Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Международная защита прав человека



Тема: Международная защита прав человека

в условиях мирного и военного времени.

1) Внимательно посмотрите видеоуроки:

1)  «Международная защита прав человека в мирное время» по ссылке https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5783779541293091064&from=tabbar&parent-reqid=1636285843052260-17282892569168553530-sas3-0969-abf-sas-l7-balancer-8080-BAL-9875&text=«Международная+защита+прав+человека+в+мирное+время»

2) «Международное право. Международная защита жертв вооруженных конфликтов» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=8FnevkzB3qQ

 

3) Внимательно прочитайте лекцию.

 

4) На основе полученной информации ответьте на вопросы письменно в тетрадь (отправьте преподавателю в лс):

1. Что такое международное право?

      2. Как права и свободы людей защищаются на международном уровне в мирное время?

3.  Что такое ООН?

4. Что такое международное преступление?

5. Какие структурные подразделения ООН занимаются непосредственно защитой прав человека?  

6. Как организована защита прав человека в рамках Совета Европы?

7. Что такое международное гуманитарное право?

8.  Что такое «Право Женевы»?

9.  Что такое «Право Гааги»?

10.  Охарактеризуйте основные принципы международного гуманитарного права.

11.  Назовите нормы международного гуманитарного права,применяемые в период вооружённых конфликтов.

 

5) Пройдите по ссылке  и решите тест https://onlinetestpad.com/ru/testview/286007-mezhdunarodnaya-zashhita-prav-cheloveka

6) Сделайте скриншоты и отправьте результаты преподавателю в лс.

7) Д/з. Составьте кроссворд по теме «Международная защита жертв вооруженных конфликтов».

ЛЕКЦИЯ

Международные отношения возникли очень давно. Когда ещё не было народов (в современном понимании этого слова), в отношения между собой вступали племена. Они воевали друг с другом, заключали перемирия, обменивались какими-то продуктами.

Но международное право, конечно, более позднее явление. Мы с вами хорошо помним определение термина «право». Это правила поведения, созданные государством и поддерживаемые всей его мощью. То есть до появления государств (хотя бы двух, раз речь идёт об отношениях между ними) говорить о существовании международного права мы не можем.

Первое дошедшее до нас в письменном виде межгосударственное соглашение – египетско-хеттский мирный договор. Он был подписан в начале XIII века до нашей эры.

Самым крупным событием войны между двумя этими державами стала битва у города Кадеш (он находился на территории современной Сирии). Сражение было очень упорным, привело к многочисленным потерям, но закончилось, говоря спортивным языком, ничьёй. Египтяне и хетты воевали между собой ещё более полутора десятков лет, правда, уже без прежнего пыла: так и без армии можно было остаться. И, наконец, договорились об установлении на вечные времена мира, дружбы и братства. Египетский фараон и царь хеттов обещали поддерживать друг друга против третьих стран, помогать подавлять восстания в подвластных областях и выдавать представителей политической оппозиции, пытавшихся найти убежище в соседнем государстве.

Этот мирный договор можно считать началом истории международного права ещё и потому, что он стал своеобразным образцом для других стран. Но первая серьёзная попытка установить некие общие принципы в межгосударственных отношениях была предпринята гораздо позже – в XVII веке уже нашей эры.

В 1648 году были подписаны сразу три мирных договора. Они ознаменовали окончание Тридцатилетней и Восьмидесятилетней войн. Первая из них была почти общеевропейской, а вторую вела Испания против взбунтовавшихся Нидерландов. Эти три соглашения принято называть Вестфальским миром. Он положил начало первой известной истории системе международных отношений. В её основу была положена концепция государственного суверенитета.

То есть государства, подписавшие этот мир, признавали одну простую вещь: международные отношения – это не личные отношения монархов, а отношения государств-наций. Это, во-первых. А во-вторых, привычные сейчас идеи о равенстве всех государств (независимо от размеров территории и численности населения), о невмешательстве во внутренние дела друг друга и о необходимости соблюдать подписанные договоры. Последнее положение было особенно важно для развития международного права и дипломатии.

Сейчас базовых принципов стало больше. С середины ХХ века одним из самых важных является требование уважать права и свободы человека. Перечень тех из них, которыми должен обладать каждый, а также обязательства государств по их защите составляют в совокупности международное гуманитарное право. Его основа – Международный билль о правах человека.

