Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Материал ПЗ-11 Профилактика заболевания СПИДом и употребления



Материал ПЗ-11 Профилактика заболевания СПИДом и употребления

ПАВ

 

 

РАЗДЕЛ 2. Формирование умений и навыков для проведения тренинговых занятий, презентации программ профилактики заболевания СПИДом и употребления психоактивных веществ для общественных и государственных организаций

Тема 2.1. Методологические основы разработки и проведения тренинговых занятий по психоэдукации в области профилактики заболевания СПИДом и употребления психоактивных веществ.

1. Общая характеристика тренинга. 

2. Преимущества группового психологического тренинга. 

3. Классификация и основные виды тренинговых групп. 

 

Домашнее задание - ответить на вопросы:

1. Что включает в себя психоэдукация?

2. Эффективные способы преподнесения информации?

(ответы текстовым файлом прикрепить в Мудл на 11 Учебную неделю)

 

 

1. Общая характеристика тренинга. Возникновение психологического тренинга как метода практической психологии теснейшим образом связано с развитием групповой психотерапии и психокоррекции. Термин «психотерапия» был введен в 1872 г. Д. Тьюком и в переводе с греческого означает «исцеление душой» или «лечение души». Различают клинически ориентированную психотерапию, направленную на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики (медицинской, психиатрической, психологической), и личностно-ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности врачебными и не врачебными методами. Психологическая коррекция – это один из видов психологической помощи; деятельность, направленная на: а) исправление с помощью специальных средств психологического воздействия особенностей развития, не соответствующих оптимальной социальной модели; б) формирование необходимых для успешной социализации психологических качеств. 

Известно, что одним из первых, кто начал использовать тренинги, был американский педагог, оратор Д. Карнеги, создавший в 1912 г. центр «Dale Carnegie Training», в котором успешно проводил занятия по развитию навыков публичного выступления, уверенности в себе, взаимодействия между людьми. Родоначальником психологического тренинга как особого метода принято считать К. Левина. В 1946 г. вместе с коллегами он основал первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении. Тренинговая группа – специально созданная малая группа, участники которой при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем, развитии самосознания, самосовершенствовании. Главным достижением Тгрупп стало положение об эффективности группового, а не индивидуального влияния на изменение личностных установок и поведение людей. 

К. Левин выяснил, что управлять личностью через группу, гораздо легче, чем управлять группой через личность. Ему принадлежит изречение: «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности». В годы войны и послевоенный период он начал разработку теории коллективных тренингов, которая нашла свое применение в США в 1941–1942 гг. Из-за производственного кризиса власти не могли обеспечить население белым хлебом. Избежать волнений можно было, только убедив людей добровольно покупать черный хлеб. Эту задачу поставили перед ученым. Проведя исследование, К. Левин установил, что самым эффективным мотиватором к употреблению черного хлеба могли стать призывы на общественных собраниях и митингах тех, кто уже перестал потреблять белый хлеб. 

В дальнейшем в психологии получили развитие тренинги сензитивности, отличительной чертой которых являлось стремление к максимальной самостоятельности участников при организации и функционировании тренинговой группы. Сензитивность выражается в таких индивидуальных чертах как застенчивость, повышенная впечатлительность, совестливость, склонность к сомнению в поступках и сосредоточенность на переживаниях. Высокая сензитивность препятствует социальной адаптации и социализации индивида. Основная цель тренинга сензитивности – выявление жизненных ценностей человека и усиление чувства его самоидентичности. 

В 1960-е гг. на идеях гуманистической психологии начали проводится тренинги социальных и жизненных умений с целью психологической поддержки развития и профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров. Тренинг жизненных умений включал три основные модели, определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга. Первая модель опирается на семь категорий жизненных умений: решение проблем, общение, настойчивость, уверенность в себе, критичность мышления, самоуправление и развитие Я-концепции. Вторая – 8 классифицирует жизненные умения, являющиеся целью тренинга, на четыре категории: межличностное общение, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений. Третья – включает тренинг эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта. 

Возникновение психологического тренинга связывают с именем М. Форверга, который в 70-х разработал новый метод формирования коммуникативных навыков с элементами ролевой игры и драматизации, и назвал его социально-психологическим тренингом. Психолог основной задачей тренинга считал оказание психологической помощи, а не лечебное воздействие. В настоящее время тренинговые технологии получили широкое распространение в различных областях человеческой жизнедеятельности: семья, образование, общение, досуг, профессиональное и личностное саморазвитие, бизнес-сферы. 

