Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Уроки гражданственности. группа. Занятие № 8. Тема. Религиозная палитра Донбасса. Проблема межконфессиальной толерантности.. Ход занятия.



Уроки гражданственности

 на 26.10.2021 г.

21 группа

Занятие № 8

Тема. Религиозная палитра Донбасса. Проблема межконфессиальной толерантности.

Цель: познакомить студентов с религиозным многообразием населения Донбасса; рассмотреть проблему межконфессиональной толерантности; создать условия для осознания государственной проблемы религиозной толерантности и права выбора своего отношения к данной дилемме через критическое мышление и создание образовательного продукта; формировать у студентов толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей; развивать позитивное мышление; аргументировано излагать свою позицию; находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Ход занятия.

Регионы, города, поселки, как и отдельные люди, должны иметь свой духовный стержень, духовную составляющую, которая формируется с течением времени в виде некого поля, присущего только данному месту. Формируют это поле люди, проживающие на этой земле, их взгляды, убеждения и ценности. Так как Донбасс заселяли по большей части люди православные, то и духовной сердцевиной в Донбассе было православие. Кроме православных приходов традиционными для Донбасса были небольшие протестантские и иудейские общины, мусульмане. Настоящая волна поликонфессиональности захлестнула

 

Донбасс с 90-х годов. Среди крупных промышленных городов бывших республик СССР в Донецком крае были самые высокие показатели зарегистрированных религиозных общин – 46% от зарегистрированных на территории всего СССР. И это закономерно. Регион находится на перекрестке исторических путей между Востоком и Западом, на границе пересечения разных религий – христианства, мусульманства, иудаизма, разных конфессий православия, католицизма и протестантизма. Это смешение и создало характерную черту в духовной жизни коренных донбассовцев – толерантность и уважение к чужим взглядам на жизнь, Вселенную и Бога.

Тогда же, в начале 1990-х гг., с ликвидацией коммунистической идеологии, начинает действовать новая модель государственно-церковных отношений на всем постсоветском пространстве. В 90-е гг. в Донбассе начинается так называемая миссионерская экспансия, пришедшая на Украину из Западной Европы, Канады и Америки. Она привела к тому, что в Донбассе стали возникать новые для региона конфессии («Церковь Христова», «Новоапостолькая церковь»,

«Церковь Исуса Христоса Святых Последних дней» (мормоны), церковь «Слова жизни», «Христиан веры Евангельской», «Союз церкви Божьей»), имеющие прочные связи с западными центрами.

Второй характерной чертой Донбасса стал феномен мощной религиозной антисистемности, которой практически не было на Украине, и который проявился благодаря изменению социума. С одной стороны, переломная эпоха 90-х годов, коснувшаяся некогда благополучного промышленного региона, высокий образовательный уровень его жителей, в том числе мощный пласт технической интеллигенции, с другой стороны радикализм молодого поколения донбассовцев, его внутренний эгоцентризм и отчуждение, – все это расширяло сферу традиционной религиозности и способствовало развитию мировоззренческой антисистемы, а значит и определенного религиозного эзотеризма. В Донбассе появились различные псевдодуховные культы, часто связанные с разными формами оккультизма. Достаточно сказать, что в Донецке издавалось семь крупных международных эзотерических газет, не считая массы мелких региональных изданий. В наиболее крупных промышленных районах Донбасса – Донецке, Мариуполе, Макеевке, Горловке, Краматорске и других утвердились саентологи, теософские, антропософские, группы «Белого Братства», представители «нью- эйдж», «Церковь Уитнесса Ли», различные восточные учения, предполагающие медитативные практики, неоязычники. Но довольно скоро стало ясно, что эти новые «религии» есть не что иное, как деструктивные культы.

В 90-е гг. в Донецком регионе активно возрождается церковная инфраструктура, до того полностью разрушенная атеистическим режимом. Разворачивается восстановление и строительство православных и греко- католических храмов, протестантских молитвенных домов костёлов, мечетей и синагог.

6 сентября 1991 г. была создана Донецкая епархия Украинской Православной Церкви. Глава епархии до 1996 г. имел титул митрополита Донецкого и Славянского. С 1996 г. епархия разделилась на две части: Донецко-Мариупольскую и Горловско-Славянскую.

В 1992 г. Донецким городским советом было принято решение о выделении земельного участка и начале строительства Спасо-Преображенского кафедрального собора по образцу одноимённой церкви, построенной в 1886 г. и разрушенной большевиками в 1931 г. (место постройки нового собора не совпадает со старым). Строительство собора велось с 1997 г. по 2006 г. Первая пасхальная служба в Спасо-Преображенском кафедральном соборе была совершена в 2007 г.

В 1997 г. возведена часовня Святой Великомученицы Варвары – в народе называемая «шахтерской» – одна из визитных карточек Донецка. Святая Варвара издавна считается покровительницей шахтёров, поэтому часовня была построена в память о погибших горняках. Среди всех религиозных конфессий края преобладает православие. Это направление христианства исповедуют более 70% всех верующих нашего региона.

Но проживают в Донбассе и представители других религий. Есть среди них и христиане- католики. Это потомки польских переселенцев, появившихся в нашем крае в XIX в. Одним из самых величественных костелов является католический храм Святого Иосифа в Донецке. Храм сооружен в 2006 г. при содействии польской общины Донбасса, а также благодаря активной помощи верующих католиков Польши.