Но реализация норм международного гуманитарного права – забота не только государств. К сожалению, наиболее массовые и вопиющие нарушения прав человека (по крайней мере, пока) связаны как раз с их деятельностью. Большую роль в защите наших свобод играют различные международные организации.

Есть свои особенности в правилах, которые должны соблюдаться во время вооружённых конфликтов. Поговорим об этом отдельно. Пока познакомимся с тем, как права и свободы людей защищаются на международном уровне в мирное время.

Крупнейшей международной организацией, которая этим занимается, является, безусловно, Организация Объединённых Наций. В ООН создан ряд специализированных подразделений.

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека занимается их продвижением и защитой.

Верховный комиссар прежде всего должен, так сказать, постоянно держать руку на пульсе событий. То есть анализировать ситуацию и публиковать отчёт о положении дел. С соблюдением каких прав и в каком регионе дела обстоят наиболее проблемно.

Совет по правам человека. В него избирается 47 человек, представляющих разные регионы мира. В структуру Совета входит Секция жалоб. Она рассматривает обращения о нарушении прав человека со стороны государства. При этом не имеет значения, нарушает оно права своих граждан или иностранцев и апатридов, находящихся на его территории. Мы ведь говорим об универсальных правах. В данном случае гражданских и политических.

Обратите внимание: во-первых, речь идёт о жалобах индивидуальных лиц. Обращения групп, организаций, профсоюзов и так далее не рассматриваются. И, во-вторых, жалобу можно подать именно на действия государства, а не других физических лиц, предпринимателей или общественных объединений. Решения Совета выносятся только в интересах конкретного человека, а не некой общности, например, всех заключённых.

Почему дело обстоит именно так? Будем логичны. Если государство подписало Международный пакт о гражданских и политических правах и соблюдает его нормы, то защитить человека оно сумеет. А вот если не соблюдает, то это и есть повод для обращения в Совет по правам человека.

По таким же правилам работает и Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. И ещё восемь Комитетов:

· по ликвидации расовой дискриминации;

· по ликвидации дискриминации в отношении женщин;

· против пыток;

· Подкомитет по предупреждению пыток;

· по правам ребёнка;

· по защите прав трудящихся-мигрантов;

· по правам инвалидов;

· по насильственным исчезновениям.

Назовём ещё одну важную организацию – МОТ (Международная организация труда). Эта одна из самых старых из ныне действующих организаций.

Её история берёт своё начало в 1919 году. Она работала при Лиге Наций (помните, что она собой представляла?). Но не ушла с политической сцены вместе с ней. Сейчас это одно из подразделений ООН. В основе её работы лежит идея представительства трёх сторон трудовых отношений: работников, работодателей и правительств. Рекомендации Международной организации труда не являются обязательными с юридической точки зрения, но её авторитет зачастую заставляет государства к ним прислушиваться.

Правозащитные организации действуют не только на общемировом, но и региональном уровне. Общие суды для защиты прав человека создали государства Америки, Африки, Европы. С деятельностью последних познакомимся более подробно.

После окончания Второй мировой войны был образован Совет Европы. В 1950 году он разработал Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Подписавшие её государства соглашались в том числе и на создание Европейской комиссии по правам человека. Что она собой представляла?

Своего представителя в Комиссию направляло каждое государство-член Совета Европы. Но это не значит, что они должны были выражать официальную позицию своего правительства. При решении вопросов члены Комиссии опирались на собственное мнение.

Отдельный человек, группа людей, организации (не созданные правительствами) могли пожаловаться в Комиссию на то, что государства нарушают их права. Если признавалось, что так оно и есть, члены Комиссии составляли рекомендации по исправлению подобного положения. Но государство могло не выполнять их. Тогда дело направлялось на рассмотрение в Европейский суд по правам человека.

В 1998 году Комиссия и Суд были объединены. Так что теперь те, кто считает, что государство нарушило их права, могут жаловаться непосредственно в Европейский суд. Туда может обратиться и государство-член Совета Европы. Скажем, если другое государство, тоже член Совета, нарушает права его граждан.

Для того, чтобы жалоба была принята к рассмотрению, она должна соответствовать ряду условий.

