Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теоретический материал



 

 

Урок №15

 

Тема урока: Практическая работа №3 «Моделирование и формализация»

 

Теоретический материал

Моделированием называется как процесс построения модели, так и процесс изучения строения и свойств оригинала с помощью построенной модели.
Формализация - это замена реального объекта или процесса его формальным описанием, т.е. его информационной моделью. Построив информационную модель, человек использует ее вместо объекта-оригинала для изучения свойств этого объекта, прогнозирования его поведения и пр. Формализация — это процесс выделения и перевода внутренней структуры объекта в определенную информационную структуру — форму.
Моделирование любой системы невозможно без предварительной формализации. По сути, формализация — это первый и очень важный этап процесса моделирования.
Для правильного построения таблиц важными являются понятия «объект», «класс объектов», «свойство объекта». Объект— это то, о чем идет речь.
Класс объектов— множество объектов, объединенных какими-то общими свойствами. Например, парты, домашние животные, планеты, сны.
Один и тот же объект может быть отнесен одновременно к нескольким классам. Например, кошка может быть отнесена к классу домашних животных, к классу кошачьих, к классу четвероногих.
Свойства— характеристики, признаки объекта. Например, говоря об объекте класса «человек», мы можем выделить такие его свойства: возраст, рост, вес, цвет глаз, образование, семейное положение.
У каждого свойства есть название и значение. Примеры названий: цвет, материал, форма. Примеры значений: зеленый, железный, прямоугольный.
Мы можем рассматривать один объект отдельно от другого, а можем сразу группу взаимосвязанных объектов. При этом часто возникают свойства, которые характеризуют не отдельные объекты в группе, а именно всю группу целиком. Например, расстояние между двумя городами не является характеристикой ни одного из этих городов, но является характеристикой пары городов; указанное в расписании время отправления такого-то поезда с такой-то станции является характеристикой пары «поезд-станция». Как видно из этого примера, объекты в паре могут относиться к одному классу (город-город), а могут и к разным (поезд-станция). Свойства, характеризующие только один объект, будем называть одиночными. Свойства, которые характеризуют сразу пару объектов, будем называть парными.


Содержание работы

1.Открыть приложение Word.

2.Создать следующую таблицу и заполнить её в соответствии с заданием №1:


Задание №1. Существует набор фактов


Анаконда — длинная. У электрички «глаза» горят. Человек бодрствует днем. На баранов коты не охотятся. Сова покрыта перьями. Мышей ужи ловят, а баранов — нет. Человек не длинный. Сова может передвигаться на двух ногах. Человек не ловит мышей. Анаконды ловят баранов. Совы не длинные. Уж не может передвигаться на двух ногах. Электричка когти не втягивает. Кот — животное не длинное. У совы глаза горят. Кошки ловят мышей. Тело анаконды перьями не покрыто. Уж не имеет перьев. Кот втягивает когти. Ночного образа жизни электрички не ведут. Глаза у кошки горят. Люди баранов не ловят. Когти сова втягивать не умеет. Электрички — длинные. Уж ведет ночной образ жизни. Кошки не умеют ходить на двух ногах. На баранов сова не охотится. Анаконда ведет ночной образ жизни. Человек — без перьев. Длинным уж не является. На двух ногах анаконда не передвигается. Электричка не охотится ни на мышей, ни на баранов. Человек не относится к существам, у которых горят глаза. Кошки ведут ночной образ жизни. На мышей анаконда не охотится. Глаза у ужа не горят. Анаконда не имеет когтей. Днем сова спит. Электрички не передвигаются на двух ногах. Когти у человека не втягиваются. У кота перьев нет. У анаконды глаза горят. Уж не втягивает когти. Человек передвигается на двух ногах. Мышей сова ловит. Перьями электричка не покрыта.

Свойство Кот Сова Человек Уж Анаконда Электричка
Передвигается на двух ногах            
Покрыто перьями            
Ловит мышей            
Глаза горят            
Умеет втягивать когти            
Ведет ночной образ жизни            
Ловит баранов            
Длинное            

Заполнить таблицу — указать плюсом в ячейке наличие свойства, а минусом — его отсутствие. Затем ответить на следующие вопросы:
1) кто ловит мышей?
2) кто ведет ночной образ жизни?
3) какие общие свойства у ужа и анаконды?
4) кто (что) длинное и имеет горящие глаза?