На сегодняшний день нет общепринятой трактовки понятия «тренинг». Этимологически этот термин имеет несколько значений: обучение, воспитание, подготовка, тренировка, дрессировка. И.В. Вачков указывает, что современное понимание тренинга предполагает работу со здоровыми людьми, хотя и включает в себя многие традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции. С.И. Макшанов трактует тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека или группы. Тренинг – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок. Отличительной чертой тренинга является насыщенность содержания большим количеством интерактивных форм и методов взаимодействия: демонстрация, дискуссия, разбор критических случаев, сюжетные и социально-ролевые игры, анализ конкретных ситуаций (кейсстади), работа в проектных группах. 

Понятие «тренинг» часто употребляется с прилагательным «социальнопсихологический». Социально-психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Область применения группового психологического тренинга значительно шире, чем развитие навыков эффективного общения. Под групповым психологическим тренингом понимают совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития. Общие цели групповой работы в тренинге включают: а) помощь в исследовании, осознании и решении психологических проблем; б) изучение психологических основ общения; в) улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья; г) развитие самосознания с целью самоизменения и коррекции поведения; д) содействие личностному росту и творческому саморазвитию. Не будет преувеличением сказать, что глобальная цель (метацель) и основная гуманистическая идея групповой психологической работы – помочь человеку стать самим собой, принять самого себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить и полноценно функционировать, оказать содействие самореализации личности путем формирования индивидуальной творческой стратегии жизнедеятельности. 

Тренинговая группа – это группа, в которой проводится тренинг какойлибо определенной ориентации. Содержание тренинговых занятий в группе определяется парадигмой, которой придерживается психолог, проводящий занятия: 

1. Тренинг как своеобразная форма дрессуры. «Дрессировщик» полностью берет на себя ответственность за характер изменений членов группы. Психолог, используя жесткие манипулятивные приемы, с помощью положительного и отрицательного подкрепления формирует нужные или «стирает» вредные модели поведения участников тренинга. 

2. Тренинг как тренировка. «Тренер» предоставляет участникам только малую часть ответственности. В результате такого «натаскивания» происходит отработка и формирование умений и навыков эффективного социального поведения и взаимодействия. 

3. Тренинг как форма активного обучения. «Учитель» способен осуществлять сотрудничество, однако чаще занимает позицию «сверху». Из этого следует, что развитие умений и навыков осуществляется при относительной самостоятельности и ответственности членов группы. 

4. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем. «Ведущий» ответственен только за создание благоприятных и безопасных условий, стимулирующих саморазвитие. В данном случае тренинг является главным источником развития субъектности индивида, его потребности активно создавать мир вокруг себя и себя в этом мире. Участник тренинга приобретает «не рыбу, а удочку», т. е. готовность и способность к саморазвитию и творческой самореализации. 

Психологический тренинг – это особая разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, которая несводима ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию или психотерапии. Групповой психологический тренинг отличается от групповой психотерапии, психокоррекции и обучения. 

Во-первых, в отличие от психотерапии цели тренинговой работы не связаны с лечебным воздействием. Психолог или тренер ориентирован на оказание психологической помощи, что не исключает возможности применения оздоровительных процедур, а также участия на ряду со здоровыми людьми невротиков и людей в пограничных состояниях психики. Во-вторых, отличие психологического тренинга от психокоррекции определяется тем, что в тренинге уделяется внимание не столько отдельным психологическим структурам и характеристикам внутреннего мира, сколько формированию навыков саморазвития личности в целом. Также коррекция связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в тренинге не всегда принимается во внимание категория нормы. В-третьих, тренинг нельзя сводить только к обучению. Обучение – действительно, один из важнейших элементов тренинга, но не ключевая характеристика раскрывающая его сущность. Когнитивный компонент может вообще отсутствовать, уступая место для личностного и творческого самовыражения и самореализации. 

В зависимости от целей, которые преследует психолог, в тренинге может применяться психотерапевтический, коррекционный и обучающий методический инструментарий, что в ряде случаев не позволяет однозначно определить форму групповой работы. Психологический тренинг оказывает конструктивное влияние на развитие личности по трем направлениям: когнитивном (получение новой информации); эмоциональном (интерпретация полученной информации через личностную значимость); конативном (изменение, расширение поведенческих реакций за счет осознания неэффективности привычных способов поведения). 

Таким образом, групповой психологический тренинг представляет собой не только область практической социальной психологии, но и метод активного взаимодействия, эффективное средство самоосознания своих ресурсов и потенциалов, их саморазвития и самореализации. 