· Прежде чем обращаться в Европейский суд, нужно использовать все возможности защитить свои права внутри государства. Подать судебный иск, апелляцию, кассационную жалобу и так далее.

· Необходимо помнить о сроках обращения: 6 месяцев после вынесения окончательного решения по делу правоохранительными органами своего государства.

· Жалоба может касаться лишь тех вопросов, решение которых зависит от государственных органов, а не частных лиц или организаций.

· Обжаловать можно те действия государства, которые были им совершены после присоединения к Европейской конвенции о защите прав человека. В случае с Россией это 5 мая 1998 года.

· Кроме того, речь должна идти о тех правах, которые перечислены Конвенцией. Например, право на безопасные условия труда или на социальное обеспечение провозглашают другие договоры. И жаловаться на их нарушение в этот Суд смысла нет.

· Обращение не должно быть анонимным. Жалоба не будет принята и в том случае, если она уже ожидает рассмотрения в другом международном органе.

Итак, вначале Европейский суд по правам человека решает, принимает он жалобу или не принимает. Доля непринятых гораздо больше – около девяноста процентов от общего числа. Далее Суд рассматривает обращение по существу: есть нарушение того или иного права или нет. Допустим, нарушение признаётся, что дальше?

Европейский суд по правам человека – надгосударственная организация. Высшей инстанцией для национальных судебных систем он не является, судебные решения не отменяет. В чём же заключается его роль?

Признание того или иного случая нарушением прав и свобод человека – основание для присуждения компенсации. Для возмещения нанесённого действиями государства, органов власти материального ущерба и морального вреда. Подобное решение является обязательным. В том случае, если государство откажется его выполнять, его членство в Совете Европы может быть приостановлено. Теоретически (на практике таких случаев пока не было) дело может дойти и до исключения из Совета.

Это очень важный результат деятельности Европейского суда. Но не единственный. Подобные решения становятся поводом задуматься над несовершенством национального законодательства. Зачастую государства вносят в него изменения, чтобы исключить возможность повторного нарушения тех или иных прав.

Подведём итог. Современное международное право исходит из той предпосылки, что права человека универсальны, ими должен обладать каждый, где бы он ни находился. И за защитой своих прав мы должны иметь возможность обратиться не только к органам власти собственного государства, но и в международные организации. Чтобы противостоять неправомерным действиям самого государства.

 

Международное гуманитарное право – это отрасль публичного международного права, состоящая из норм, которые во время вооружённого конфликта призваны – по гуманитарным причинам – защищать лиц, не принимающих или прекративших принимать непосредственное участие в военных действиях, а также ограничивать выбор средств и методов ведения войны.

 

Международное гуманитарное право регулирует отношения между государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.

Другими словами, международное гуманитарное право состоит из международных договорных или обычных норм (то есть норм, вытекающих из практики государств и соблюдаемых из чувства долга), которые специально предназначены для разрешения гуманитарных вопросов, возникающих в прямой связи с вооружёнными конфликтами международного или немеждународного характера.

Поэтому международное гуманитарное право известно также как право войны или право вооружённых конфликтов. Это одна из наиболее кодифицированных отраслей международного права. Все его документы согласованы друг с другом.

Международное гуманитарное право состоит из двух отраслей – «Права Женевы» и «Права Гааги» (отрасли получили своё название по именам городов, где впервые были кодифицированы их нормы):

«право Женевы» – это комплекс норм, защищающих жертв вооружённых конфликтов, например, вышедших из строя военнослужащих и гражданских лиц, которые не принимают или перестали принимать непосредственное участие в военных действиях;

«право Гааги» – комплекс норм, которые устанавливают права и обязанности воюющих сторон при ведении военных действий и ограничивают выбор средств и методов ведения войны.

 

Современное международное гуманитарное право возникло в 1864 году с принятием первой Женевской конвенции об улучшении во время сухопутной войны участи раненых и больных воинов. В 1868 году была принята Санкт-Петербургская декларация 1868 года «Об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль» (декларация запрещала использование упомянутого в ней оружия только в войнах между странами, подписавшими её. Однако со временем данная норма стала рассматриваться как обычно правовая и, соответственно, обязательная для всех государств).