Первая синагога в Донбассе (Юзовке) появилась еще в конце XIX ст. В 1931 г. решением местных властей синагогу упразднили как культовое иудейское учреждение. И только в 1989 г. она была возвращена евреям. Проведен генеральный ремонт и реконструкция здания. А главное – возрождена деятельность синагоги, ее статус духовного и религиозного центра еврейской общины.

В нашем крае проживает около 400 тысяч мусульман, исповедующих одну из мировых религий – ислам. В 1994 г. был заложен фундамент первой в регионе мечети «Ибн-Фадлан». Такое название свидетельствовало об уважении к личности арабского богослова и путешественника ибн- Фадлана. Главным меценатом строительства мечети был известный донецкий бизнесмен, тогдашний Президент ФК «Шахтер» А.Х. Брагин. После трагической гибели мецената в 1995 г. мечеть стала носить его имя – «Ахать Джами».

Духовной жемчужиной Донецкого края называют Святогорскую Свято-Успенскую Лавру– монастырь Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. История этой древней обители уходит вглубь веков. Первое письменное упоминание о местности

«Святые горы» датировано 1526 г., а первое достоверное упоминание о монастыре относится к 1620 г., когда духовенству была пожалована царская грамота на право владения этой землёй.

В 1922 г. монастырь был ликвидирован большевиками, а на его месте основан Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Лишь в 1992 г. Святогорская обитель была вновь открыта по многочисленным просьбам христиан Донецкого края. В 1995 г. начались реставрационные и восстановительные работы. В 2003 г. Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении

Святогорского историко-архитектурного заповедника жилые и хозяйственные строения. Учитывая древность обители, её историческую роль и активное возрождение, а также многочисленные обращения православных верующих, 9 марта 2004 г. монастырю был присвоен статус Лавры.

На территории Донецкой области по состоянию на 2009 г. действовали 1566 религиозных организаций, а именно: 1500 религиозных общин, 20 религиозных центров и управлений, 10 монастырей, 1 Лавра, 23 миссии, 1 братство, 11 высших духовных учебных заведений, а также мечеть и синагога. Наиболее широко представлены сооружения православной церкви (преимущественно Московского патриархата). Работал православный телеканал КРТ. Донецкой епархией выпускались журналы: «Живой родник», «Радость моя», «Шишкин лес», газета «Донбасс православный», «Игнатьевский благовест» (страница общины Свято- Игнатьевского храма в газете «Металлург»). При Донецком национальном университете открыто Подразделение духовной культуры.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Развитие культуры Донбасса в 1991-2013 гг. было противоречивым. Успехи и достижения сочетались с трудностями и проблемами. Донецкая земля богата талантами в различных областях культуры, поэтому культурная жизнь в Донбассе не замерла. Одним из главных достижений развития культуры Донецкого региона конца ХХ-начала ХХІ вв. стало возрождение культур национальных меньшинств Донбасса. Главным результатом стало создание условий для возрождения духовности, возвращения к традиционным национально-культурным ценностям народов, населяющих наш многонациональный край. Отличительной особенностью жителей Донбасса является уважительное отношение к истории, толерантное отношение к историческим личностям, желание установить и сохранить историческую справедливость.

Толерантность (от лат. Tolerantia – терпение) – терпимость, уважение, снисходительность к кому-, чему-либо – записано на доске.

Именно это проблема станет темой нашего урока: «Религиозная толерантность».

«Не удивительно ли, что люди так часто воюют

за религию и так редко живут по ее предписанию»

Лихтетенберг Г.

Россия – многонациональное, многоконфессиональное государство, поэтому тема толерантности важная. Характерная особенность толерантности – уважение к культуре, религии и традициям каждого народа. Такой настрой позволил выстроить уникальную систему межнациональных и межрелигиозных связей. Образовался монолит российской государственности.

Религия… Такое короткое и вместе с тем такое емкое, многогранное слово. По последним данным, озвученными в средствах массовой информации 70% жителей России считают себя верующими людьми.

1. Как вы понимаете слово религия?

2. Какие мировые и национальные религии вы знаете?

3. Обращаются ли люди к религии?

4. Какая религиозная проблема стоит перед человечеством в современном мире?

Мы определили проблему, котораяв современном мире остается глобальной - проблема отношений между людьми, исповедывающими разные религии.

Этические ценности религий:

Давайте, проанализируем и ответим на поставленный нами вопрос: какие этические ценности заложены изначально в основах Мировых религий, для этого ознакомимся с раздаточным материалом – таблица «этические ценности мировых религий».

 

Задание: выявить общие этические ценности, заложенные во всех мировых религиях. Сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.

1. Какие нравственные ценности лежат в основании религиозных учений, схожи ли они?

2. Несет ли истинная религия вражду и ненависть?

Вы утверждаете, что любая религия, будь то мировая или национальная, учит нравственной чистоте, порядочности, совествестливости. Религия, как и наука, как и искусство, является неотъемлемой частью национальной культуры. И нам необходимо научиться быть толерантными.

1. Если все так хорошо, то почему у нас происходят столкновения в обществе?

2. Что вы можете предложить обществу для преодоления национальных, религиозных конфликтов?

Мы пришли к осознанию того, что для самосохранения человечество должно избавиться от межконфессиональной вражды. Должно быть терпимее, толерантнее к представителям других религиозных верований.

Домашнее задание. Изучить материал по теме. Ответить на один из вопросов текста в виде эссе (по выбору).

Эл. адрес: gaidukelena1959@gmail.com

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.