М., 1987. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В.В.Миронова. М., 2006. Структура и развитие науки. М., 1978. Философия. Методология. Наука. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005. Хакинг Я. Представление и вмешательство. М., 1998. Философия. Методология. Наука. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005.
Тема 4. Структура и динамика научного знания. Методы исследования и формы знания эмпирического и теоретического уровней.
1. Понятие методологии научного познания. Этапы, способы научной деятельности и типы научного знания. 2. Язык как средство построения и развития науки. 3. Проблема как структурная единица научного знания и форма научного познания. 4. Методы и формы познания эмпирического уровня. Вычленение и исследование объекта; обработка и систематизация знаний. 5. Теоретический уровень познания: методы построения и оправдания теоретического знания. 6. Предпосылочные методологические структуры в системе теоретического знания. Научная картина мира, стиль мышления. 7. Философские основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.
Основная литература Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005. С. 223-362 или М., 2006. С.221-350. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006. С. 156-208, 229-266. Философия науки. Хрестоматия. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005.
Литература дополнительная Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В.В.Миронова. М., 2006. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996. Философия. Методология. Наука. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005. Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. М., 1975. Рузавин Г.И. Научная теория. Логико-методологический анализ. М., 1978. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.
Тема 5. Наука как социально-историческое явление и элемент культуры. Возникновение науки и основные стадии ее исторического развития.
1. Возникновение науки и основные этапы ее исторической эволюции. В каком смысле наука (как и философия) – западноевропейское (греческое) «изобретение»? 2. Культурные предпосылки и значение средневекового европейского университета в истории науки. 3. Историко-культурные отличия науки Нового времени от античных истоков наук. 4. Наука: классика и современность. 5. Специфика современного этапа развития науки.
Основная литература Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005. С. 363-391 или М., 2006. С.348-376. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006. С. 91-155.
Литература дополнительная Арутюнов В.С., Стрелкова Л.Н. Наука как общественное явление. М., 2001. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Его же. Избран. произведения. М., 1990. Гадамер Г.-Г. Что есть истина? //Хрестоматия по философии науки. М, 2005. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки. М., 1989. Кун Т.Структура научных революций. М., 2001. Философия. Методология. Наука. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005. Философия науки. Хрестоматия. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005. Хайдеггер М. Время картины мира // Он же. Время и бытие. М., 1993.
Тема 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Наука как социальный институт 1. Научная традиция и формы ее организации: парадигма, научно-исследовательская программа. 2. Научная революция как ломка научно-исследовательской традиции и перестройка оснований науки. Типология научных революций. 3. Проблема научной рациональности. Типы научной рациональности. 4. Различные подходы к определению социального института науки. 5. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. 6. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. 7. Наука и экономика. Наука и власть.
Основная литература Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005. С. 197-222, 353-381, 392-410. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006. С. 91-155, 267-330, 374-381. Литература дополнительная Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000. Ньютон-Смит В. Рациональность науки / Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: хрестоматия. М., 1996. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М., 2002. Традиции и революции в развитии науки. М., 1992. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В.В.Миронова. М., 2006. Философия. Методология. Наука. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005. Философия науки. Хрестоматия. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005.
Литература дополнительная Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХYII - ХYIII вв). М., 1987. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988. Наука в культуре. М., 1988. Современная западная социология науки. Критический анализ. / Отв.ред В.Ж.Келле, Е.З.Мирская, А.А.Игнатьев. М., 1988. Философия науки. Хрестоматия. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005.