В 1899 году и 1907 году состоялись Гаагские мирные конференции, которые приняли новые и расширили старые нормы Международного гуманитарного права.

Эти международные документы закрепляли следующие положения:

· устанавливалась система мирных средств для разрешения споров между государствами;

· военные действия должны направляться только против сражающихся армий;

· мирное население не должно являться объектом военных нападений, военных действий;

· вводилась обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

· запрещалось применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;

· оккупация считалась временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные порядки и обычаи.

Ученые говорят том, что международное гуманитарное право развивалось постепенно, чтобы откликнуться на всё возрастающие гуманитарные потребности, обусловленные технологическим развитием вооружений и изменением характера вооружённых конфликтов; очень часто изменения в праве происходили уже после событий, во время которых они было столь необходимыми.

Принятые международные документы наглядно свидетельствует о более или менее непосредственном воздействии некоторых вооружённых конфликтов на процесс эволюции международного гуманитарного права.

Поэтому к основным положениям международного гуманитарного права можно отнести:

· Защиту лиц, которые прекратили принимать участие в вооружённом конфликте: раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные.

· Предоставление защиты людям, которые непосредственно не являлись участниками военных действий: гражданское население, медицинский и духовный персонал.

· Предоставление защиты объектам, которые не используются в военных целях: жилые дома, школы, места отправления культа и другие.

· Запрещение применения средств и методов ведения военных действий, при использовании которых не проводятся различия между гражданскими и военными лицами и объектами и которые причиняют им значительные повреждения и страдания.

Как мы с вами уже отметили, международное гуманитарное право применяется только в ситуациях вооружённого конфликта. Оно предлагает два режима защиты: один для международных вооружённых конфликтов, другой для немеждународных вооружённых конфликтов. Таким образом, применение определённых норм в конкретной ситуации будет зависеть от классификации вооружённого конфликта.

Международный вооружённый конфликт происходит в том случае, когда одно или несколько государств прибегают к применению вооружённой силы против другого государства.

Многие современные вооружённые конфликты носят немеждународный характер– это вооружённый конфликт, в котором военные действия происходят между вооружёнными силами государства и организованными негосударственными вооружёнными группами или между такими группами.

Во всех современных вооружённых конфликтах международное гуманитарное право закрепляет правила ведения войны, независимо от причин её возникновения. Эти правила направлены на ограничение средств и методов ведения войны, а также защиту жертв войны. К числу жертв вооружённых конфликтов относятся:

· раненые военнослужащие;

· лица, выжившие после затопления военно-морских судов;

· военнопленные;

· гражданское население, проживающее на территории ведения боёв;

· гражданское население, которое пострадало от ведения боевых действий;

· военные и гражданские лица, которые приобрели заболевания в период ведения боевых действий.

Что же можно отнести к правилам ведения войны:

· Любая война должна быть объявлена заранее.

· Военные действия могут разворачиваться лишь на определённой территории.

· Нельзя нападать на объекты, необходимые для выживания гражданского населения.

· Необходимо проводить различия между гражданскими лицами и военными.

· Нельзя уничтожать исторические памятники и произведения искусства.

· Необходимо оказывать медицинскую помощь раненым и больным солдатам, независимо от того, к какой воюющей стороне они принадлежат.

· Нельзя применять запрещённые средства ведения войны:

o удушающие, ядовитые газы и жидкости;

o бактериологическое, токсинное и химическое оружие;

o разрывные, разворачивающиеся в теле человека пули и другие средства поражения, при ранении которыми увеличиваются страдания людей;

o противопехотные мины;

o мины-ловушки и устройства, схожие с безвредными вещами;

o зажигательное оружие;

o оружие, поражающее осколками, которые неразличимы рентгеном.

Обязательства, вытекающие из договорных и обычных норм международного гуманитарного права, должны соблюдать все стороны в вооружённом конфликте – как государства, так и организованные негосударственные вооружённые группы.

Вооружённые конфликты – как международные, так и немеждународные – порождают значительную потребность в гуманитарной помощи. Во время войны гражданское население часто оказывается лишено самого необходимого: продовольствия, воды и крова – и не имеет доступа к медицинской помощи и другим важнейшим услугам.

Кроме того, экономическая и иная инфраструктура может быть повреждена или уничтожена, что влияет на стабильность целых стран или регионов в течение длительного времени.

