Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эмпиризм и рационализм в теории познания Эмпиризм(от греч. empeiria — опыт),— направление в теории познания, утверждающее, что опыт и эксперимент - единственный источник достоверного знания. Яркими представителями эмпиризма в познании были Ф. Бэкон, Дж. Л



2. Эмпиризм и рационализм в теории познания Эмпиризм(от греч. empeiria — опыт),— направление в теории познания, утверждающее, что опыт и эксперимент - единственный источник достоверного знания. Яркими представителями эмпиризма в познании были Ф. Бэкон, Дж. Локк.

 

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский философ, основатель эмпиризма в теории познания, писатель, занимался политической деятельностью, был генеральным прокурором Англии.
Основной труд «Новый органон». Главной задачей Бэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки – принесение пользы человевечеству. Открыл новый научный метод познания - индукция(восхождение мысли от частного к общему).

Считал, что научное познание должно обобщать данные, полученные экспериментальным путем. Утверждал, что основой познания является опыт, эксперимент, который должен быть подчинен определенной цели и вести от эксперимента к новым экспериментам либо к теоретическим положениям. Недооценивал рациональный подход в познании (рационализм).
Философская концепция Ф.Бэкона раскрывает проблемы субстанции и метода научного исследования («Новый Органон»).
1. Учение о субстанции. Простые натуры — это свойства тел: плотность, теплота, желтизна. Каждая вещь - сложная субстанция. Познавая простые свойства, можно познать формы (по Ф. Бэкону формы — это законы природы, причины существования материальных тел, их сущности).
2. Учение о методе познания. Рассматривал три пути, по которым может идти познание:
- «Путь паука» - получение знаний из «чистого разума», путем размышлений без опоры на данные опыта, наблюдений. Такая позиция в познании называется рационализмом (лат. ratio – разум). Бэкон критиковал данный путь познания за отрыв от конкретных фактов, от действительности, говорил, что рационалисты «ткут паутину мыслей из своего ума».
- «Путь муравья» – такой способ познания, при котором исключительное внимание уделяется данным наблюдений, опыта. При этом сбор разрозненных фактов, доказательств не может дать полное знание о сущности предметов из-за отсутствия обобщений.
- «Путь пчелы» – по Бэкону идеальный путь познания. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их и выявить общее, закономерное в предметах. Основной метод познания, по мнению Бэкона, должен базироваться на исследовании отдельных свойств (простых натур) и обобщении полученных знаний. Такой метод познания называется индуктивным (лат. inductio – наведение), означает восхождение мысли от частного к общему.
3. Учение о предрассудках в научном познании. Предрассудки – это трудности на пути познания истины («призраки», «идолы»). Они мешают найти истину. Было выделено четыре «призрака», из которых первые два– врожденные призраки, остальные - приобретенные.
1. Призраки рода (несовершенство органов чувств, ограниченность ума).
2. Призраки пещеры (индивидуальные недостатки, обусловленные воспитанием, невежество и пр.).
3. Призраки рынка (привычка некритически воспринимать чужое мнение, неточное употребление понятий).
4. Призраки театра (слепая вера в авторитеты), заблуждение в высказываниях.

 

Джон Локк (1632-1704), обосновал сенсуалистическую (лат. sensus – чувство) теорию познания. Главный труд «Опыт о человеческом разуме». В основе сенсуализма Локка - концепция «чистой доски». Локк сравнивал разум человека с восковой дощечкой, на которой «природа пишет свои письмена». Все человеческие идеи, понятия приобретаются в процессе опытного познания природы, в результате воздействия предметов, существующих вне человека, на органы чувств.

Рационализм(лат. ratio – разум) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

 

Рене Декарт (1596-1650), французский философ, математик, основатель рационализма. Основной труд – «Рассуждение о методе». Утверждал, что разум, мышление - основа познания, сводил роль опыта к простой проверке данных интеллекта. Открыл новый научный метод познания - дедукция(восхождение мысли от общего к частному). Разработал дуалистическую концепцию субстанции. Впервые обосновал теорию «врожденных идей».

 Декарт считал началом познания - сомнение. Можно усомниться в чем угодно, однако единственное в чем человек не может сомневаться - сам факт присутствия сомнения. Сомнение – это свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, мыслит. Именно мышление - субстанция нашего бытия, в существовании которой мы не можем сомневаться. Известное изречение Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую».
Субстанция, по Декарту, — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме себя. По Декарту, параллельно существуют две субстанции: материальная и духовная. Главный атрибут материальной субстанции – протяженность (длина, ширина, высота, глубина); делимость до бесконечности. Главный
атрибут духовной субстанции – мышление, то есть все духовные объекты обладают свойством мышления и неделимы. В теории познания Декарт развивал линию рационализма. Большинство знаний достигается путем дедукции, однако существуют особые знания, которые не нуждаются в доказательствах и не подлежат сомнению (аксиомы), они изначально очевидны и достоверны. Эти знания Декарт называет «врожденными идеями». Он утверждал, что они существуют всегда в разуме Бога и человека и передаются от поколения к поколению. Врожденные понятия (идеи): Бог, число, воля, тело, душа, структура и т.д.
В философии Нового времени также одной из центральных тем исследований была разработка различных вариантов теории «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. -Ж. Руссо), объясняющая происхождение государства в истории человечества.

