|
|||
Урок 11 Тема: СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙУрок 11 Тема: СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Цели: научить отличать простое предложение от сложной синтаксической конструкции; углубить понятие о сложном предложении; совершенствовать умения определять способы и средства связи в сложных предложениях. Ход урока I. Организационный момент. II. Работа у доски. Задание. Записать предложения, определить, какое из них простое, а какое сложное, подчеркнуть грамматические основы. Приветливо шепчутсясосны, Березышумят у дороги. И мы на земле плодоносной Живем без нужды и тревоги. Я. Купала III. Сообщение темы урока. Слово учителя. Сложное предложение – это такая синтаксическая конструкция, которая имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно. Простые предложения в составе сложного могут быть связаны с помощью союзов (сочинительных и подчинительных), союзных слов (местоимений и местоименных наречий) или бессоюзным способом, то есть только с помощью интонации. В связи с этим сложные предложения делятся на две группы: союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложные предложения, как и все предложения, служат для общения людей, выражают сообщение, вопрос или побуждение к действию и обладают обязательными признаками предложения – наличием грамматической основы и интонации конца. Это сближает сложные предложения с простыми, например:
1. Небо снова все покрылось тучами, посыпалсядождь. (М. Горький.) 2. Покраснеларябина, посинелавода. (С. Есенин.) 3. Он [Пушкин] для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. 4. Сумрак стал гуще, и звезды сияли выше. (И. Бунин.) 5. Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. (А. Толстой.) Задание классу. Запишите предложения и ответьте устно на следующие вопросы: – Какие предложения называются сложными? – На какие группы делятся сложные предложения? – На какие группы делятся сложные союзные предложения? – Какие средства связи характерны для разновидностей сложных предложений? – Какое средство связи является общим для всех разновидностей? IV. Самостоятельная работа с учебным пособием. Задание. Прочитать материал § 7, 8, 9, 10 и ответить на вопросы: – Что в материале параграфов было для вас совершенно новым? – Что показалось трудным? V. Итог урока. Домашнее задание.§ 7–10, упр. 46, 47.
© 2020 так то ЕНТ. Хостинг от uWeb ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
|
|||
|