 

2. Преимущества группового психологического тренинга. Социальный педагог также, как и психолог, должен владеть навыками организации и проведения групповых психологических тренингов. Это обусловлено сущностью данного метода как интерактивной формы взаимодействия по оказанию помощи ребенку, используя потенциал группы для развития его физических и духовных сил. Цель метода может быть достигнута за счет включения группы в продуктивную творческую деятельность, интенсивное общение, расширение индивидуального опыта, социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей. Возможности группового психологического тренинга и его эффективность определяются рядом преимуществ, которые имеет групповая форма работы по сравнению с индивидуальной. 

Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем. Отчуждение характеризуется превращением процесса и результатов деятельности человека в самостоятельную силу, господствующую над ним. Это приводит к самоизменению человека из активного субъекта в объект общественного процесса. В групповом взаимодействии тренинга человек избегает замыкания в самом себе и не остается один на один со своими трудностями, он обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, преодолевают аналогичные социальные проблемы. 

Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм (приспособление и пассивное согласие с мнениями других). Это позволяет осваивать новые социальные умения, экспериментиро- 10 вать с различными стилями отношений. В групповом тренинге участники имеют возможность смоделировать ситуации взаимоотношений и взаимосвязей, характерные для реальной жизни, проанализировать в социально и психологически безопасных условиях закономерности поведения других людей и самих себя, оценить собственные внутренние силы и потенциал продуктивного разрешения и преодоления нестандартных жизненных ситуаций. 

Любая социальная общность не может существовать без правил, регламентирующих продуктивные межличностные отношения людей. В тренинговых группах также вырабатываются свои собственные специфические нормы и правила. Ведущий должен осознавать необходимость норм для эффективного развития группы и способствовать выработке и принятию тех, которые соответствуют целям тренинга. 

Важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом, является получение обратной связи и поддержки. В реальной жизни не всегда имеется возможность получить искреннее, безоценочное суждение, позволяющее увидеть свое отражение в глазах других. Цель обратной связи – развитие самопонимания и навыков самоанализа, в результате которых достигается углубление представлений участника тренинга о самом себе и присущих ему паттернах поведения. В групповом психологическом тренинге обратная связь может быть получена от тренера, отдельных участников или группы в целом. 

Группа предоставляет широкие возможности для идентификации себя с другими, т. е. поиска объекта поклонения и стремления к его уподоблению. Самоидентификация определяет направление саморазвития и выбор форм самореализации личности, которые всегда осуществляются в контексте определенной социальной среды. С точки зрения психологии, выбор человеком форм самореализации обусловлен тремя основными типами идентификации: «иметь», базирующаяся на физиологических потребностях человека; «достигать», основанная на потребностях человека в признании и уважении; «быть», в основе которой лежат потребности в самосозидании и самоактуализации. В первом случае самореализация приобретает характер материального благополучия, во втором – направляет человека на достижение успеха, в третьем – стимулирует активность в реализации своей уникальной творческой индивидуальности. 

Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы и облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания. Эти «самопроцессы» возможны только в группе, с помощью других людей. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют повысить самоуверенность. 

В ряде случаев социальный педагог и психолог для достижения наилучшего результата на ряду с групповой работой может использовать метод индивидуальной социальнопсихологической помощи. Этот метод разработан М. Ричмонд в нач. XX в. в контексте популярной в то время теории психоанализа З. Фрейда. Цель метода – оказание социальным работником помощи индивиду в решении социальных, психологических и межличностных проблем в процессе личного взаимодействия. Основной акцент в реализации метода делается на адаптацию личности к социальной ситуации, побуждение его разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией, выработав индивидуальную стратегию саморазвития. Использование метода особенно оправдано в ситуациях определения перспектив, приобретения социальных навыков, преодоления стрессов и барьеров на пути самоопределения и самореализации. Например, эффективным будет использование данного метода в разрешении ситуаций, требующих конфиденциальности: насилие, семейные неурядицы и конфликты, личные драмы, проблема зависимого поведения. Метод реализуется в форме беседы, консультирования, привлечения специалистов. 

 

3. Классификация и основные виды тренинговых групп. Анализ литературы показал наличие большого количества подходов, позволяющих классифицировать тренинги по ряду оснований. 

1. Число участников тренинга

- тренинг для микрогруппы (5–7 чел.); 

- тренинг для малой группы (7–15 чел.); - тренинг для средней группы (15–30 чел.); 

- тренинг для большой группы (свыше 30 чел.). 

2. Принцип формирования состава участников

- тренинг открытого формата (открытый тренинг, доступный для всех желающих представителей целевой аудитории); 

- тренинг закрытого формата (закрытый тренинг, под запрос организации и только для ее сотрудников). 