Дополнительная литература ко всему курсу Антипов Г.А., Донских О.А. и др. Текст как явление культуры. Новосибирск, 1989. Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки. М., 1985. Бажанов В.А. Наука как самопознающая система. Казань, 1991. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Белый Андрей. Символизм как миропонимание. М., 1994. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. Вебер М. “Объективность” социально-научного и социально-политического познания // Избр. произв. М.,1990. Витгенштейн Людвиг. Философские работы ( часть 1).- Культура и ценность. М., 1994. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989. Готт В.С. Философские вопросы современной физики. М., 1988. Грифцова И.Н. Логика как теоретическая и практическая дисциплина. М., 1998. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М., 1985. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX веков. М., 1987. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии, 1988, № 4. Жог В.И. Развитие физических понятий. М., 1987. Загадка человеческого понимания. М., 1991. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М.. 1987. Знание за пределами науки. М., 1996. Идеалы и нормы научного исследования. Минск., 1981. Ионин Л.Г. Понимающая социология. Историко-критический анализ. М., 1979. Исторические типы рациональности. Т. 1 и 2. М., 1995. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995. Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. М., 1985. Князев В.Н. Концепция взаимодействия в современной физике. М.,1991. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб., 2002. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М., 2007. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепция в развитиитеорий. М., 1985. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. Философский аспект проблемы. М., 1989. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997. Критика современных немарксистских концепций философии науки. М., 1987. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., 1982. Кузнецова Н.И. Социо-культурные проблемы формирования науки в России (XVIII - середина XIXв.). М., 1997. Кун Т. Структура научных революций.М., 1975. Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка. М., 1999. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.,1970. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983. Мамедов Н.М. Проблемы экологии: некоторые актуальные аспекты. М., 1989. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987. Мамчур Е.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. М., 1997. Махлин В.Л. Я и Другой: к истории диалогического принципа в философии XX в. М., 1997. Меркулов И.П. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания. М., 1980. Методы научного познания и физика. М., 1985. Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте культуры. М., 1992. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997. Моисеев Н.Н. Человек, Среда, общество. Проблемы формализованного описания. М., 1982. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М., 1979. Налимов В.В. Теория эксперимента. М., 1971. Наука и ценности. Новосибирск, 1987. Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987. Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996. Неуймин Я.Г. Модели в науке и технике: история, теория, практика. Л., 1984. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. Ее генезис и обоснование. М., 1988. Одум Ю. Основы экологии. В 2-х т. М., 1986. Порус В.Н. Стиль научного мышления... // Познание в социальном контексте. М., 1994. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. Портнов А. Н. Язык и сознание: основные парадигмы.. Иваново, 1994. Проблема человека в западной философии. М., 1988. Проблемы гуманитарного познания. Новосиб., 1986. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991. Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. Розов М.А. Проблемы эмпирического анализа научного знания. Новосибирск, 1977. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтики. М.. 1995. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995. Риккерт Г. Исторические науки о культуре // Культурология XX век: Антология. М., 1994. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974. Рузавин Г.И. Научная теория. Логико-методологический анализ. М., 1978. Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев, 1987. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974. Сепир Э. Избр. труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. Сичивица О.М. Методы и формы научного познания. М., 1972. Современная философия науки. Хрестоматия. М., 1996. Современная западная социология науки. М., 1988. Сорина Г.В. Логико-культурная доминанта. М., 1993. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка. М., 1985. Степин В.С. Становление научной теории. Минск, 1976. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995. Структура и развитие науки. М., 1978. Суворова О.С. Человек: душа и тело, смерть и бессмерте. Поиски решения проблемы в истории культуры. М., 1994. Тулмин Ст. Человеческое понимание. М., 1984. Фейерабенд П. Избр. труды по методол. науки. М., 1986. Феномен человека. Антология. М., 1993. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989. Философия и методология науки. Учебное пособие. М., 1996. Философия науки. Вып. 1 - 3. М., 1995-1997. Философия техники в ФРГ. М., 1985. Философия и ценностные формы сознания. М.. 1978. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1987. Фуко Мишель. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993. Хайдеггер М. Положение об обосновании. СПб., 1999. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981. Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.,-СПб., 1997. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. М., 1981. Ценностные аспекты развития науки. М., 1990. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М.. 1984. Швырев В.С. Анализ научного познания. М.. 1988. Шелер М. Феноменология и теория познания // Избр. произв. М., 1994. Штофф В.А. Моделирование и философия. М., 1966. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978. Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. М., 1986. Эпистемология У.Куайна. Научно-аналитический обзор. М., 1997.
Раздел «Философские проблемы конкретных областей знания».
Философские проблемы социально-гуманитарных наук: общая характеристика (Для аспирантов гуманитарных и психолого-педагогических специальностей)
Тема 1. Философские проблемы социально-гуманитарных наук: общетеоретические подходы. 1. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. 2. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла. Дисциплинарная структура знания. 3. Социокультурная обусловленность становления и развития СГН. 4. Сходство и различия наук о природе и наук об обществе, их конвергенция в неклассической науке.
Тема 2. Объект и субъект социально-гуманитарного познания.
1. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания. 2. Индивидуальный и коллективный субъект социально-гуманитарного познания. 3. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы. Коммуникативная рациональность. 4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
Тема 3. Жизнь как категория наук об обществе и культуре. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании.
1. Социокультурное и гуманитарное содержания понятия жизни (А.Бергсон, В.Дильтей, философская антропология). 2. История – одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г.Зиммель, О.Шпенглер, Э.Гуссерль и др.). 3. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. 4. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.Бахтин). Введение понятия хронотопа.