 

3.Создать самостоятельно таблицу и заполнить её в соответствии с заданием №2:

Задание №2. Используя средства работы с таблицами, построить таблицу типа «объект-свойство» по следующим данным:

Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Бетельгейзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спики — 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Бетельгейзе — 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в 55 000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы — 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева. Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура —36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгейзе ярче Солнца в 22 000 раз. Расстояние до Акрукса — 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72 500 раз. Расстояние до Антареса — 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса — 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды — 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана — 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба — 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля — 820 световых лет.

 

 

Примечание. Заголовок таблицы «Звезды». Заголовок боковика «Звезда». В боковик записать названия звезд. В головку записать названия свойств.


ЗАГОЛОВОК

ГОЛОВКА ТАБЛИЦЫ



БОКОВИК

       
  ПРОГРАФКА    
       
       


4.Создать следующую таблицу и заполнить её в соответствии с заданием №3:
Задание №3. Постройте по тексту таблицу.


Поголовье овец и коз на 1 января 1991 г. составило 58,9 млн голов. Поголовье птицы на 1 января 1996 г. составило 422,6 млн голов. Поголовье свиней на 1 января 1986 г. составило 39 млн голов. Поголовье крупного рогатого скота на 1 января 1996 г. составило 39,7 млн голов. Поголовье овец и коз на 1 января
1986 г. составило 63,4 млн голов. Поголовье свиней на 1 января 1991 г. составило 38,3 млн голов. Поголовье крупного рогатого скота на 1 января 1991 г. составило 57 млн голов. Поголовье птицы на 1 января 1991 г. составило 659,6 млн голов. Поголовье овец и коз на 1 января 1996 г. составило 28 млн голов. Поголовье птицы на 1 января 1986 г. составило 627,7 млн голов. Поголовье крупного рогатого скота на 1 января 1986 г. составило 59,6 млн голов. Поголовье свиней на 1 января 1996 г. составило 22,6 млн голов.

 

ЗАДАНИЕ К УРОКУ №16

Составить и заполнить три таблицы и в виде файла отправить  в ЦОПП.

 


Урок №16

 

Тема урока: Практическая работа №4 «Исследование моделей»

 

Задание №1.
Сегодня зоологам известны около 2 млн. видов различных животных. Разобраться в таком огромном множестве было бы невозможно, если бы не систематизация. В 1975г. двадцативосьмилетний шведский биолог Карл Линней опубликовал книгу под названием «Система природы» в которой предложил свой способ классификации живых существ. Этот способ и сегодня является основой биологической классификации. Повторите научный подвиг Линнея: систематизируйте перечисленные виды животных:

стрекоза,лиса,лошадь,тюлень,ёрш,гадюка,рысь,мартышка,коза,окунь,уж,синица,волк,медведь,гиббон,кит,орёл,овца,собака,муравей, кашалот, орангутанг, щука, кошка, жаба, мышь оса, крот, пантера, корова, горилла, кобра, галка, дельфин, гиена, буйвол, питон, ворон, муха, лягушка, сом, лев, хомяк, шимпанзе, комар, плотва, тигр, гюрза, воробей, касатка

 

Задание №2.
Сегодня ботаникам известны около 500 тыс. видов различных растений. Разобраться в них помогает классификация, основы которой были заложены Карлом Линнеем. Повторите научный подвиг Линнея: систематизируйте перечисленные виды растений:

ель, крыжовник, ромашка, арбуз, рожь, дуб, репа, апельсин, лиственница, акация, помидор, подорожник, ячмень, картофель, лимон, малина, василёк, морковь, овёс, персик, кабачок, пихта, грейпфрут, яблоня, пшеница, липа, дыня, мандарин, груша, кедр, берёза, тыква, смородина, можжевельник, огурец, крапива, свекла, сосна, одуванчик, кукуруза.

 

Выполнение практической работы

Проведите систематизацию перечисленных видов животных в задании №1 и видов растений в задании №2.


Контрольные вопросы

1.Что такое модель?
2.Что может выступать в качестве объекта моделирования?
3.На какие два больших класса можно разделить всё разнообразие моделей?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.