 

     

Контрольные вопросы
1. Какие факторы оказали влияние на формирование классической философии в Западной Европе в XVII в.?
2. Что служило моделью построения мира в период Нового времени?
3. Что такое эмпиризм в теории познания?
4. Объясните новый метод познания, который предложил Ф.Бэкон?
5. Что такое рационализм в теории познания?
7. Какова суть дедукции Р.Декарта?
8. Объясните главный смысл теории «общественного договора».
9. Назовите особенности философии Нового времени.

 

Задания 1.

Заполните таблицу «Методы познания Ф. Бэкона»

Метод Суть метода Преимущества Недостатки
«Путь паука»      
«Путь муравья»      
«Путь пчелы»      

 

Задание 2. Решение тестов.

1. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело
а. развитие протестантизма как нового направления мирового христианства
б. формирование наук, в первую очередь, естественных
в. становление абсолютной монархии
г. подъем народного и революционного движения

 

2. Проблема, занимавшая центральное место в философии Нового времени
а. человека
б. общества
в. свободы
г. познания природы как субстанции, поиски способов познания мира


3. Родоначальник философии Нового времени, который поставил задачу создания нового метода познания в соответствии с новым материалистическим взглядом на природу
а. Р. Декарт
б. Ф. Бэкон
в. Дж. Локк
г. Г. Лейбниц


4. По убеждению Ф. Бэкона, смысл, призвание и задачи науки – это
развитие человеческого духа и знаний о мире
а. достижение славы и власти
б. общественная польза и улучшение жизни людей
в. окончательное разрешение ученых споров и обретение абсолютной истины


5. По Ф. Бэкону, эмпирия – это
а. опыт, опирающийся на эксперимент
б. изолированное чувственное восприятие
в. форма, присущая самой вещи
г. мыслительный образ вещи, отраженный в сознании


6. Основной рабочий метод Ф. Бэкона
а. анализ
б. синтез
в. дедукция
г. индукция


7. Исходя из учения Ф. Бэкона об «идолах» (или «призраках»), очевидность движения Солнца по небосводу вокруг Земли является идолом
а. рода
б. пещеры
в. рынка
г. театра

 

8. Причины возникновения вида заблуждений «призраки пещеры», по Ф. Бэкону
а. особенности воспитания
б. несовершенство органов чувств
в. особенности социальной жизни
г. слепой веры в авторитеты


9. Философское направление, на позиции которого опирался Р. Декарт
а. скептицизм
б. стоицизм
в. агностицизм
г. гуманизм


10. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Р. Декарт утверждал
а. «верую, потому что нелепо»
б. «во всем должно сомневаться»
в. «любовь движет солнца и светила»
г. «знание – сила»


11. По мысли Р. Декарта материальная и духовная субстанции находятся в тесной взаимосвязи
а. существуют независимо друг от друга
б. являются противоположностями и постоянно борются между собой
в. существуют по отдельности, и существование одной исключает одновременное существование другой


12. Представителем дуализма является
а. Р. Декарт
б. Г. Лейбниц
в. Б. Спиноза
г. Т. Гобсс


13. Основой познания, согласно Р. Декарту, является
а. разум
б. опыт
в. логика
г. вера


14. Пантеизм как философское учение утверждает, что
а. природа сотворена богом
б. природа существует независимо от бога
в. природа и бог едины
г. природу развивает человек


15. Простая неделимая субстанция, согласно Г. Лейбницу
а. монада
б. физическая константа
в. материя
г. сознание


16. Дж. Лок, как автор сенсуализма (теории познания) утверждал, что основой познания является
а. чувственный опыт
б. врожденные идеи

в. интуиция
г. разум


17. По мнению Дж. Локка, душа человека – это
а. частица мирового духа, познающая путем интуиций и откровений
б. вместилище «врожденных идей», которые определяют направление и содержание познания
в. человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта
г. совокупность «врожденных принципов» мышления, которые позволяют на основе чувственных восприятий формировать понятия и идеи


18. Социально-политические мыслители XYII в.
а. Т. Гоббс
б. Дж. Локк
в. Г. Лейбниц
г. Б. Спиноза


19. По Т. Гоббсу, государство – это «великий Левиафан», началом рождения которого можно считать момент, когда
а. жрецы обманом устанавливают власть богатых над бедными
б. великий вождь захватывает власть в племени и силой покоряет остальных
в. каждый человек добровольно отрекается от права владеть самим собой
г. старейшины убеждают соплеменников покориться власти одного человека или группы людей


20. Теория «общественного договора» – это
а. синоним коммунизма
б. стремление объяснить происхождение государства как результат соглашения между людьми
в. объяснение эффективности рыночной экономики
г. основа концепции анархизма


21. Философ Нового времени, который утверждал, что «свобода – это познанная необходимость»
а. Б. Спиноза
б. Ф. Бэкон
в. Р. Декарт
г. Дж. Локк



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.