Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Примерные темы  индивидуальных проектных и исследовательских работ по географии.



 

Тема: «Реализация образовательного стандарта через внедрение комплекса

       современных образовательных технологий в процессе обучения

        географии»

 


Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Индивидуальные проекты по географии (обмен опытом)

 

  В настоящее время основной задачей школы является не только предоставление учащимся актуальных знаний, но и формирование потребности и способности получать эти знания самостоятельно в постоянно изменяющихся условиях современного мира. Формирование такого качества личности, как готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности – одна из важнейших задач современного образования. Одним из ее решений является включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность, что, в свою очередь, предоставляет широкие возможности для творческого усвоения знаний, полученных в том числе и самостоятельно. Следует учитывать тот факт, что организация проектной и исследовательской деятельности школьников будет только тогда эффективной, когда педагогу понятна мотивация и возрастные психофизиологические особенности обучающихся.

  Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающегося (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальными проектами должны быть исследовательские работы или проекты, направленные на развитие познавательного и научного мышления детей. Проект – это индивидуальная работа, которая позволила бы ребёнку самостоятельно отыскать пути достижения цели-истины. Новый вид деятельности должен помочь учащимся сделать выбор в пользу той или иной дисциплины, которая бы в дальнейшем стала целью его учёбы. Проектная деятельность направит ребят на изучение разнообразных сфер науки, техники и экономики. Этот метод проекта (известный как метод проблем) впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком, учеником философа и педагога Джона Дьюи, в 20-е годы XX века. У. Килпатрик предлагал выстроить систему обучения на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, учитывая его личные интересы и способности. По мнению У. Килпатрика, проблема, взятая из реальной жизни и значимая для ученика, мотивирует его на получение новых знаний и самостоятельный поиск информации больше, чем иные методы, применяемые на уроках. На протяжении нескольких десятилетий особое значение для развития человека приобретали умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, что так актуально в современных условиях развития общества. Всему этому учило такое направление в обучение, как организация научно-исследовательской и проектной деятельности. При организации этой деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности.

Давайте посмотрим, чем отличается проектная деятельность от исследовательской деятельности.

 Проектная деятельность обучающегося– совместная учебнопознавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализация проекта, включая эго осмысление и рефлексию результатов деятельности.   

Исследовательская деятельность обучающегося – деятельность учащихся, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов. Этапы для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научной комментарий, собственные выводы.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся  в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

 · сформированность навыков коммуникативной, учебноисследовательской деятельности, критического мышления;

· способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

 · сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

 · способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов».

Критерии выбора темы:

 

1. Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но имела бы непосредственное отношение к перспективам на будущее образование.

2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам учитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.

3. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме материал должен быть доступен. Формулировка темы – это визитная карточка исследования.

4. Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.

5. Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, то есть процесс развития научного познания.

6. Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке. Показателем актуальности является наличие проблемы или противоречивой ситуации в данной области исследования.

7. Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

 

 

Примерные темы  индивидуальных проектных и исследовательских работ по географии.

5 класс

Австралия - страна – материк.
Анализ описания школьной геологической коллекции.
Был ли Великий флот главной экспедицией Китая.
В чем заслуга Эратосфена?
Ванна и закон Бэра.
Великое американское солнечное затмение.
Влияние природных условий на черты народа.
Внутренние воды России
Вода — колыбель жизни.
Вода — наше богатство.
Вулкан — чудо природы.
Вулкан, и отчего он "огнем дышит"
Географическая карта от А до Я.
Географическая сказка
Географический образ моего города в названиях улиц.
География в Китае и Индии в Средние века.
География и живопись.
Герб родного края.
Групповая прикладная работа.
Действующие вулканы Солнечной системы.
Долгосрочный прогноз погоды по народным приметам.
Достопримечательности моего города.
Древнейшие картографические изображения.
Животные саванн и полупустынь Южной Америки.
Животный мир тундры.
Земля "в гневе"
Земля: форма, размеры, изображение на картах.
Значение воды в жизни Земли.
Значение открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий.
Из истории географических «закрытий».
Изучение рекреационных ландшафтов города Дзержинска.
Исследование глубин океана.
Исследование снежного покрова на территории пришкольного участка.
История развития моей малой родины – моего села.
Исчезающие растения и животные нашей местности.
Капля воды в Мировом океане
Капризы погоды.
Карта – памятник культуры.
Картографические погрешности на современных картах.
Китайская картография и её отличие от европейской.
Край, в котором я живу.
Красная книга — сигнал тревоги.

