Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Здравствуйте дорогие ребята!



 

Дата: 29.10.2021 г.

Творческое объединение: «Моё Белогорье»

Педагог дополнительного образования: Переверзева Юлия Николаевна

Год обучения: 1 (группы 1а, 1б)

Тема: «Семейно-бытовая обрядовая культура Белгородчины»

 

Здравствуйте дорогие ребята!

Сегодня мы работаем в дистанционном формате по теме: Семейно-бытовая обрядовая культура Белгородчины

* Как вы понимаете понятие «семейно-бытовая обрядовая культура»?

Приведите примеры семейных обрядов и праздников.

* Нужны ли современному человеку, в частности, городскому жителю знания в области семейно-бытовой обрядовой культуры?

Стремление возобновить, возродить, сохранить давние традиции – это то, что сегодня характеризует наш народ, повернувшийся лицом к фольклору, литературе о традициях, об обрядах, желающий познать мир духовных и материальных ценностей семьи и Отечества. Особое место в народной художественной культуре занимает поэтический мир семейно-бытовой обрядовой культуры, в центре которой всегда находится человек. Семейные обряды веками сопутствовали многим событиям человеческой жизни, среди которых важнейшими были рождение, вступление в брак и смерть. Наиболее развитым в художественном отношении был народный свадебный обряд, который был самым ярким. В нем проявлялась социально-общественная значимость человека – труженика, мирянина, представителя соборного множества. Родильные обряды и обряды первого года жизни (периода младенчества) были наполнены ритуальными действиями магического характера: это и первое купание новорожденного, его крещение, первое укладывание в колыбель, обряд угощения родственников и соседей («бабина каша»), обычай одаривания матери новорожденного и бабки-повитухи, обряд первого подпоясывания, первого пострижения и мн. др. Действия, наполнившие обряды рождения, имели двойную мотивацию: 1) оберегание новорожденного и его матери; 2) обеспечение ребенку благополучной и долгой жизни.

На Белгородчине везде, без исключения, дети почитались в семье особо. Не случайно до сих пор селяне говорят: «Дети – благодать Божья», «С детьми – горе, а без них – вдвое». Отсюда, сколько бы детей ни было в семье, еще не родившегося малыша ждут благоговейно. Крестьяне отдавали себе отчет в том, что дети осуществляют связь поколений, поддерживают непрерывность семьи и рода, почитают семейные традиции, уважают родителей, старших, относятся бережно к младшим братьям и сестрам. Для колыбельки использовали дощечки легких пород деревьев: осины, ясеня. Но бытовали также и плетеные, из ивы и лозы. Постельку готовили из мягкой сухой травы, непременно добавив туда несколько веточек полыни. Чтобы уберечь ребенка от «дурного глаза», на колыбель прикрепляли металлический предмет. Следы ритуальных песен-пожеланий сохранились в колыбельных песнях; в бытовой практике остались также и следы заговоров, например: «Как с гуся вода, так с тебя хворь и боль» (при купании младенца). Христианское таинство крещения значительно потеснило древние родильные обряды. Это интересно! Вполне объяснима популярность в районах и селах Белгородской области колыбельной песни, выполняющей особую роль в жизни любого человека с момента его появления на свет. Колыбельная песня представляет собой, как правило, рассказы матерей, пестуний, о горестях и радостях своей жизни, о своих хозяйственных заботах, о том, что их занимало долгое время, и – одновременно – представляет главные явления жизни. Поэтому явленный в колыбельной песне идеал душевной и телесной красоты человека сопоставлялся с образами реальной жизни, причем исключительно важно то, что жизнь, как бы она не была сложна и не во всем хороша, ни в коем случае не изображалась неким отдаленным будущим, где «все будет хорошо» (С.Н. Зенин). Через мир колыбельных песен ребенок познавал окружающий мир, знакомился с его красотой, гармонией, отношениями со старшими, трудовыми действиями и т.д. Содержание колыбельных песен некоторых районов Белгородской области позволяет увидеть разнообразные занятия труда жителей нашего края.

Колыбельная песня является словесно-музыкальным носителем народной философии, веры, духовности, нравственности, эстетики, национального идеала народа, передачи представлений, базовых знаний о мире, воплощенных в таких ярких образах, как свое, чужое, род, семья, мать, отец, жизнь, предки, смерть, дом, природа, земля, труд, внешнее пространство и т.д.