Согласно международному гуманитарному праву, основная ответственность за удовлетворение основных потребностей находящихся под контролем государств гражданских лиц и гражданского населения в целом лежит именно на государствах. Однако если государство не может или не хочет выполнять свои обязанности, международное гуманитарное право предусматривает возможность предоставления гуманитарной помощи другими сторонами, например, гуманитарными организациями, при условии получения согласия соответствующего государства. Для выполнения своих задач гуманитарные организации должны получать быстрый и беспрепятственный доступ к пострадавшим.

Международный комитет Красного Креста выделил следующие нормы о предоставлении гуманитарной помощи. Они применяются во время как международных, так и немеждународных вооружённых конфликтов:

· Гуманитарная помощь: персонал и объекты организаций, оказывающие гуманитарную помощь, должны пользоваться уважением и защитой.

· Стороны в конфликте должны разрешать быстрый и беспрепятственный провоз гуманитарной помощи и содействовать ему, если такая помощь носит беспристрастный характер и оказывается без какого-либо неблагоприятного различия; при этом стороны в конфликте имеют право её контролировать.

· Стороны в конфликте должны обеспечивать свободу передвижения уполномоченного персонала, участвующего в операциях по оказанию помощи, которая необходима для выполнения его функций. Лишь в случае настоятельной военной необходимости его передвижения могут быть временно ограничены.

· Запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны.

Принято говорить о том, что международное гуманитарное право представляет собой компромисс между двумя лежащими в его основе принципами: гуманности и военной необходимости.

Принцип военной необходимости допускает применение силы лишь в такой степени и такого характера, которые необходимы, чтобы добиться законной цели конфликта, то есть как можно более скорого полного или частичного подчинения неприятеля с минимальным расходованием человеческих и иных ресурсов. Он не допускает, однако, применения мер, которые в любом ином случае запрещены нормами международного гуманитарного права.

Принцип гуманности запрещает причинение страданий и повреждений или нанесение ущерба, не являющихся необходимыми для достижения законной цели конфликта.

Ещё один очень важный принцип международного гуманитарного права – это разделение участников вооружённого конфликта на комбатантов и некомбатантов.

Комбатанты – это лица, входящие в состав вооружённых сил государства, а также добровольческие отряды, отряды ополчения, партизаны, участники движения сопротивления, люди, взявшиеся за оружие при вторжении на их территорию вооружённых сил другого государства.

Некомбатанты – это лица, находящиеся при армии (комбатантах), но не участвующие в боевых действиях: журналисты, духовные лица, юристы, медицинский, интендантский персонал. Они обслуживают нужды армии и имеют право применять оружие только при самообороне.

Некомбатанты не могут быть непосредственным объектом вооружённого нападения противника, против них нельзя применять вооружённого насилия в военном конфликте.

Все эти принципы международного гуманитарного права формируют его нормы, применяемые в период вооружённых конфликтов, к которым можно отнести:

· Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.

· Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия.

· Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов. Запрещается наносить неизбирательные удары.

· Запрещается наносить удары по незащищённым городам, селениям, зданиям.

· Запрещается вызывать голод среди гражданского населения, уничтожая, например, важные для жизнеобеспечения населения объекты.

· Запрещается использовать не по назначению или с целью обмана противника национальные флаги, гербы и флаги примирения.

· Запрещается забирать имущество мёртвого противника, если это не обоснованно стратегическими нуждами.

· Запрещается уничтожать во время бомбардировок госпитали, а также сооружения культурного и религиозного характера.

· Запрещается мародёрство и грабежи на захваченных территориях.

· Запрещено использовать мирное население как «живой щит», санитарные машины с маркировкой «Красный Крест» и аналогичной ей для военных целей.

· Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

· Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.

· Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

· Защита несовершеннолетних детей, лишившихся или потерявших своих родителей. На находящиеся в конфликте стороны возлагается обязанность принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлучённые со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены самим себе. Воюющие стороны обязаны осуществить при всех обстоятельствах их содержание, выполнение обязанностей, связанных с их религией, и их воспитание.

Все государства обязаны – в мирное время и во время вооружённого конфликта – принимать определённые правовые и практические меры, направленные на обеспечение полноценного соблюдения международного гуманитарного права.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.