 

6 класс


Анализ описания школьной геологической коллекции.
Беспокойная атмосфера.
Биосфера – дом человека (создание панно с использованием природных материалов).
Был ли Великий флот главной экспедицией Китая.
Великие озера России.
Великолепная роза ветров Парилова.
Влияние природных условий на черты народа.
Вода – источник жизни.
География в Китае и Индии в Средние века. Китайская картография и её отличие от европейской.
География и геометрия моего города
География на денежных знаках
Геологические памятники природы
Гидросфера
Гидроэлектростанции моей страны
Глина и ее применение
Горные породы и минералы
Горные породы окрестностей нашего города
Город будущего
Города мира
Города-миллионеры
Долгосрочный прогноз погоды по народным приметам Парилова
Если мы пьём ту же воду, в которой плескались динозавры, то зачем её беречь?
Живые барометры.
Жилища народов мира
Жители пустыни
Загадки жизни и личности Христофора.
Загадки минералов
Загадочные явления в океане.
Заповедные земли
Землетрясение и сейсмоустойчивость зданий
Значение подземных вод и минеральных источников для человека.
Из истории географических «закрытий».
Из истории глобуса
Из истории мировых природных катастроф, связанных с литосферой.
Изменение климата
Изучение образцов почв своей местности.
Имеет ли вода возраст?
Интересные факты о воде
Интересные факты о государственных флагах.
Исследование почвы на пришкольной территории.                                         

 

7 класс


А все-таки она вертится.
Анализ описания школьной геологической коллекции .
Асфальтовые озера мира.
Атмосферные вихри и их влияние на жизнь человека
Бывают ли географические закрытия?
Быт и традиции народов Южной Америки.
Виды выветривания горных пород.
Виды морских берегов.
Виды устьев рек: дельты и эстуарии.
Вклад отечественных экспедиций в изучение Мирового океана и его дна.
Влияние климата на жилища людей в разных частях света.
Влияние погоды на здоровье человека
Влияние природных условий на характер питания человека .
Вулканизм на Земле.
Вулканические загадки.
Генезис многолетней (вечной) мерзлоты на территории России.
Географические приборы.
Географические прогнозы и гипотезы.
Географический фактор в кухне стран мира.
Жизнь в Мировом океане
Жизнь и занятия жителей саванн.
Жизнь и занятия людей в самом высоком обитаемом месте мира.
Жизнь и занятия людей в самом жарком обитаемом месте мира.
Жизнь и занятия людей в самом холодном обитаемом месте мира.
Жизнь человека в Антарктиде.
Жители Океании.
Имена русских путешественников на географической карте.
Исследование «Грозит ли Земле перенаселение ?»
Как географическая карта помогает медикам в борьбе с болезнями?
Как люди и животные живут в тропических лесах и как они могут лучше всего сосуществовать?
Как повлияли исследования раннего периода на развитие Америки и их родных стран?
Как природные условия повлияли на занятия человека? (В том числе в нашем городе).
Как проявляется влияние природных условий на характер жилищ человека? ( В том числе в нашем регионе)
Как проявляется влияние природных условий на характер питания человека? (В том числе в Ростовской области)
Климатообразующие факторы.
Ландшафт и его компоненты.

