|
|||
Обратите внимание!
20.05.2020 СОГЛАСОВАНО Гр. № 7-19 Зам. директора по УВР ________ В.Д. Татаринова РУССКИЙ ЯЗЫК Урок № 76 Тема: Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий. Правописание не с деепричастиями. Цель: дать обучающимся понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями, вырабатывать умение находить деепричастия в тексте и предложении; формировать орфографические умения и навыки в написании деепричастий. Тип урока: комбинированный. Ход урока I. Оргмомент. II. Актуализация знаний. Вступительное слово преподавателя. Мы закончили изучение темы «Причастие». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начнем изучать сегодня - это деепричастие. Часть «дее» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее»- дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. III. Основная часть. Задание: Сравните предложения. Назовите основы предложений. В каком предложении выделенные слова обозначают равноправные действия, а в каком – неравноправные: одно основное, а другое добавочное? Маки осыпались и роняли на землю лепестки. Маки осыпались, роняя на землю лепестки. Грамматические признаки деепричастий Глагольные: Образуются только от глаголов (улыбаться – улыбаясь, глядеть - глядя) Вид (выглядывая – несов. вид; выглянув – сов. вид) Имеют зависимые слова (падать на землю – падая на землю) Наречные: Неизменяемость Синтаксическая роль Рассказывает улыбаясь (Как?) Рассказывает с улыбкой (Как?)
Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов:
-а (-я) крича, глядя -в выскочив -вши замахнувшись -ши испёкши Задание: Среди данных слов найдите деепричастия: Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся. Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается. Передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая. ПОВТОРИТЕ правила: Деепричастие – это неизменяемая самостоятельная часть речи (по некоторым учебникам – форма глагола), обозначающая добавочное действие. В русском языке выделяют слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями. Как правило, НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Примеры: не успевая ответить, не желая слушать, не решив задачу, не сказав ни слова. Слитное написание НЕ деепричастиями возможно в двух случаях:
Обратите внимание! Нужно различать деепричастия с приставкой недо- и деепричастия с частицей не и приставкой до-. Примеры: Недооценив знания ученика, учительница поставила низкую оценку. Не достигнув цели, он все бросил. Задание: Распределите слова в два столбика.
(Не) уставая, ( не)доумевая, (не)желая, (не) присев, (не) ответив, (не)навидя, (не)годуя, (не)дыша,(не)зная, (не)сократив, (не)взлюбив, (не)жалея, (не)навидя. IV. Контроль усвоения знаний. Домашнее задание.
Задание:Соберите пословицы, запишите, указав в них деепричастия. Не зная броду, Трус хвастает уходя, Не замочив руки, Зная сердце змеи, Говорить не думая – Кто не подумав говорит, Не развязав мешок,
Слова для справок: не умоешься. не узнаешь, что в нем. тот вечно вздор твердит. что стрелять не целясь. не суйся в воду. а смелый – возвращаясь. бог лишил её ног.
|
|||
|