Тема 4. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.
1. Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках. 2. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках. Экзистенциальная истина, истина и правда. 3. Проблема истины в свете практического применения социально-гуманитарного знания. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. 4. Релятивизм, психологизм, историзм в социально-гуманитарных науках и проблема истины.
Тема 5. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках.
1. Природа и типы объяснений. Объяснение – функция теории. 2. Понимание в гуманитарных науках. Специфика понимания. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. 3. Текст как особая реальность и единица методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. 4. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям – общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания.
Тема 6. Знание и вера в социально-гуманитарных науках.
1. Знание и вера, достоверность и сомнение. 2. «Встроенность» субъективной веры во все процессы познания и жизнедеятельности. Вера и верования как компоненты и основания личностного знания. 3. Вера и понимание в контексте коммуникаций. 4. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К.Ясперс). Литература к темам 1 – 6 1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук / Собр.соч.: в 7 т. Т.5. М., 1996. 2. Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. 3. Валлерштейн И. Анализ мировых систем: современное видение мирового сообщества / Социология на пороге ХХI в. Новые направления исследования. М., 1998. 4. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке / Избр.произв. М., 1990. 5. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. 6. Дильтей В. Категория жизни // Вопросы философии. 1995. № 10. 7. Дробницкий О.Г. Моральная философия / Сост. Р.Г.Апресян. М., 2002. 8. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997. 9. Культура: теории и проблемы. М., 1995. 10. Лекторский В.А. Философия классическая и неклассическая. М., 2001. 11. Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. М., 1990. 12. Маннгейм К. Очерки социологии знания. Теория познания – Мировоззрение – Историзм. М., 1998. 13. Микешина Л.А. Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997. 14. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002. 15. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005. 16. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998. 17. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. 18. Розов Н.С. Философия и теория истории. М., 2002. 19. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968. 20. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб, 1999. 21. Социальное знание и социальные изменения / Отв.ред. В.Г.Федотова. М., 2001. 22. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004. 23. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
Тема 7. Философские проблемы образования и педагогики: становление философии образования
1. Философия и педагогика как взаимодополнительные формы дискурса и стратегии исследования образования. 2. Философия образования как теоретическая дисциплина. Предмет, структура, методология. 3. Эмпирико-аналитические и гуманитарные направления в философии образования.
Тема 8. Философские концепции образования
1. Герменевтика и философия образования (В.Дильтей, Г.Ноль, Г.Гадамер и др.). 2. Концепции образования в контексте диалогической философии. 3. Постмодернизм и деконструкция образования. 4. Педагогические идеи в трудах русских философов и писателей (А.С.Хомяков, П.Д.Юркевич, Л.Н.Толстой, Г.Г.Шпет, С.И.Гессен).
Тема 9. Философский анализ соотношения образования и воспитания
1. Древнегреческая пайдейя: соотношение образования и воспитания, знания и добродетели. Значение пайдейи для современной культуры и системы образования. 2. Трактовка субъекта в философии и теории образования. 3. Формирование личности учащегося в процессе образования. 4. Образование и становление нравственных установок учащегося. Этические проблемы образования.
Тема 10. Проблемы образования в современном мире
1. Принцип автономии человека и образования в гражданском обществе. 2. Глобализация и проблемы образования в современном мире.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА (к разделу общие проблемы философии науки) 1. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Его же. Избран. произведения. М., 1990. 2.Сноу Ч. Две культуры. Две культуры. М., 1959. 3. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки. М., 1989. 4. Кун Т.Структура научных революций. М., 2001. 5. Гадамер Г.-Г. Что есть истина? //Хрестоматия по философии науки. М, 2005. 6. Хайдеггер М. Время картины мира // Он же. Время и бытие. М., 1993.
Литература (минимум) по теме "Философия гуманитарных (или филологических) наук: 1.Ницше Ф. Гомер и классическая филология // Его же. Философия в трагическую эпоху. М., 1994. 2. Дильтей В. Введение в науки о духе. Введение. М., 2001. 3. Аверинцев С.С. Филология //"Краткая литературная энциклопедия", том 7., М., 1972. 4.Михайлов А.В. Надо учиться обратному переводу. // Он же. Обратный перевод. М., 2000. 5. Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. М., 2000. 6.Бахтин М.М. Проблема текста // Его же. Собр. соч., том 5., М., 1996.
|
|||
|