|
|||
Арт - терапия для дошкольников: быстро, легко и интересно».«Арт - терапия для дошкольников: быстро, легко и интересно». Что такое арт-терапия? Многим родителям данное понятие даже не известно, а все потому, что большинство привыкло развивать детей старыми способами, такими как учили их в детстве. А на любые внедряемые новшества практически все смотрят косо и н доверяют. На самом же деле с каждым годом разрабатывается множество программ и направлений, которые позволяют намного легче адаптировать дошкольников к жизни, научится видеть себя, гордится собой, а также постараться найти для себя удобный способ общения и выражения своих эмоций и желаний. Одним и таких направлений является арт-терапия, в которое входит рисование, лепка, изучение звуков, танцы и многое другое. Ø В начале 20 века один из художников, которые побывал на войне, находился некоторое время в санатории для восстановления после полученной травмы. А так как особо заниматься там было нечем, все свободное от процедур время он рисовал. Спустя некоторое время он стал понимать, что идет на поправку быстрее, чем это прогнозировали врачи. Дело оказалось в рисовании. После этого были созданы специальные курсы на базе санатория, на которых люди рисовали. И удивление, но именно эти занятия помогали поправиться им намного быстрее. Спустя некоторое время один из европейских художников продолжил начатое дело. И с этого момента появился целый способ – арт-терапия, благодаря которому многие люди обрели душевное спокойствие. В России арт-терапия появилась относительно недавно. И, несмотря на множество положительных отзывов о ней, применяется она не так широко, как за рубежом. Но при этом в больших городах уже открыты целые арт-терапевтические центры. Ø Особое внимание уделяется арт-терапии для дошкольников, так как на их психику, мировоззрение, мнение нужно воздействовать осторожно, потихоньку, чтобы ребенок сам понял, как ему нужно себя вести, чтобы он расслабился, и никто не оказывал на него психологического давления. Прежде чем внедрять повсеместно арт-терапию для дошкольников, ученые провели множество исследований, результаты которых оказались положительными. Ø Для того чтобы заниматься арт-терапией не нужно обладать какими-то удивительными способностями и талантами к пению, рисованию, танцам. Это делается исключительно для того, чтобы раскрепостить зажатого малыша, дать ему шанс посмотреть на мир иначе, окунуться в творчества и выйти их своего стеснения. Психологи считают, что именно благодаря арт-терапии можно будет работать с любыми детьми, приспосабливать их к жизни, адаптировать к новым обстоятельствам и т.д. Ø Техника арт-терапии применяется очень широко и при различных проблемах. Иногда даже абсолютно здорового ребенка приводят на сеансы для того чтобы привить в нем силу духа, чувство уверенности. К основным задачам арт-терапии для деток дошкольного возраста можно отнести: · Снижение уровня тревожности, повышение самооценки. Развитие уверенности в себе. · Развитие речевой и познавательной активности. Это происходит в момент приобщения к чему-то новому. Так, малыш, в первый раз увидев цветной песок, желает знать, а почему он цветной (ведь привык же, что он только желтый), увидев новое танцевальное движение, он хочет его повторить и т.д. · Стабилизировать эмоциональное состояние, научить его контролировать эмоции. Это достигается путем проб и ошибок. · Стимулирование креативного мышления. Все родители замечали, что дал ребенку в руки пластилин, краски, он начинает экспериментировать. Проявляется это довольно просто, например, смешивание разных цветов пластилина, нанесение нескольких красок на одно и то же место и т.д. После таких простых экспериментов он начинает пробовать расширять границы, тем самым развивая свое креативное мышление, ему хочется придумать что-то новое, чтобы удивить педагога, маму, бабушку, дедушку и т.д. · Развитие личности, а именно воспитательные моменты, касающиеся вежливости, благодарности, понимания, помощи т.д. На самом деле задача у арт-терапии много, но важно не это. Несмотря на многочисленность поставленных задач, все их удается достичь, потому что нет прямого навязывания, все происходит в игре, в легкость и в доброжелательности. Преимущества арт-терапии для дошкольников. Благодаря тому, что арт-терапия совмещает в себе и психологию, и медицину, и педагогику, получается достичь многих целей, а самое главнее, выделить массу преимуществ. Во-первых, обстановка на занятиях абсолютно безопасная. На них нет никакой конкуренции, каждый ребенок делает то, что ему нравится и сам старается достичь поставленных целей. Во-вторых, благодаря тому, что после каждого занятия получается видимый результат (рисунок, танец, песня, поделка и т.д.), можно четко проследить за развитием малыша, увидеть, насколько комфортно ему, насколько изменилось его мировоззрение. В-третьих, каждый ребенок может осознать собственную ценность. После каждого занятия родители видят поделку, за которую хвалят. Также, иногда преподаватели просят малышей сделать часть к чему-то общему. И видя, что его сделанная частичка составила одну общую картину, он будет не только горд собой, но и поймет, что значит многое. В-четвертых, детки, у которых наблюдаются проблемы с речью, могут найти иные способы выражения своих эмоций через искусство, тем самым не замыкаясь в себе Большое внимание уделяется результатам после занятий, потому что именно они показывают, насколько действенна терапия для определенного ребенка и нужно ли что-то изменить в подходе. Виды арт-терапии для дошкольников.На сегодняшний день существует очень много видов арт-терапии для дошкольников. Причем выбрать тот или иной вид могут как врачи, так и сами родители, зная, что любит, а что не любит их ребенок · Изотерапия, во время которой дети рисуют красками, карандашами · Цветотерапия, во время которой благодаря воздействию и изучению цветов, ребенок лучше познает окружающий мир · Песочная терапия, которая позволяет развить не только воображение, но и улучшает моторику из-за необычности песка · Игротерапия, во время которой проводят специальные игры, каждая из которых направлена на познавание определенной эмоции, действия и т.д. · Музыкотерапия, которая нравится многим детям, так как на ней разрешают даже покричать. · Вокалотерапия. Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение человека. · Хореотерапия (лечение танцем) это активная работа с телом через танец и движение под разнообразную музыку. · Сказкотерапия, во время которой малышу прививаются нравственные качества через героев книжек, на их примере, на их поступках Взаимодействие с детьми во время арт-терапии строится на взаимном понимании, уважении, на выборе предпочтений, поэтому большинству малышей это нравится, и они с удовольствием посещают занятия. · Театрализация. Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Желаем успеха! Памятку подготовили педагоги – психологи: Отводенкова Э.В., Осовик Е.А. Источник: Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с.
|
|||
|