Родильно-крестильный обряд и в старину, и сегодня направлен на обеспечение здоровья, благополучие и достаток не только малыша, но и всех, кто причастен к его рождению. Это интересно! Во многих районах нашего края главными гостями на крестинах были крестные родители, бабка-повитуха и самые близкие родственники, пришедшие «к младенцу хлебсоль да кашу откушать». Ритуальное блюдо – каша, символ плодородия – свидетельствует о единстве обрядов родильно-крестильного и аграрного циклов. В большинстве регионов края этот праздничный обед получил название «каша» (М.С. Жиров). В народе говорили: «Родился на смерть», имея в виду представления о неизбежном конце человеческой жизни. Без некро-ритуального (похоронного) обряда круг человеческой жизни был бы неполным. Без этого обряда человека не предавали земле. Православный похоронный ритуал воспринял и впитал в себя многие обряды и поверья, восходящие к язычеству. Похоронный обряд пронизывает одна идея – убеждение в продолжении существования умершего, но в лучшем из миров. Поэтому, с одной стороны, покойного необходимо было умилостивить, облегчить ему путь в мир иной; а с другой – требовалось обезопасить живых от возможных вредных действий покойного. На эти две цели были направлены самые разные действия: обмывание умершего, одевание в новую одежду и обувь, вынос ногами вперед, осыпание зерном лавки, на которой лежал покойник, мытье избы после выноса тела, бросание в могилу денег («Чтобы душа имела чем заплатить за перевоз ее на тот свет»), раздавание на похоронах милостыни, поминки (в день похорон, на третий день 263 после смерти, на девятый, сороковой день, в годовщину). Поминки постепенно переходили в календарные поминальные обряды. Похороны – это серьезная и тяжелая утрата для близких покойного. Чувство горя выражали специальные поэтические произведения – причитания («вытье», «плачи» и пр.). Их начинали исполнять с наступления смерти, продолжали исполнять в течение всего похоронного обряда, а затем – на поминках. Несмотря на то, что церковь не одобряет оплакивание покойников, причитания, связанные с уходом человека из жизни, дожили и до наших дней и имеют место на Белгородчине. Самый зримый и яркий по составу действий, красивый и высокохудожественный с точки зрения исполнительского мастерства – свадебный обряд. Свадебная обрядность Белгородчины – явление сложное и многогранное, отразившее философско-этические, социально-бытовые, эстетические, хозяйственные аспекты жизнедеятельности человека и общества. Каждый из 21 района современной Белгородчины (и почти каждый населенный пункт!) имеет до сих пор свои специфические особенности отправления свадебного обряда. Как свидетельствовала О.И. Маничкина, «все свадьбы были разноцветные», т.е. соединяли старое и новое, языческое и православное, веселое и печальное. Свадебный обряд Белгородчины состоял из трех этапов: – предсвадебный (сговор, сватовство, пропой, смотрины, девишник, парнишник, выкуп приданого); – свадебный (выпечка свадебных караваев, утро свадебного дня в доме невесты, сборы свадебного поезда в доме жениха, приезд поезжан, выкуп невесты, ее косы и места для жениха, родительское благословение, отъезд молодых к венцу, встреча новобрачных в доме жениха, повивание, одаривание, свадебный пир с величанием невесты, жениха, родителей, бояр, гостей); – послесвадебный (бужение молодоженов утром, «позывание» гостей, их ряжение, «умыкание» молодухи, катание родителей по улицам, свадебный обед, «распущение» свадьбы, послесвадебные визиты молодой четы). Обязательными участниками свадьбы, кроме невесты, жениха, их родителей, были родственники с обеих сторон. Родственники, выполняющие многие роли, обменивались подарками, одаривали молодых и их родителей, пели песни. Народной свадьбе были свойственны этикетность, массовость (гостями могли быть не только родственники, но и все жители села или нескольких сел), публичность. Неотъемлемой частью народного свадебного обряда было коллективное застолье – «пир на весь мир». Наиболее рапространенным вариантом свадебного обряда на Белгородчине была свадьба-спектакль, состоявшая из нескольких актов и длившаяся от 3 до 10 дней. Кстати, до сих пор в нашем крае бытует выражение «сыграть свадьбу». Участники свадьбы, действительно, как бы «играли роли»: князь и княгиня (жених и невеста), сваты, дружка, поезжане и т.д. Как правило, роль сватов и свах обычно выполняли крестные отец и мать молодых. Исследователи семейно-обрядовой поэзии отмечают до названий свадебных чинов у восточных славян. Те же, кому не хватало ролей, были просто зрителями. Свадьба на Белгородчине – многоцветный образец народного художественного творчества, красивый, поэтический обряд, исполненный высокой моральной чистоты и целомудрия. Хлеб-соль на рушнике с традиционной вышивкой Белгородчины – атрибут свадебного обряда.

Свадьбы на Белгородчине вплоть до 50-х годов XX века игрались преимущественно после окончания уборки урожая (осенний и зимний мясоед), когда у родителей появлялась реальная возможность достойно справить торжество, а у гостей – от души повеселиться. А также после окончания весенних полевых работ – от Красной горки до Троицы. По сей день селяне, почитавшие обычаи и традиции предков, не играют свадьбы в храмовые и великие праздники, в продолжение Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов, на Святки, Масленицу, в Пасхальную седмицу. Свадебная обрядность Белгородчины – явлением чрезвычайно многообразное, сложное и требующее дополнительного изучения, осмысления и анализа. Определенное воздействие на нее оказали исторические и этнические факторы, а также природно-климатические, социально-бытовые условия. Это повлияло на особую специфику деталей обряда, их содержание, порядок следования, приметы, песенный репертуар. Запомните! Семейно-бытовая обрядность Белгородчины является источником целостного познания жизни человека «от первого вздоха до последнего», отражением философии, эстетики, психологии, морали, веры и менталитета народа, образным воплощением ценностей, норм и образцов жизнедеятельности человека как основы семьи и общества. Семья – базовая ценность – предопределила круг обязанностей, отраженных в разных жанрах, составивших семейно-бытовую обрядность.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения

1. Назовите семейно-бытовые обряды, распространенные на территории нашего края.

2. Приходилось ли вам участвовать в семейно-бытовых обрядах? Поделитель своими впечатлениями с одноклассниками.

3. Назовите особенности семейно-бытовой обрядовой поэзии Белгородчины.

 4. Назовите сходства и отличия семейно-бытовой и календарной обрядовой культуры.

5. Нужно ли сохранять семейно-бытовые обряды в наше время? Ответ обоснуйте.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.