 

8 класс

 

Вода — основа жизни на Земле
Вода — священная тайна природы
Вода. Ее состояния и основные свойства .
Вода: вчера, сегодня, завтра .
Вулканы и вулканизм
Вулканы, мифы и реальность
Выявление приоритетных загрязнителей и их влияние на качество жизни жителей моего города.
Геральдика городов и районных центров нашей области
Гибралтар.
Гидрологические исследования.
Гидрометеорологические и гидрохимические исследования бассейна реки.
Государственный флаг – своеобразное зеркало страны.
Гранит как горная порода.
Движение земной коры.
Деградация земель как следствие антропогенного воздействия (на примере склона моего микрорайона).
Деградация малых рек.
Демографическая нагрузка.
Есть ли необходимость создавать в зоне тундры заповедники?
Зависит ли менталитет народа от природных условий?
Значение сохранения памятнико-культурного наследия.
Изменение погодных условий в осенний период за последние три года в нашем городе.
Изучение нашего водоема.
Изучение современного состояния моей реки.
Как погода влияет на меня?
Как проявляется влияние природных условий на характере жилья и пищи человека в нашей стране?
Как сохранить малые народы Севера с их уникальной культурой и образом жизни?
Как спасти Азовское море от натиска человека?
Классификация торнадо и атмосферные явления, связанные с ними
Климатические изменения Земли и здоровье человека (на примере болезни гипертонии).
Климатические условия крупного города и его окрестностей на примере нашего города.
Комплексное описание нашей реки.
Космические исследования уничтожения лесов.
Оценка экологического состояния школьных помещений (санитарно- гигиенический аспект: запыленность, освещённость, уровень шума.)
Почему Урал и Тянь-Шань имеют разную высоту, в то время как их складки образовались в одно

 

9класс

Историко-культурные памятники нашего района.
История картографии
История компаса
История открытия Северного морского пути
Исчезнувшая земля
Как адаптироваться сельскому жителю в крупном городе?
Как взаимосвязаны красота ландшафтов и продовольственная проблема?
Как изменить структуру экспорта России?
Как продолжительность жизни зависит от окружающей среды и образа жизни?
Как решить проблему загрязнения городов автомобильным транспортом?
Как решить проблему обустройства русских переселенцев на территории России?
Как спасти природу и сохранить здоровье людей?
Как улучшить здоровье и повысить уровень жизни населения моего района?
Как человек меняя среду обитания, меняется сам?
Каким может быть проект возрождения сельских поселений Центральной России?
Лесопромышленный комплекс России, проблемы его развития .
Минеральные ресурсы России, география и проблемы использования .
Мировые города – главные центры активности мирового сообщества.
Можно ли производить экологически чистые продукты и при этом накормить всё население?
Можно ли управлять миграционными процессами?
Мониторинг изменения состояния здоровья жителей моего города (района, дома и т.п.).
Не разрушаем ли мы природную кладовую, которая должна стать экономической базой будущего?
Непризнанные государства. Общие особенности и проблемы.
Нужны ли иностранные инвестиции промышленности России?
Особенности расселения населения в России.
Особенности рельфа России.

10 - 11 класс

 

Вода на Земле.
Воздух вокруг нас.
Возможности развития туризма в нашем городе.
Возможность развития экологического туризма в нашем городе.
Возможные результаты глобального потепления.
Возникновение жизни на Земле.
Географическая грамотность населения (результат социологического опроса в нашем районе).
Географическая грамотность учащихся нашей школы
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
Географические названия нашей области (города).
Географические проблемы урбанизации (на примере нашего края).
География достоверная и невероятная. Научность и художественный вымысел.
География и общая теория систем.
География международного туризма.
Демографическая политика и права личности .
Демографическая проблема.
Демографическая ситуация в нашей стране.
Демографическая ситуация в нашем районе.
Задачи управления пространственными системами и проблемы геокибернетики.
Землетрясение — могучая сила
Значение космических исследований для физической географии.
Значения учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере для развития географии.
Исследование современного туризма
Историко-географические и социально-экономические особенности развития нашей области в гербах.
Историко-географические факторы в гербовых символах городов и районов нашей области.
Как адаптироваться провинциальному жителю в крупном городе?
Как решить проблему загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом? (В том числе в нашем городе.)
Каким вы видите демографический портрет планеты к концу 21 века?
Какими возможностями для увеличения производства продуктов питания обладает современная наука?
Кристаллы. Их роль в природе и жизни человека
Куда следует направить капиталовложения общества, чтобы сохранить планету и цивилизацию?
Легенды как способ изучения истории и географии родного края.
Легкие нашей планеты.

 

                                                                    

                                                                                        Подготовил: Володин О. В.                   

                                                                                        МОУ«Школа №10 города Донецка»

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.