3. Авторство тренинга: авторский тренинг (оригинальный тренинг, созданный творческим трудом одного или группы авторов); тренинг, воспроизводимый в соответствии с авторским, по аналогии; «лоскутный» тренинг (мозаично созданный тренером самостоятельно по материалам книг, интернет-источников). 

4. Качественный уровень тренинга: ознакомительный тренинг (предназначен для ознакомления, введения в содержание); обычный тренинг (типовой тренинг по заранее подготовленной программе); продвинутый тренинг (углубленный тренинг). 

5. Продолжительность тренинга, интенсивность работы: 

- тренинговое занятие продолжительностью от 30 мин. до 1,5–3 часов; 

- тренинговое занятие продолжительностью от 3,5 до 7,5 часов; 

- тренинг в течение 1 дня (8 часов – полноценный тренинг); 

- тренинг в течение 2–3 дней; 

- «тренинговый марафон» (практически непрерывная работа в течение

24 часов и более); 

- «тренинг-интенсив» (несколько дней подряд); 

- модульный тренинг (несколько тематических «тренинговинтенсивов»). 

6. Парадигма тренинговой работы, которой придерживается тренер: тренинг как форма дрессуры; тренинг как тренировка; тренинг как форма активного обучения; тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических трудностей. 

7. Цели тренинга: тренинги конкретных умений и/или навыков; тренинги общения; тренинги личностного роста; бизнес-тренинги; профессиональные тренинги; психологические тренинги; педагогические тренинги; тренинги для тренеров; тематические тренинги и др. 

8. Критерии результативности тренинга: тренинги с преимущественно объективными критериями (возможность диагностики уровеня развития); тренинги с преимущественно субъективными критериями (самоотчеты участников о том, что дал тренинг лично им). 

9. Система отношений личности в тренинге: тренинги в системе «Я – Я»; тренинги в системе «Я – Другие люди»; тренинги в системе «Я – Социальная группа»; тренинги в системе «Я – Профессия». 

10. Композиция тренинговой группы: тренинги для однородной (возраст, пол, культурные особенности) или неоднородной группы. 

11. Соответствие основным психотерапевтическим и психокоррекционным направлениям, техники и приемы которых используются в тренинге: Т-группы; группы встреч; гештальтгруппы; психодрама; группы телесной психотерапии; танцевальная терапия; арттерапия; темоцентрированное взаимодействие; транзактный анализ; группы тренинга умений; НЛП; группаналитический подход. 

12. Направленность воздействия и изменений

- коррекционные тренинги (вырабатывает новое конструктивное

поведение); 

- образовательные тренинги (максимально быстрое и эффективное обучение человека какому-либо навыку, умению или профессии); 

- личностно-развивающие тренинги (выявить индивидуальность человека, гармонизировать внутренний мир, скорректировать слабые стороны личности и подчеркнуть сильные). 

В отечественной психологической практике устоялись и закрепились следующие виды тренингов: типовой социально-психологический тренинг; Т-группа (коммуникативный тренинг); тренинг сензитивности; тренинг ассертивности (уверенности в себе); тренинг креативности; тренинг социальных и жизненных умений; тренинги для персонала организаций и корпоративных клиентов; марафонские группы. 

Разнообразие тренингов велико. Однако для них характерны некоторые общие черты, всегда присущие им и выделяющие их среди других методов практической психологии: 

– соблюдение принципов групповой психологической работы; 

– применение активных методов групповой работы (психологические и социально-ролевые игры, групповые дискуссии, творческие

задания, интерактивные упражнения, сказкотерапия, арттерапевтические техники); 

– взаимоотношения между участниками группы строятся на настоящей работе и анализе происходящего в ситуации «здесь и сейчас»; 

– более или менее постоянный состав участников тренинговой группы, традиция отсутствия пропусков встреч без уважительной причины; – определенная организация тренингового пространства; 

– нацеленность на психологическую помощь, субъективное улучшение психического состояния участников группы и получение ими импульса к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию; 

– атмосфера толерантности, раскованности и свободы, общение более интенсивное, эмоциональное, открытое и искреннее, чем при обычных межличностных контактах, в привычных условиях жизнедеятельности; 

– объективация субъективных чувств и эмоций посредством вербализованной рефлексии. 

В рамках этих черт существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, существенно различающихся между собой по целому ряду признаков. Особенно большой разброс имеется в продолжительности работы групп: от двух дней до пяти и более лет с еженедельными встречами. Важной чертой тренингов является их обусловленность социальнопсихологическими закономерностями развития малой группы

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.